Общество
1714

Никита Михалков перестал быть художником: он занялся обустройством России

Отметив свое 65-летие, Никита Михалков занялся обустройством России, выпустив политический Манифест, завершающий его карьеру как художника. Как сказано в преамбуле, работа над манифестом шла на протяжении всего года.



Программный текст был опубликован в ограниченном количестве экземпляров и передан руководителям российского государства. Но текст попал в прессу - в частности, его приводит интернет-издание Polit.ru. В распоряжении NEWSru.com также оказалась электронная копия статьи Михалкова. Это 63 страницы текста в формате PDF.



В документе под названием "Право и Правда. Манифест Просвещенного Консерватизма" кинематографист и теперь уже политик излагает свои взгляды на то, как должна быть устроена общественно-политическая жизнь в России, и на ее место в современном мире.

Современное положение вещей Михалков характеризует как "гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола "местных начальников", всепроникающей коррупции". "Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики. Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора - делать дело!" - взывает мэтр.

По его мнению, необходимо установить и поддерживать законность и правопорядок в стране, обеспечить культурную и национальную безопасность, поднять благосостояние всех граждан, восстановить чувство гордости и ответственности за свою страну, гарантировать социальную справедливость и социальную защиту граждан, а также отстаивать права и свободы соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье.

Для этого, как полагает Михалков, надо возродить силу и мощь российского государства, поддержать становление новых для России структур гражданского общества, восстановить и укрепить нравственный авторитет власти, обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики, заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности. "Но прежде всего мы должны поверить в нашу Россию, укрепить дух нашей нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире", - призывает Михалков.

Для достижения всех этих задач, по мнению Михалкова, требуется переосмыслить роль и значение главных факторов материального производства - труда, земли, капитала и человека, рассмотрев их с точки зрения духовного единства права и правды. Последние два слова часто встречаются в тексте и выделяются прописными буквами. Такое мировоззрение, которое позволяет достичь поставленных целей, Михалков называет "просвещенно-консервативным". "Просвещенный консерватизм - это позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его", - сказано в манифесте.

Михалков апеллирует к авторитету Пушкина, Гоголя, а также русских мыслителей К.Н. Леонтьева, Б.Н. Чичерина, П.Б. Струве, С.Л. Франка, И.А. Ильина и Н.Н. Алексеева, называя их просвещенными консерваторами. "Мировая и отечественная история учит: все важнейшие реформы, направленные на модернизацию, успешно осуществлялись только в том случае, если они проводились государственными, общественными и церковными деятелями России центристской, просвещенно-консервативной ориентации. А "разруху в стране и головах", принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций", - говорится в манифесте.

Некоторые принципы и установки, провозглашаемые этим весьма большим по объему документом, достойны отдельного упоминания.

Так, первой ценностной установкой, на которой базируется просвещенный консерватизм, называется "следование справедливому закону и божественному порядку, заповеданному в правде". Также в их числе называется укрепление вертикали власти, регулируемая рыночная экономика, "лояльность к власти, умение достойно подчиняться авторитетной силе", "почитание ранга".

В части манифеста "Культура" констатируется, что сегодня общество столкнулось с экспансией ложной культуры. "С культурой, представляемой как вещь и потребляемой как товар. С "культурным ширпотребом", которым можно овладеть при самых незначительных способностях, без всяких интеллектуальных усилий и по самой дешевой цене". "Мы должны противостоять ложной культуре и противопоставить ей культуру истинную", - пишет Михалков.

"Личности, нации и государству в России необходимы стабильные условия существования, а стабильность - сестра традиции", - говорится в манифесте.

Михалков пишет об историчности консервативного мышления. "Псевдонаучные ссылки на всеобщие законы истории, "логику прогресса" и "чудеса рынка" представляются нам неубедительными. Мы служим Богу и Отечеству, а не идолам Теории и Истории, которым наши современники, лишенные веры, надежды и любви, вынуждены приносить кровавые жертвы", - говорится в манифесте. По мнению мэтра, российскому историческому ощущению свойственно уважение к авторитету и силе государственной власти, стремление к общественному порядку и неприятие стихии русского бунта.

В части "Нация" Михалков утверждает, что для русской нации свойственно "особое сверхнациональное, имперское сознание, которое определяет российское бытие в системе особенных - евразийских - координат. Ритм нашего развития и территория нашей ответственности измеряются континентальными масштабами".

"Непонимание роли и места, которое занимала, занимает и призвана занимать в мире Россия, по меньшей мере опасно, а по большому счету - губительно, потому что ведет к гибели православной цивилизации, исчезновению русской нации и распаду российского государства. Мы не должны и не можем допустить этого! С теми, кто этого не понимает и не признает, нам не по пути!" - восклицает автор манифеста.

"Надо, наконец, понять и раз и навсегда усвоить, что Россия - континентальная Империя, а не национальное государство. У России другой масштаб, другая мера, другой темп и ритм бытия. Нам нельзя торопиться. Воля и вера, знание и сила, мудрость и терпение - вот верный рецепт для любой российской власти, а тем более для власти, занимающейся реформами. Мы убеждены - тот, кто ратовал и ратует в России за скорые реформы, тот не понимает природы российской государственности и подрывает корневое бытие нации, личности и государства", - говорится в манифесте.

Автор ясно и недвусмысленно рисует портрет лидера России, который может справиться с поставленными задачами: "Идеологи российского консерватизма, как свободные творческие личности, могут и должны выступить сегодня в роли общественных и политических лидеров нашей страны, а просвещенно-консервативное движение должно стать кузницей кадров для руководителей Нации и Государства, которые в XXI веке смогут взять на себя ответственность за жизнь и судьбу нашего Отечества - России".

"Чтобы добиться нового качества политической и правовой работы в стране, следует не только укреплять внутрипартийную дисциплину, но и стремиться к сокращению общего числа политических партий. Карликовые, игрушечные, карманные партии, не представляющие никого и ничего, как и партии, утратившие поддержку своих избирателей, должны уйти с арены политической борьбы. В будущем в России должны остаться три политические партии, могущие реально бороться за власть: консервативная, либеральная и социалистическая".

"Геополитика в России должна получить приоритет над политикой, геоэкономика над экономикой, а геокультура над культурой. Довольно смотреть на себя и мир, стоя на коленях. Пришла пора вернуть достоинство, обрести уверенность, встать на ноги - и спокойно, с ровным дыханием отстаивать собственные национальные интересы. Мы вновь должны стать едиными и сильными, а Россия - Великой. В этом был, есть и будет главный смысл российской политики", - говорится в манифесте.

Заочные оппоненты Михалкова - Бродский и брат Кончаловский

Интересно вспомнить, что говорил о государстве и взаимоотношении с ним Художника великий поэт Иосиф Бродский. В своей нобелевской речи Бродский говорил следующее: "Политическая система, форма общественного устройства, как всякая система вообще, есть, по определению, форма прошедшего времени, пытающаяся навязать себя настоящему (а зачастую и будущему), и человек, чья профессия язык, - последний, кто может позволить себе позабыть об этом. Подлинной опасностью для писателя является не столько возможность (часто реальность) преследований со стороны государства, сколько возможность оказаться загипнотизированным его, государства, монструозными или претерпевающими изменения к лучшему - но всегда временными - очертаниями". Думается, что слова Бродского относятся в полной мере не только к писателям, но и ко всем тем, кто считает себя художником и вносит "выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства" всех степеней, а не только от IV до I.

Также интересно отметить несколько иные взгляды на русскую традицию у брата Никиты Михалкова - Андрея Кончаловского. В статье, опубликованной в июле изданием "Полит.ru", Кончаловский пишет: "Я убежден, что русские "национальные особенности" таят в себе не только конструктивные скрытые силы, но и разрушительные, которые могут оказать более глубокое влияние на течение событий в России, чем действия внешних сил, будь то США, Китай или глобализация".

"У России пока не наблюдается желания спасать себя, мы ищем виноватых где угодно, только не в своей культуре. И такая грандиозная задача, как изменение национального сознания, будет решена, только если политические, интеллектуальные и другие общественные лидеры России осознают, что ряд традиционных ценностей препятствуют созданию общества, устремленного к демократии и социальной справедливости", - считает Кончаловский.

Примечательно, что текст Кончаловского, опубликованный на том же ресурсе, структурно очень напоминает манифест Никиты Михалкова - он состоит из тех же разделов и поднимает те же проблемы, однако совершенно с другой точки зрения. Многолетнее соперничество двух братьев нагляднейшим образом продемонстрировалось и здесь.

"Почему в России с 14 века так и не возникло буржуазного сознания, и почему в России со времени перестройки не появилось среднего класса? Средний класс – это не объем потребительской корзины, не автомобиль "Мерседес" и не вилла в Монако. Средний класс – это мировоззрение, сформированное экономической независимостью от власти, и, как следствие создание партии для политической независимости", - пишет, к примеру, Андрей Кончаловский.

Михалков официально стал сборщиком авторских со всей электроники и чистых носителей

После затянувшихся более чем на месяц размышлений Росохранкультура все-таки аккредитовала "Российский союз правообладателей", президентом которого является Никита Михалков, на сбор авторских отчислений с производителей и импортеров техники и чистых носителей, о чем говорится в приказе службы, размещенном на ее официальном сайте 26 октября, передает РИА "Новости".

Как говорится в тексте приказа, выбор был сделан с учетом рекомендаций аккредитационной комиссии, заседание которой состоялось 20 сентября. Выбрать между РСП Никиты Михалкова и его единственным конкурентом, Российским обществом по смежным правам (РОСП), первоначально должны были в течение пяти рабочих дней. Чем объясняется столь длительная пауза, в Росохранкультуре не объяснили.

Ранее правительственным постановлением был определен размер отчислений - он составляет 1% с каждой единицы техники или чистых носителей, которые используются для воспроизведения аудиовизуальных произведений в личных целях.

В список техники и носителей, подлежащих обложению таким сбором, попали, в частности, dvd-проигрыватели, компьютеры и ноутбуки, мобильные телефоны и гарнитуры к ним, видеокамеры, компакт-диски, флеш-карты и кинопленки.

По установленному правительством регламенту, РСП будет взимать средства с производителей и импортеров раз в квартал, а распределять их между авторами, исполнителями и изготовителями фонограмм и аудиовизуальных произведений - согласно своему уставу, но не реже раза в год. В свою очередь, сам сборщик авторских отчислений обязан предоставлять в федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за охрану авторского права, информацию об изготовителях оборудования и материальных носителей и объемах собранных средств для выплаты вознаграждения.

Ранее президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук сказал агентству, что объем рынка изготовления и импорта техники составляет порядка 15-20 миллиардов долларов в год. Соответственно, после установления 1-процентной ставки на авторские отчисления речь идет о 150-200 миллионов долларов в год.

Таким образом, аккредитация компаний на сбор авторских отчислений Росохранкультурой завершена.

Напомним учредителей и руководителей РСП. Учредители - Союз кинематографистов, Российское авторское общество (РАО) и еще одни специалисты по авторским сборам, Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), а также три физических лица: Леонид Эмильевич Верещагин (генеральный директор студии Никиты Михалкова "Тритэ"), Николай Ильич Денисов (вице-президент авторского совета РАО) и Александр Леонидович Клевицкий (вице-президент авторского совета РАО).

Руководство: президент совета Никита Сергеевич Михалков, председатель правления Артем Никитич Михалков, генеральный директор Андрей Борисович Кричевский, одновременно являющийся генеральным директором ВОИС. Именно Никите Михалкову принадлежит авторство идеи взимать мзду с производителей носителей и мультимедийной техники.

Напомним также, что на прошлой неделе в Госдуму были также внесены поправки в Закон "О связи" и в Гражданский кодекс, ограничивающие свободное "хождение" фонограмм и аудиовизуальных произведений, скачанных из интернета и на мобильники. Перечень лиц, обязанных уплачивать средства для вознаграждений авторам, предлагается дополнить операторами связи. А для этого создать Резерв вознаграждений, за счет средств которого будут осуществляться выплаты.

Базой расчета отчислений станут доходы операторов, полученные в течение квартала от оказания абонентам услуг, связанных со свободным воспроизведением фонограмм и аудиовизуальных произведений. Ставка обязательного сбора - 2%. Если эта норма будет нарушена, Минкомсвязи сможет обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений. По оценкам экспертов, это добавит к авторским сборам еще около 30 млн долларов в год.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях