Фотограф-панк и центр буддизма России
Главное Популярное Все
Войти

Фотограф-панк и центр буддизма России


881

Когда мне было лет 12 я обожала читать журнал «Огонек». Наверное, вы помните этот огромный журнал (ну может быть тогда он казался мне огромным:) с обязательной фотографией на обложке. Она была одна, но всегда привлекала внимание. Лицо, выхваченное объективом фотокамеры из толпы, или одна деталь, на которой неизменно останавливался взгляд. А внутри тебя ждали длинные, нескончаемые очерки, больше похожие на художественные рассказы о жизни людей, переживавшие то непростое время изменений. Изменений страны и своей жизни.

Об этом я вспомнила, когда пришла на выставку фотографа Сергея Тарасенко в Галерею искусств народов Азии в Иволгинском дацане с говорящим названием «Мимоходом». В анонсе эта выставка значилась, как выставка стрит-фотографии. Мимоходом вырванные из общей картины детали. Совсем как в журнале «Огонёк».

Неожиданно для такого настроения, выставку открыл сам хамбо-лама, честно признавшись: «Про буддизм могу рассказать, про овец могу, про всё могу, но вот про выставку не могу. Наверное, любой фотограф, любой художник так и прокомментирует свои картины: «Смотрите сами, что поймете – это ваше. Что не поймете – это мое».

Тело человека – это подарок родителей. От семени отца мы получаем кости, а от крови матери – плоть. Душа – это наше, сердце – это предыдущие наши жизни. Если сердце здоровое, значит в той жизни, я был нормальным человеком, но, к сожалению, бывают люди, у которых больное сердце. Я не могу им ставить диагноз, могу говорить только о себе. Ну, а то, что у нас есть от бога – это пальцы. Руки человека могут творить, созидать, восхищать. Сегодня мы видим фотографии нашего Сергея и я очень надеюсь, что творение ваших рук, сердца и сознания, может быть для кого-то из присутствующих откроют третий глаз, ведь каждый буддист мечтает об этом. Если откроется третий глаз, мы его еще называем душевным глазом, тогда и мир станет более душевным и понятливым. Тому будет в этом мире гораздо богаче жить. Не зря хамбо-лама Итыгилов, оставив свое тело, просит, чтобы мы на него смотрели не нашими органами чувств, которые мы получили от наших родителей, а своими душевными глазами. Я надеюсь, что многие меня правильно понимают».

Такими словами, пожалуй, никто и никогда не открывал выставку фотографа, в душе оставшегося панком и тем парнем из конца 80-х. Сам же Сергей, смущенно улыбаясь, прятался за своей камерой. Наверное, чтобы и с открытия своей выставки унести мимоходом наши лица и эмоции.

Стрит-фотография

Так всё-таки, что же такое стрит-фотография? Понятное дело, в прямом переводе – это уличная фотография, чем-то репортажный стиль, объектом которой выступают люди в общественных местах. Более точно стрит-фотографию можно охарактеризовать, как жанр, в котором нет места позированию и постановке, в котором фотограф исследует и запечатлевает современное.

Первая фотография – девушка в пол-оборота испуганно смотрит на зрителя. На ней традиционный бурятский костюм и крупные серебряные украшения с кораллами. Серебряными они кажутся на первый взгляд, а при более внимательно рассмотрении оказываются… сделанными из донышек алюминиевых банок. Мгновение, и у фотографии появилось несколько смыслов…

Идет дождь, посередине кадра стоит девушка с пакетом-майкой на голове. А вот и сама героиня, ходит от фотографии к фотографии. Уже, понятное дело, без пакета...

Каждую фотографию сопровождают подписи, целые маленькие рассказы: «Это с соревнований по борьбе в Хоринском районе. Пацанам по 4-5 лет.
Здесь всё построено вокруг парня, который сделал «крылья», все вокруг сразу удивились и кадр заиграл по-другому». Или вот изображение ребенка в костюме. Фотография так и называется «Грустный заяц»: «Был целый автобус с зайцами на Масленицу, и все зайцы были такими же грустными. Этот был самый грустный».

Сам же Сергей Тарасенко, как и подобает пост-советскому панку с маленьким ирокезом был в красной футболке с мишкой, символом олимпиады-80, и практически белом пиджаке. Пара слов у микрофона о том, что любит, то и делает, поэтому получилась выставка с помощью друзей. И вновь за фотоаппарат – щелк-щёлк.

«Выставка пройдет, а впечатления останутся. Желаю, чтобы этот момент был для нас открытием, чтобы мы его поняли, освоили и чтобы это дошло
до сердца. Если дойдет до сердца, то это с нами останется, а если сердце не шевельнется, то мы буквально через год просто забудем, что здесь происходило. Я желаю, чтобы увиденное вас пронзило, как это говорят по-русски, до глубины души и осталось там. Чтобы лет через 20 вы вспомнили, что сидели тут», - хамбо-лама Аюшеев.    

Фотографии мимоходом о нашей жизни прямо в сердце буддизма России.

Читать далее