Общество
6830

Житель Улан-Удэ своими руками смастерил аэросани

Про увлечения нашего земляка Виталия Серова «ИП» уже писал. Он очень разносторонний человек. Увлекается полетами на параплане, прыжками с парашютом, вождением лёгкого самолёта, подводной охотой. Но главная его страсть – техника

Про увлечения нашего земляка Виталия Серова «ИП» уже писал. Он очень разносторонний человек. Увлекается полетами на параплане, прыжками с парашютом, вождением лёгкого самолёта, подводной охотой. Но главная его страсть – техника

На своём дворе он постоянно мастерит разные механизмы вроде летательных аппаратов, но в этот раз он сделал аэросани

- Идея сделать аэросани появилась, когда я задумался о транспортном средстве, которое позволило бы мне зимой ездить по заснеженному или обледенелому бездорожью, – говорит Виталий. – Я предполагаю где-нибудь в деревне ездить на них в лес или на рыбалку, просто кататься по зимним полям. Ну и чисто для себя было интересно попробовать сделать такой аппарат.

Воплощение задумки Виталий не стал откладывать, закупив нужный материал и прикинув общую схему, он приступил к работе. Чертежей не делал, все узлы конструировались «в уме». Примерно через полторы недели сани были готовы.

Основой их конструкции служит треугольная рама, сваренная из стального профиля. На неё крепятся двигатель, руль и поперечная перекладина для крепления лыж. Узлы скрепляются обычными строительными болтами. Всего у механизма три точки опоры: две задние лыжи и одна рулевая спереди. Лыжи сварены из стального листа толщиной в миллиметр, ширина их почти тридцать сантиметров, чтоб снизить удельное давление. Задние лыжи разнесены на ширину два метра для предотвращения опрокидывания. В качестве двигателя используется система от мотопараплана с 28-сильным движком, но предполагается заменить более мощным автомобильным движком «Сузуки» объёмом в 1,3 литра. Двухтактный мотопарапланный двигатель заправляется 92-м бензином, разведённым с маслом, автомобильный будет заправляться просто бензином. Работа двигателя контролируется выносным стартером мотопараплана, направление движения задаётся поворотом передней лыжни. Для торможения служат педали-зацепы на рулевой лыжне – металлические полосы, вдавливающиеся в снег. Стоимость металлической основы за вычетом двигателей обошлась примерно тысяч в двадцать. Сталь тяжелит аппарат, но более лёгкие материалы вроде дюралюминия и титана достать намного сложнее.

Вся конструкция легко разбирается и помещается в легковом автомобиле типа универсал. Именно так аэросани и доставили к месту испытаний на Верхней Берёзовке, на просторную поляну у дороги напротив «Оранж Хауса». Сборка-разборка аппарата занимает не больше получаса.

- От винта! – кричит Виталий, запуская мотор.

Это обязательная мера техники безопасности, хотя пропеллер имеет защитное ограждение. Лыжи медленно сдвигаются по снегу, вскоре аэросани неторопливо набирают скорость по накатанной тропе, вздымая винтом порывы снежного урагана. Ощущение, что идут тяжело, тем не менее вполне уверенно ползут как по накатанной дороге, так и по сугробам, даже с нагрузкой из двух человек. Если же набрать разгон, то скорость, по прикидкам Виталия, приближается к шестидесяти километрам в час. Он считает, что сани могут развить и больше — даже под сто. Отдыхающие горожане с интересом смотрели на необычное движущееся средство. К слову, насколько известно, в нашем городе аэросаней больше нет — ни кустарных, ни заводского производства.

В ходе испытаний выявились и некоторые недоработки. При движении, особенно на повороте, сани заносит в стороны. Виталий считает, что это из-за отсутствия направляющих канавок на лыжах. Тяги, которыми двигатель крепится к раме, расположены слишком близко, из-за чего в водительское сиденье смог бы сесть разве что ребёнок или очень тщедушный человек, поэтому пилоту приходилось садиться прямо на раму посередине. Ну и двигатель желательно немного помощнее, впрочем, кустарный крепёжный модуль с движком «Судзуки» почти доделан. В ближайшее время Виталий намерен полностью доработать свои самодельные аэросани.

- Поставлю впереди обтекатель, чтобы меньше обдувало холодным воздухом, на лыжах продолблю направляющие, расширю крепежные тяги, чтоб можно было сесть в сиденье. Думаю также поставить воздушные рули, – говорит Виталий. – А ещё хочу к лету смастерить поплавки, поставить вместо лыж и испытать аппарат где-нибудь на воде. Можно будет с него рыбачить на озере. Летом на него можно поставить и колёса, но в таком виде он смысла особо не имеет, разве что детей развлекать покатушками. Ещё есть идея попробовать установить на него крылья, которые я мастерил для дельталёта, и испытать на воде в качестве экраноплана.

Справка

Аэросани - это транспортное средство для движения по льду и снегу, самоходные сани, приводимые в движение толкающим воздушным винтом (который вращает двигатель внутреннего сгорания). Первые аэросани появились ещё в 1903 году, они оказались удобным транспортным средством в условиях сильной заснеженности. Оснащённые пулемётами аэросани использовались ещё в Первую мировую для разведки, связи, эвакуации раненых, успешно применялись в гражданскую и Великую Отечественную. Также аэросани нашли широкое применение в гражданской сфере для перевозок в труднодоступных местностях Сибири и Крайнего Севера. Оснащённые поплавками вместо лыж аэросани могут использоваться и как суда-глиссеры. Неудивительно, что у людей, часто выезжающих на природу, порой возникает мысль обзавестись подобным аппаратом.

Фото атора

Автор: Василий Тараруев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях