Информ Полис
3966

На что жалуются улан-удэнцы

Жители Бурятии страдают от произвола страховых компаний, коммунальщиков и работодателей

Фото russianstock.ru

Напомним, «Информ Полис» сообщал, что в Улан-Удэ открылся бесплатный правозащитный центр «Байкал». В нашем городе, да и в других городах России существует несколько правозащитных центров, но, как правило, они определяют себя как оппозиционную властям организацию и зачастую их деятельность сводится только к политике. «Байкал» же позиционирует себя как центр, который реально помогает людям, выстраивая диалог с властными структурами.

Прошло совсем немного времени с его открытия, но сотрудники центра уже успели рассмотреть множество вопросов и проблем, с которыми к ним обращаются жители Бурятии.

Пока юристы «Байкала» работают только по пяти направлениям – экология, урегулирование конфликтов с ЖКХ, страховыми компаниями, трудовые споры и защита прав потребителей. Под ними целые пласты проблем, которые многие обратившиеся в центр не решали годами, элементарно не зная как. Другие не могли заплатить за услуги юриста или нотариуса. И, наконец, многие улан-удэнцы даже не догадывались, что их обманывали годами, заставляя переплачивать.

Обманутые автолюбители

Из всех пяти направлений, по которым работает центр, наибольшей популярностью пользуется урегулирование споров со страховыми компаниями.

При этом жители так часто обращаются в центр с одной и той же проблемой, что ее уже можно назвать типовой: попал автолюбитель в ДТП не по своей вине, добросовестно следуя правилам, дождался сотрудников ГАИ, получил справку, отдал в страховую компанию… но в положенные по закону тридцать дней компенсацию не получил. Не получил и после. Обычно такие обманутые страховщиками автомобилисты следуют обычному алгоритму: ищут нотариуса, оценщика, юриста. Все это, естественно, оплачивается из своего кармана, в итоге набегает довольно-таки приличная сумма, и не факт, что она в итоге может «отбиться» страховой компенсацией.

Споры со страховыми компаниями можно смело называть одной из самых наболевших проблем улан-удэнских автолюбителей. Юристы «Байкала» рассмотрели несколько сотен таких дел. При этом обратившиеся за помощью к юристам из своего кармана не платят – это принципиальная позиция центра.

Несколько лет платили «дань»

Одно из самых больших направлений работы «Байкала» - это ЖКХ. Здесь и неправильные расчеты тарифов электроэнергии, тепла, воды, и поборы коммунальщиков.

Часто права горожан нарушаются самым наглым образом. Так, в практике центра был случай, когда несколько семей больше двадцати лет платили коммунальщикам просто так. Жители дома исправно каждый месяц вносили плату за капитальный и текущий ремонт, но при этом сам дом еще в 90-х годах был признан аварийным и любому виду ремонта не подлежал. Жители аварийного дома графе «ремонт» в квитанции по оплате удивлялись и возмущались, но действий не предпринимали – не знали, куда жаловаться на управляющую компанию. Иногда достаточно сообщить о таких вот поборах надзорным органам, которые, кстати, по словам юристов, оперативно реагируют на подобные сообщения.

Сбрасывали мусор в речку

Проводят активную работу юристы еще по одному направлению – экология. Здесь сотрудники центра выполняют не столько юридическую помощь, сколько административно-лоббистскую работу.

Несанкционированные свалки в некоторых частях Улан-Удэ стали для горожан уже привычной картиной. Не многие из них что-то предпринимают для устранения мусора. Однако можно не только заставить виновника свалки убрать ее, но и понести наказание.

Жители одного из районов города, расположенных в лесном массиве, пожаловались в центр «Байкал» на нерадивых строителей. Работники одного из строящихся рядом комфортабельных жилых массивов ленились вывозить строительный мусор и сбрасывали его прямо в речку, откуда цемент, песок и пластик приплывали к соседям. Решить эту проблему помогло обращение юристов в контролирующий орган, который наложил взыскание и обязал строительную компанию убрать мусор.

Уволил по собственному желанию

Беспокоят улан-удэнцев и незаконные увольнения. Граждане, пришедшие в центр, жалуются на увольнение без положенных компенсаций, неправильные расчеты отпускных, декретных и других денежных пособий.
Как правило, незаконные увольнения происходят в эмоциональных порывах. Работодатель редко когда добровольно соглашается выплачивать своему уволенному работнику компенсации за неиспользованные отпуска.

Кстати, юристы отмечают, что часто сами горожане попадают в ловушку собственной беспечности, не обращая внимания на пункты договора, которые в будущем играют против них.

От недвижимости до техники

Помог центр и тем, чьи права потребителей были нарушены. Здесь спектр работы юристов широк – от авто и недвижимости до техники и других покупок. Вопрос с недвижимостью, кстати, тоже стоит довольно остро – как правило, в центр обращаются люди, вступившие в долевое строительство и получившие жилье с недоделками или в неположенный срок.

Юристы подчеркивают: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Не нужно всецело полагаться только на знания сотрудников центра, необходимо и самим озаботиться сохранением таких документов, как договоры, чеки, квитанции. Иногда дело бесперспективно только из-за того, что человек не счел нужным сохранить документы, без которых судебные тяжбы бессмысленны.

Автор: Валентина Габышева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях