Общество
21250

Не умеем ни надевать, ни шить

Самые распространенные ошибки при ношении и шитье бурятской национальной одежды

В репортажах с Кавказа видно, что там почти все старые люди носят папахи. У нас большая редкость увидеть головной убор в национальном стиле на пенсионере. Что говорить о костюмах. Пожилые люди и монгольские туристы замечают, что наши люди в большинстве своем не умеют носить национальные костюмы. У многих они и сшиты неправильно.

Усугубляет ситуацию то, что многие надевают костюмы не своего племени. Особенно это касается мужских костюмов. Поэтому мы расскажем об основных ошибках в надевании и шитье бурятских мужских костюмов.

Общий крой

Вначале определимся с терминологией. Многие называют бурятский костюм халатом или дэгэлом. Он действительно напоминает распашной халат с глубоким запахом левой полы на правую. На самом деле дэгэл – это верхняя одежда, а собственно халат называется тэрлик.
При всей разнице костюмов по  племенам бурятские тэрлики и дэгэлы в целом единообразны по покрою. 

Левая пола халата запахивается поверх правой и фиксируется пуговицей или завязкой, расположенной ниже проймы правого рукава. Почему именно слева направо. Западные буряты сохранили шаманистские поверия о том, что  на западе добрые боги, а на востоке – злые.

Ученые предполагают, что это и нашло отражение в запахе левой полы на правую. Застегивая одежду слева направо, человек закрывается от злых духов, а расстегивая, открывается доброму западу.

Такой крой одежды максимально адаптирован  к нашим природно-климатическим условиям и кочевой жизни. Застегнутая сбоку  одежда защитит грудь от ветра, особенно при быстрой езде. К тому же такой запах слева направо невероятно практичен, потому что создает из верхней части  до пояса огромный карман. Очень удобно правой рукой класть и доставать вещи из-за пазухи. Из такой глубокой пазухи ничего не выпадет даже при самой быстрой скачке. В старину кочевники носили в таком кармане  свои личные пиалы. Высокий стоячий воротник оберегает от болезней горла.

Обратите внимание и на цельный крой рукавов. Они длинные, и их манжеты  напоминают копыта. Это не просто символ богатства кочевников - скот. Это своего рода варежки, в холода такие манжеты легко опустить, чтобы согреть руки.

Длина не выше и не ниже

Часто можно увидеть, как мужчины путаются в длинных полах  тэрликов или дэгэлов или, наоборот, носят недопустимо короткие. Длина должна быть такой, чтобы закрывать ноги и при ходьбе, и при верховой езде. Это защищало ноги от мороза.

- В кочевых условиях такой распашной одеждой можно воспользоваться как временной постелью. На одной поле можно прилечь, а другой укрыться, – рассказывает ветеран  труда Хэшэгто Раднаев - не зря еще бабушка учила нас, что неукрытый человек мерзнет и не высыпается.

Самая большая ошибка

Пояса и вовсе отдельная тема. Мужчину монголоязычные народы называют «бэhэтэй хун» – человек с поясом. Пояс – обязательный предмет одежды мужчины. Правильно завязанный широкий пояс должен плотно обхватывать тело. Такой кушак существенно утепляет область поясницы. Он удобен при частой верховой езде, при низких температурах воздуха оберегает от воспаления лёгких, радикулита.

Пояс для мужчины священен, через него категорически запрещено было перешагивать.

- Искусство повязывать пояс в Бурятии утеряно, – заметила наша гостья, монгольская журналистка Индра, – даже артисты повязывают пояса вкривь и вкось.  

Пояс-кушак завязывают, обертывая спереди назад, складки должны распределяться по талии ровно. Существует два способа завязывания кушака: полностью завязывают кушак или завязывают так, что спадают по бокам два конца кушака. Повседневный кушак завязывают полностью.

Если не умеете завязывать пояс, удобнее купить или заказать кожаный пояс, украшенный серебром.

Не своего племени

Самая распространенная ошибка  - надевание одежды не своего племени. Из-за того, что хори – самое крупное бурятское племя, его костюмы самые популярные. Многие эхириты и хонгодоры порой и не знают, как отличаются их костюмы.

- А ведь достаточно побывать в музее. Изучить крой и шитье одежды своих предков, – горестно вздыхает пенсионер Афанасий Хантаев.  
Хори-костюм отличает особый лацкан энгэр - по правой стороне лифа дэгэла, начиная с воротника до подмышек. Верхняя полоса синего или белого цвета  - это символ почитания вечного синего неба, как знак чистых и высоких помыслов человека. Средняя полоса черного цвета символизирует цвет плодородной земли. Нижняя полоса красного цвета трактуется как дорога, по которой уходит от человека зло.

Мужчины павлины

И даже если покрой и костюмы соблюдены правильно, поражает пестрота тканей.

- Я категорически против того, чтобы все шили эти яркие концертные наряды. Особенно странно на мужчинах смотрится обилие узоров, аляповатых сочетаний цветов. Это хорошо на сцене, на артистах. В повседневной жизни такие шелковые и парчовые наряды непрактичны.

Те, кто их носил, знает, как в них душно. Гораздо элегантнее выглядят тэрлики и дэгэлы спокойных синего, черного, коричневого цветов из более легких тканей, – считает швея Татьяна Цыбанова.

Действительно, концертные костюмы в национальном стиле в старину вряд ли пользовались бы таким успехом. На старинных фотографиях повседневная бурятская национальная мужская не столь яркая и вычурная, как сейчас.

Пожилые люди и сейчас неодобрительно относятся к тем, кто носит одежду жёлтого и красного цветов. Дело в том, что эти цвета в старину были установлены для лам еще первым хутухтой (перерожденцем) и главой буддийской церкви в Монголии Ундер-гэгэном Занибазаром в XVII веке.

Фото: http://www.epochtimes.ru.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях