Азия
2527

Девушка из белой юрты (мистика)

Фото: nacekomie.ru

В старинных бурятских преданиях и легендах рассказывается о загадочных фантомах умерших людей, ставших после смерти человека хозяевами (эжинами) своей родной местности. В местности Сосюрта Кижингинского района некоторые видят странное явление — призрак девушки.

Некоторые  исследователи аномальных  явлений  относят  территории,  находящиеся  около  Байкала,  к  регионам,  где  пересекаются  космическая  и  земная  энергии. Поэтому случаи появления фантомов здесь могут возникать легче и чаще. Местные народные предания выделяют какой-нибудь объект: гору, реку, дерево, камень —  и  связывают  его  с  каким-то духом,  существом,  обитающим  в  нем.

То,  что  представляется  нам  горой, рекой  или  камнем,  возможно,  только  часть,  проекция  тонких  существ, пребывающих  в  других  измерениях и  присутствующих  в  нашем  трехмерном мире  лишь одним  своим  срезом.

Эти сущности составляют одно целое с этой горой или лесом, хотя, находясь в  ином  измерении,  как  бы «выскакивают» оттуда к нам, проявляясь в самом  разном  облике,  например,  горы, камня,  леса.  Некое  полевое  образование, контуры которого совпадают с очертаниями дерева, горы, включая в себя всех, обитающих в нем, образует совокупность, осознающую себя и наделенную своим «Я». Некоторые могут видеть и общаться с такими персонифицированными сущностями. Так возникали предания, легенды, связанные с божественными силами природы, хозяевами (эжинами)  становились  нередко те, кто трагически погиб в данной  местности.  Местное  население верило: если они будут проводить обряды поклонения, подносить дары, то это принесет людям данной местности добро и удачу.

Привидения – сгустки особой энергии

Некоторые  исследователи  считают, что полтергейст — это душа умершего.  Покойный  ученый  из  Белоруссии А. Манеев, так же как и К.Э. Циолковский, И.В. Вернадский, считал, что после смерти человека биополе, «излученное»  умершим  организмом,  продолжает сохранять всю индивидуальность  покойного,  его  информацию. Н.И. Пирогов,  известный  русский  хирург, был убежден, что у человека существует «посмертное тело», то есть так называемая полевая форма жизни.

Исследователи-уфологи приходят сегодня  к мнению,  что  человечество должно  быть  готово  к  способности увидеть  что-то  за  пределами  нашего  измерения,  воспринять  новую  информацию о других мирах. Такие ученые  и  исследователи  считают:  множество  видений  различных  непонятных  существ —  привидения,  гномы, домовые, ангелы и т.д. — это необычные явления, связанные с феноменом НЛО. Нередко увиденное аномальное явление скрывали, боясь насмешек. У бурят и других коренных народов Сибири есть понятие двойника человека,  который может  уйти  из  тела  человека,  и  тогда «хозяину»  нездоровится, а впоследствии он умирает.

На огромных пространствах вокруг Байкала буряты жили в гармонии с природой. Они  ценили  и  берегли  богатство  флоры  и  фауны  окружающего мира. Из поколения в поколение передавали  они  нравственные  заповеди  свода  законов  природопользования,  чтобы  защитить  природу.  Так рождался культ  гор, рек, озера Байкал,  культ  леса,  культ  природы. 

Так народ  сотворил  предания  и  легенды,  в  которых  главным  героем  становился покровитель живых существ — эжин — трагически погибший человек в какой-либо местности. Такой эжин почитается  людьми  и  должен покровительствовать населению своей родной местности. Согласно поверьям, дух покойного вселялся в определенный природный объект, например в озеро или лес, становился его эжином, охраняя близлежащую местность. Тайны  таких  сакральных мест знают сейчас не многие. Память о некоторых из них сохранилась в старинных преданиях, записанных фольклористами,  и  лишь  немногие  истории дошли до наших дней.

Призрак девушки

В местности Сосюрта долгое время бытовало старинное предание о призраке девушки из юрты. Она встречалась припозднившимся одиноким путникам на  лесистом  холме.  Как  рассказывали  старожилы,  эта  легенда  родилась задолго  до  революции  и  повествовала о несчастной невесте, которая после проведения свадебного ритуала на священном холме неожиданно умерла.

Смерть произошла мгновенно, все были растеряны и подавлены горем. Шаман, проводивший  молебен-обряд  на этом холме, посчитал нужным захоронить девушку на вершине холма — поставить  здесь  белую  войлочную юрту для покойной. Это место стало культовым и почитаемым местными жителями, которые здесь поклонялись покровительнице местности. 


Фото: wikimon.mn

С  тех  пор  люди, проходившие поздно  вечером мимо холма, стали замечать: над кровлей одинокой юрты в квадратном проеме дымохода  мерцал  таинственный  огонек,  отчего  казалось,  что  это  светит подвешенный  наверх  фонарь,  а  рядом с юртой — девушка в светлом дэгэле,  которая  призывно манила  к  себе заплутавшего путника. Мудрые старейшины объясняли: это не насладившаяся  жизнью,  неуспокоенная  душа девушки  бродит  недалеко  от  юрты  в поисках любимого. По уверениям очевидцев, видение девушки из юрты было  добрым  предзнаменованием,  приносило им впоследствии удачу в делах и благополучие.

Случайно  или  нет,  но  видение девушки  из  белой  юрты  исчезло  после загадочного  случая,  произошедшего в конце тридцатых годов. Старейшины близлежащих сел рассказывали: юноша из соседнего района, чтобы сократить путь, выбрал дорогу через горные перевалы.  Проходя  по  вершине  очередного  холма  уже  в  надвигавшиеся сумерки, юноша  вдруг  заметил  яркий огонек, который по мере приближения к нему путник принял за верхний фонарь юрты.

Он был очень удивлен, что юрта стоит одна в пустынном месте, но успокоил  себя  тем,  что  такие юрты  в то время кое-где сохранялись как летнее жилище для ночевки чабанов, табунщиков  или  охотников. Юноша  был радушно  встречен  гостеприимной  хозяйкой и остался ночевать. Каково же было его удивление, когда он проснулся на рассвете от холода. Не было ни юрты, ни девушки, только пепел на месте очага был чуть  теплым. Этот  случай стал известен в народе, и вскоре местные власти в соответствии с атеистической пропагандой снесли юрту, к тому времени изрядно ветхую.

Трагически погибшая девушка из войлочной юрты стала с религиозной точки зрения местных жителей хозяйкой — эжином той местности, где погибла. Не зря шли слухи среди местного  населения,  что  встреча  с  видением  девушки-покровительницы местности означала удачу в делах. Буддизм,  пришедший  на  смену шаманизму, поддерживал в народе культ родовых гор, называл хозяев места тибетским словом «сабдак».

Так,  старинное  предание  о  девушке из белой юрты  стало памятью о ней и сохранялось в поколениях людей в форме местного предания.Мировосприятие бурят обнаруживает сходство с преклонением перед природой  у  жителей  Японии.  Ведь японцы  сохраняли  глубокую  связь  с природой,  поклонялись  местным  божествам природы — ками.

На  сцене Калмыцкого  драматического  театра  в 2006  году  поставлена лучшая пьеса о привидениях из репертуара  театра  кабуки «Пионовый  фонарь».  Этот шедевр  японской  классической  литературы  на  основе  японских преданий сложил Санъютэй Энтё в конце XIX века. На русский язык «Пионовый фонарь»  перевел  знаменитый фантаст Аркадий Стругацкий, который был  японоведом. 


Кадр из х/ф “Призрачный фонарь”. производство Япония, 1998г. Фото: kaidan.org

Одна  из  сюжетных линий этого произведения сходна с бурятским  преданием о девушке  из  белой войлочной юрты и другими подобными преданиями: два призрака давно умерших девушек — госпожи и ее служанки — ходят по ночам в поисках любимого. В руках у служанки — пионовый фонарь,  который  издали  привлекает запоздалых путников своим загадочным светом.

 

 

Автор: Сергей Симухин

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях