Общество
4749

Я в начальники хочу, пусть меня научат

Мода на юриста или экономиста давно прошла в России. Сейчас абитуриенты все больше выбирают технические факультеты. Но только не в Бурятии. Наши выбирают специальности, связанные с государственным управлением



Любой справочник о Бурятии сообщает, что главные отрасли промышленности республики — это машиностроение и металлообработка, энергетика и т.д. Тем не менее конкурс на эти специальности в вузах Бурятии невысок. Все хотят быть управленцами. По данным приемной комиссии ВСГТУ, желающих обучаться на юридических и экономических специальностях в два раза больше, чем на пищевых и машиностроительных.

Госуправление, менеджмент организаций, экономика и управление также являются лидирующими по популярности среди абитуриентов в остальных трех государственных вузах города.

— Это, наверное, своеобразная мода среди молодежи, — говорит помощник председателя приемной комиссии ВСГАКИ Елена Перова. — В нашем заведении всегда высокий конкурс на подобные факультеты. Надеемся, что в будущем ситуация будет другая.

А жизнь требует совсем другого. Зайдите в центр занятости и убедитесь, что самые востребованные профессии на сегодня — инженеры, врачи, учителя, техники, медсестры, а вот с юристами, менеджерами, бухгалтерами и экономистами явный перебор. Например, на одно вакантное место бухгалтера претендуют четыре специалиста, безработных экономистов в три раза больше, чем требуется в Улан-Удэ на данный момент.

Управлять или создавать?

В умах поступающей молодежи госуправление — очень перспективная специальность, обеспечивающая высокий заработок и карьерный рост.

— Специальность хорошая, в будущем, надеюсь, получу работу. Государство же никуда не денется, так что это еще и некоторая стабильность и уверенность, — говорит студент БГУ Андрей.

Такой приоритет госслужбы или экономических специальностей легко объясним. В России за 20 лет «сырьевой иглы» самыми выгодными сферами деятельности стали госслужба и торговля. Промышленное производство, за исключением нефтегазовой, таковым не является. Интересно, что даже чиновники согласны с мнением абитуриентов.

— Это всё-таки высокооплачиваемая работа, которая позволяет трудоустроиться более благополучно, чем по инженерной специальности, — говорит главный специалист отдела высшего и послевузовского профессионального образования Министерства образования РБ Тамара Немчинова.

Кресел на всех не хватит

Вот только количество абитуриентов, желающих сесть в чиновничьи кресла, не отвечает требованиям сегодняшнего рынка труда.

— Абитуриенты не знают и вообще не понимают, куда они идут, — говорит ответсекретарь приемной комиссии ВСГТУ Александр Быков. — У них уже сформирован образ успешного юриста или экономиста, управленца. А вот, к примеру, выпуск­ники пищевого профиля сразу после окончания трудоустраиваются. Это говорит о том, что нужна пропаганда тех специальностей, которые необходимы экономике региона. А в результате кризиса 2008 года строительная отрасль сократилась в некоторых регионах на 90 процентов. И, тем не менее, многие молодые люди прочувствовали тенденцию к оживлению строительства. Последнее время строительный факультет пользуется популярностью. Это, как мне кажется, связано с интенсивным строительством в городе и республике в целом. Тем более такая профессия вполне перспективна, ведь строить будут всегда.

«Перепроизводство образованных»

По мнению специалистов, чтобы новые рабочие руки и умы заполняли пустующие непопулярные сегменты рынка труда, нужен стимул. Причем стимул не только денежного характера, но и психологического и социального. Государству необходимо формировать своеобразный средний класс.

Например, в Америке поступить в университет очень сложно, туда попадают действительно способные ребята, а большая часть идет в колледжи. А в России идет «перепроизводство» людей с высшим образованием. Специалисты считают, что минус в том, что образование стало платным. Теперь любой, заплатив определенную сумму, может получить диплом университета. В советские же годы только 20 процентов выпускников школ попадали в вузы, а остальные получали среднее специальное образование. Сейчас все прямо противоположно.

США в данный момент идут по пути Советского Союза: только 20 процентов выпускников школ поступает в вузы. То же самое планируется и в России. С 2011 года в нашей стране окончательно вводится двухступенчатая система высшего образования — бакалавриат и магистратура. До этого такая система была только в крупных вузах. По окончании бакалавриата только 20 процентов, а то и меньше продолжат обучение в магистратуре. К чему это должно привести? На руководящие должности будут назначать только тех, кто окончил магистратуру. Таким образом, уровень бакалавриата будет соответствовать уровню среднего специального образования в СССР.

— Мне кажется, это не очень хорошая идея, — говорит специалист по рынку труда улан-удэнского Центра занятости, пожелавший остаться неизвестным. — Высшее образование и есть высшее. Сейчас опытный кадровик мало смотрит на диплом, а больше оценивает по личным и профессиональным качествам. Тем более что сейчас на крупных предприятиях обязательно есть психолог, который в ходе беседы оценивает претендента.

«Страна охранников»

Но самое печальное, что большинство молодых людей просто плывет по течению, выбирая те профессии, которые популярны или кажутся более доступными. Так, получение гуманитарной специальности традиционно считается более легким, чем технической.

Но самое возмутительное в этой ситуации то, что вузы фактически работают вхолостую. Их выпускники редко идут работать по специальности. Несколько лет назад этот вопрос остро обсуждался на заседании правительства. Дошло до того, что ректоров ведущих вузов Бурятии чиновники начали упрекать в том, что их выпускники не работают по специальности. Тогда один из ректоров не выдержал и публично напомнил тогдашнему министру соцразвития о том, что он и сам не работает учителем, согласно диплому. Ничего не изменилось и сейчас. Более того, по словам ответсекретаря ВСГТУ Александра Быкова, получившие экономическое или юридическое образование работают совсем не по специальности, занимая более «низкие» ниши. Они становятся охранниками, продавцами, то есть работают там, где высшее образование необязательно в принципе.

— Страна охранников! — соглашается с ним специалист по рынку труда. — Сейчас одна из самых востребованных профессий — охранник. Открылся новый магазин — нужна охрана, отрылось предприятие — нужна охрана. У нас очень перенасыщенный рынок услуг. Очень много людей, кто не смог устроиться по своей основной профессии и попадает в сферу услуг.

А между тем на Западе самыми высокооплачиваемыми становятся рабочие. В странах Европы, например, самыми «денежными» считаются, как это ни парадоксально, сантехники. В век электроники и высоких технологий любой ручной труд становится все дороже. Но это уже другая тема.

Ольга Бунятова, Владимир Буяхаев

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях