Главное Популярное Все Моя лента

Фильм-эксперимент, снятый на Байкале, выходит в российский прокат

Фото: vk.com/prikosnovenievetra

Ведущее федеральное СМИ назвало «Прикосновение ветра» рекламным роликом Бурятии [трейлер фильма]

Создатели картины «Прикосновение ветра» позиционируют её как фильм-эксперимент и независимое авторское малобюджетное кино. Съёмки проходили ещё в 2012-2013 годах на берегу Байкала и в священных буддийских местах – Иволгинском и Баргузинском дацанах.

Картина была представлена на 67-м международном Каннском кинофестивале в рамках программы русского павильона «В фокусе – новое российское кино 2014». Она получила высокое признание киносообщества, а на XXIV фестивале российского кино «Окно в Европу» была удостоена двух престижных наград. Весь творческий коллектив отметили спецпризом фонда имени Саввы Кулиша «За творческий поиск». Актрисе Юлии Ауг жюри смотра присудило диплом за главную женскую роль. А на недавнем кинофестивале в Ялте известный в Бурятии оперный певец Эдуард Жагбаев, сыгравший главного героя, получил медаль «Талант и призвание»

Бурятия – волшебная земля

Фильм совместил в себе разные жанры – это одновременно игровая и документальная картина. Актриса из Москвы Юлия, неизлечимо больная раком, отправляется на съёмки в Бурятию – чтобы найти мужчину, с которым у неё когда-то был роман и рассказать бывшему возлюбленному, что у них есть взрослая дочь. В доме, где жил Батор, героиня встречает Эдуарда (Эдуард Жагбаев). Новый знакомый становится  «проводником» Юлии по бурятской земле.

Это игровая часть. Но есть ещё одна, документальная – реальная история актрисы Юлии Ауг, которая так же, как и её героиня, впервые приезжает в «таёжную и озёрную» сниматься в фильме, но открывает для себя Бурятию реальную. Она попадает в дацан и идёт к настоящему ламе – спросить о своей дальнейшей судьбе. 

Сегодня, 17 ноября, «Прикосновение ветра» выходит в российский прокат». А через неделю увидеть фильм на большом экране смогут и жители Бурятии. Помимо показа, зрителей ждут творческие встречи со съёмочной группой, которая прилетает в Улан-Удэ за два дня до премьеры – 22 ноября.

Снятый в Бурятии фильм не обошли вниманием ведущие федеральные СМИ, Как отмечает РИА Новости, главная героиня, соприкоснувшись с буддийскими святынями, открывает для себя совершенно другой мир и  осознаёт свой путь.

- Сегодня эта тема интересна всем. Лично для себя я вижу в буддийской культуре в какой-то степени надежду и спасение современного мира, в котором сложно не потерять рассудок. Люди, соприкасающиеся с ней, находят успокоение от доминирующей в мире тревоги, – рассказала изданию продюсер фильма Марина Кучкова.

По словам автора сценария и режиссёра-постановщика Ольги Веремеевой, несколько лет назад её пригласили в Бурятию. Тогда и появилась идея снимать кино.

- Пришлось несколько лет приезжать каждое лето, чтобы придумать, каким образом передать на экран те чувства, которые я испытала. Для меня Бурятия была и остается волшебной землёй, где происходят события, которые невозможно описать и представить научными или логическими терминами, – отметила Веремеева.

А-ля роуд-муви Джармуша и Вендерса

Неоднозначную рецензию на «Прикосновение ветра» опубликовала газета «Известия». Издание назвало картину «экзистенциальным роуд-муви», сравнив её с творениями американского режиссёра Джима Джармуша и его коллеги из Германии Вима Вендерса.

- Буддистские духи и священный Байкал помогут героям найти путь к собственной душе, а вкрапления документальных съёмок убедят зрителя в правдоподобности происходящего. Видимо, именно так рассуждали создатели фильма «Прикосновение ветра», приступая к съёмкам своего туристического кинопутеводителя по далёкому региону на границе с Монголией. Снискав  успех на российских фестивалях, картина выходит в прокат и, как выясняется, прекрасно вписывается в современную культурную политику, – пишут «Известия».

По мнению автора публикации, финала в фильме как такого нет.

- Включив в «Прикосновение ветра» съёмки кастинга, режиссёры Ольга Веремеева и Елена Демидова оставили признание одной из соискательниц главной роли: «Я вообще не поняла, чем фильм кончился». Вслед за классиками роуд-муви Джармушем и Вендерсом создатели «Прикосновения ветра» постулируют важность пути как процесса познания себя, – говорится в статье. –  Но если у западных мастеров путь пролегает, как правило, через невзрачное провинциальное захолустье, то в «Прикосновении ветра» акцент сделан на достопримечательностях Бурятии. Из-за этого картина порой смахивает на туристический дневник или просветительскую телепрограмму. 

Добиться ощущения реальности

Издание отмечает, что в фильме есть сцена, где главная героиня отправляется в Иволгинский дацан – поклониться нетленному телу Пандито Хамбо ламы Итигэлова. Однако встречу Юлии с главным буддистским святым в России не показывают – съёмки там запрещены. И потому о происходящем в резиденции Пандито Хамбо-ламы зрителям остаётся лишь догадываться.

- Недосказанностей в фильме много. Намёки на духов, подсматривающих за Юлей, остаются намёками – и слава богу. Так и не появившийся возлюбленный – красивая, хотя и не новая идея. Но внутреннюю эволюцию нервной московской фифы, постепенно обретающей душевную гармонию, стоило показать менее пунктирно. Нет-нет да и закрадывается подозрение, что из-за нехватки бюджета команде «Прикосновения ветра» удалось сделать куда меньше запланированного, – отмечается в публикации. – Авторы, впрочем, находят виртуозное решение: игровые эпизоды чередуются с документальными, что позволяет не только компенсировать нехватку постановочных сцен, но и добиться ощущения реальности. Во время обеда съёмочной группы герои рассказывают друг другу истории из детства. И мы не понимаем, по-настоящему это или для фильма.

«Известия» отмечают: «Прикосновение ветра» действительно оказывается идеальным рекламным роликом Бурятии, который к тому же воспевает духовные ценности и преподносит традиции как основу жизни. А благодаря жанровым экспериментам и прекрасной Ауг фильм не выглядит «клюквой», скорее –  экзотическим блюдом.

Читать далее