Политика
2820

Борьба за права или пиар-кампания?

Необычный судебный процесс, в ходе которого обвиняемые не скрывали своего горячего желания оказаться в местах не столь отдалённых, завершён



На прошлой неделе Советский районный суд признал Татьяну Стецуру и Надежду Низовкину виновными в совершении преступления, предусмотренного статье 282 Уголовного кодекса. Но вот назначенное наказание девушек не устроило, ведь вместо реального срока суд приговорил каждую из них к выплате штрафа в размере 100 тысяч рублей.

Это самое мягкое наказание, которое предусмотрено 282 статьёй УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Девушек, которые до этого находились в СИЗО, освободили из-под стражи в зале суда. Они тут же заявили, что платить штрафы не намерены, поскольку не согласны с приговором, считают его «унизительным» и «попыткой дискредитации». Кроме того, как сообщает сайт в поддержку «правозащитниц», из ценных вещей у девушек только ноутбук, и даже если приставы опишут имущество, то покрыть штраф всё равно не получится. Впрочем, не в деньгах дело. К тому же известно, что гражданин, который по документам гол как сокол, на деле может оказаться вполне обеспеченным. И наоборот, благополучный с виду товарищ - перебиваться с хлеба на воду.

Примечательно другое – за короткое время имена двух девушек, до этого известных лишь в узких кругах, «прогремели» чуть ли не на всю страну благодаря этому самому уголовному процессу. Согласитесь, замечательная пиар-кампания, причем, за государственный счёт и при активном содействии, пусть и невольном, правоохранительных органов! Складывается впечатление, что именно «раскрутка» и была главной целью Низовкиной и Стецуры.

Девушки старательно создавали себе имидж «политзаключенных» и «мучениц» за идею, однако, на наш взгляд, получилось не очень убедительно. Хотя бы потому, что государственная машина взяла, да и не показала «зверского оскала». Даже наоборот, проявила удивительную, но, в принципе, вполне объяснимую громким процессом гуманность. Чего стоит репортаж одного известного бурятского журналиста из стен СИЗО, опубликованный на том же сайте в поддержку Низовкиной и Стецуры. Автор пишет об общем тяжелом впечатлении от камер, тут же отмечая, что обе девушки находятся комфортных, безопасных и, можно сказать, привилегированных условиях: у каждой из них – отдельная четырёхместная камера (!) с радио. За период пребывания в СИЗО девушки пользовались кипятильниками, получали передачи (чай, печенье, шоколад), читали книжки и даже принимали телеграммы со словами поддержки. На работников СИЗО не жаловались.

Сочувствие журналиста вполне понятно – клетка, она и есть клетка, пусть даже «почти» золотая. Но, простите, где вы видели весёленькие и миленькие камеры СИЗО? Всё-таки не курорт. И вообще, большинство заключенных под стражу о таких условиях могут только мечтать. А то, что в камерах прохладно (градусов 16-18), так для жителей Советского и Железнодорожного районов Улан-Удэ это была бы «райская» температура. Спасибо бесконечным «инцидентам» на ТЭЦ-1.

Впрочем, вернёмся к Низовкиной и Стецуре. Накануне объявления приговора по делу в их защиту на специально организованной пресс-конференции выступили представители бурятских правозащитных организаций – координатор коалиции «Мы - граждане» Светлана Будашкаева, председатель Республиканского правозащитного центра Евгений Кислов и представитель фракции «Зелёное яблоко» и движения «Солидарность» Наталья Тумуреева. Правозащитники расценили сам факт ареста (до которого, впрочем, не дошло бы, если б Низовкина и Стецура согласились дать подписку о невыезде) как жёсткое давление на всех инакомыслящих граждан. Впрочем, единодушия в рядах правозащитников не наблюдалось, потому что у каждого имелось собственное мнение касательно и деятельности Низовкиной и Стецуры, и самого судебного процесса. Собственно, своими мнениями общественники и поделились.

- Надежда и Татьяна пошли на такие действия, чтобы показать: эта 282 статья УК используется властями не столько для предотвращения экстремизма, сколько для борьбы с политическими оппонентами. При этом они пошли на методы провокации: расклейка листовок, доведение до уголовного дела, - считает Евгений Кислов.

Получается, что девушки сами «нарывались»? Эта точка зрения подтверждается интервью Татьяны Стецуры, которое она дала одной из местных телекомпаний.

- Если многие считают, что бороться подобными средствами, путем инициирования против себя уголовных преследований по абсурдным статьям – это все равно, что плевать против ветра, то мы еще посмотрим, кто утрется последним, - заявила «правозащитница».

Ранее девушки заявляли, что непременно будут добиваться реального срока, в том числе несоблюдением норм отбывания условного наказания, если оно будет таковым. Однако после вынесения приговора приутихли и в тюрьму, похоже, больше не собираются, даже наоборот. Передумали, значит? Или только говорили, что хотят «отсидеть», благо сторона обвинения просила два года условно? Неизвестно. Теперь же, как сообщает сайт в защиту Низовкиной и Стецуры, девушки намерены подать кассационную жалобу и добиваться своего оправдания. «Не сколько из-за желания быть оправданными, а поскольку само дело и суд по нему, по их мнению, велись с многочисленными процессуальными нарушениями», - уточняет сайт. Так что о парочке «Низовкина – Стецура» мы, видимо, еще услышим.

Надежда ВТОРУШИНА.

Источник: Центральная газета

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях