Венчурный фонд: малому бизнесу с большими амбициями
Главное Популярное Все
Войти

Венчурный фонд: малому бизнесу с большими амбициями

Реклама INFPOL.RU
546

Владимир Шаталов, Промсвязьбанк:

«Кризис увеличил риски, но Венчурный фонд не отказался от идеи поддерживать малый бизнес – рублем и советом»

Малый бизнес с большими амбициями

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, подводя итоги 2015 года, сообщил, что  выручка малого бизнеса за год выросла на 41%, до 500 миллиардов рублей. «Один из индексаторов делового климата - это состояние и самочувствие малого и среднего бизнеса», - пояснил Д.Медведев.

Действительно, в периоды экономической турбулентности и власти, и финансовые институты уже почти традиционно заявляют о необходимости поддерживать малый бизнес – небольшие компании и предприятия, движимые верой владельцев в свое дело и их энтузиазмом. Примечательно, что в СМИ чаще встретишь информацию о каком-нибудь инновационном стартапе, нежели о «обычном труженике». Развитие наукоёмких производств, проектов в сфере IT и т.д., безусловно, важно для развития страны. Но это не отменяет необходимости развивать производство товаров и услуг, которые нужны здесь и сейчас. При этом финансовые институты на перспективный сегмент экономики смотрят с опаской. Риски невозврата средств, отсутствие у молодых предпринимателей  практических навыков ведения бизнес осложняют диалог бизнеса и инвесторов.

«Сейчас, к счастью, много проектов в сфере инноваций, ими занимаются специализированные фонды - Фонд Бортника, бизнес-инкубаторы, технопарки. Эти структуры достаточно эффективно работают. А вот у предпринимателей из реального сектора экономики гораздо меньше возможностей», - комментирует Лариса Стрелкова. Действительно, при всем многообразии фондов и инициатив на рынке не так много компаний, которые готовы вкладываться в развития малого бизнеса – и советом, и рублем. Пожалуй, один из немногих успешных проектов в этой сфере – венчурный фонд, созданный 3 года назад общественной организацией «Опора России» и Промсвязьбанком, одним из крупнейших в стране. С момента создания фонд выбрал для себя нишу – помощь молоды (от 18 до 35 лет) предпринимателям, которые уже создали успешный бизнес и планируют расширять производство или выходить на новые рынки.

Поддержите материально

Совместное исследование Промсвязьбанка и общественной организации «Опора России» (Индекс Опоры RSBI) по итогам первого  квартала 2016 года  показало замедление темпов спада деловой активности в сегменте малого и среднего бизнеса. Напомним, что в конце 2015 года данный показатель  достиг минимального  значения  за  всю  историю  наблюдения.  Спад  в бизнесе, как отмечают эксперты, происходит  на фоне повышения темпов падения ВВП РФ.

В числе ключевых причин негативного делового тренда – низкая доступность финансирования. 

Оценивая доступность финансирования как компоненту Индекса RSBI , аналитики объясняют: «Улучшение  ситуации  со  ставками  по  кредитам  стабилизировало  значение  этой компоненты.  Однако  на  доступность  кредитов  стало  оказывать  влияние  ужесточение требований  банков  к  заемщикам». Лишь 10% предприятий и предпринимателей из сегмента МСБ взяли кредиты в первом квартале 2016 года, причем  более  половины  из  них, буквально «пробивали» себе финансирование,  преодолевая массу   сложностей.

Получить кредит сейчас непросто даже, имея многолетний опыт в бизнесе. А на что же тогда надеяться молодому предпринимателю?

О особенностях работы с малыми предпринимателями рассказывает заместитель председателя правления Промсвязьбанка, руководитель блока «Средний и малый бизнес» Владимир Шаталов.

– Первый вопрос, пожалуй, немного провокационный. Стоит ли вкладываться в проекты, где коммерческая отдача не так очевидна, как  при работе с постоянными, давно проверенными клиентами? 

Одно не противоречит другому. Венчурный фонд – для Промсвязьбанка это даже не отдельная программа кредитования, а, скорее, социальный проект с коммерческой отдачей на перспективу.  Мы ориентированы на развитие сегмента малого и среднего бизнеса, где как банк, конечно, хотим увеличить свой портфель. Потому банк поддерживает молодых талантливых предпринимателей. В 2013 году был сформирован  Венчурный фонд с капитаном  в 300 млн. рублей, которые мы были готовы выдать (и часть уже выдали) в виде инвестиций на развитие интересных бизнес-идей. Их мы разыскиваем по всей России.

- И как много предпринимателей, которым Фонд поверил за первые три года работы?

– Мы уже инвестировали больше 100 млн рублей. На данный момент в портфеле Венчурного фонда 25 сделок из разных городов России. То, что сделки вообще есть – уже результат. У нас нет задачи просто раздать деньги. Мы хотим поддержать эффективных ребят и ожидаем, что 80% наших «подопечных» покажут отличный результат. 80%, а не 20%, как обычно в венчурном бизнесе. И пока, скажем честно, на рынке не так много интересных проектов и профессиональных молодых предпринимателей. Потому 25 историй, в которые мы поверили, – отличный результат за три года.

Из всех наших проектов, три мы выделяем особенно, потому что им уже удалось совершить «выход». Так при венчурном инвестировании называют заключительный этап, когда происходит продажа принадлежащего венчурному инвестору пакета акций и его выход из компании. Обычно для того, чтобы проекты заработали в полную силу и вернули инвестиции с заложенной доходностью,  требуется лет пять. За три года работы Фонда три кейса с выходами из инвестиций – это реальный повод для гордости. 

Как подтверждает опыт, хорошая предпринимательская идея, получив финансирование, может вывести бизнес на показатели, для достижения которых без финансовой поддержки  потребовались бы многие годы. Инвестиции обеспечивают прорыв. Это революционная стратегия развития. Ее выбирают те, кто рассчитывает кратно ускориться и не ждать, пока новые, более активные конкуренты займут львиную долю рынка.

  • Давайте сразу уточним. Социальная миссия проекта не означает, что Фонд выдает бизнесу грант. Проценты банку всё-таки придется платить, верно?
  • Все верно. Проект должен быть прибыльным и дохода должно хватить и инициатору, и фонду. Что касается процентной ставки, то она в нашем случае очень гибкая, влияют различные параметры сделки. Здесь, как в отношении графика возврата инвестиций, мы придерживаемся индивидуального подхода. Если наши эксперты верят в бизнес-план, то Промсвязьбанк инвестирует на условиях, о которых мы договариваемся с предпринимателем.

Привлекать венчурные инвестиции для кратного масштабирования бизнеса имеет смысл, если предприниматель уверен в своих силах и сумма будущей прибыли  в среднем в 1,5-2 раза больше стоимости венчурных инвестиций.

В инвестиционной декларации фонда зафиксирована  минимальная стоимость венчурного финансирования – 25% годовых.  Сравнивать со ставкой по стандартному банковскому кредиту некорректно, так как наши клиенты не имеют возможности его получить. Причины разные –  малый срок существования бизнеса, отсутствие достаточного оборота денег и прибыли для обслуживания запрашиваемого кредита и т.д. Классическое кредитование очень формализовано. Венчурный фонд позволяет обойти многие стандартные ограничения. Главное для нас – разглядеть одаренных предпринимателей, способных преодолевать трудности. Главное для них – обосновать и убедить: «Если у проекта будут деньги – он быстро пойдет в гору!»

– Интересно узнать истории этих трех проектов, которые уже совершили выход

– Для нашего Венчурного фонда максимальный период финансирования – 5 лет.  Три проекта больше в нем не нуждаются, они вышли раньше окончания инвестиционного срока. И это три разные истории  акселерации.

Первая – наш самый крупный инвестиционный проект, «Велодрайв» из Санкт-Петербурга. Его инициатор Кирилл Остапенко первый предпринимательский опыт получил еще в студенчестве, когда вместе с друзьями перепродавал сотовые  телефоны. Во время поездки в США по программе Work&Travel пришлось купить велосипед, чтобы добираться до работы. Идея бизнеса пришла к Кириллу после ДТП, в котором он повредил свое средство передвижения и оказался перед выбором – продать или починить? Оказалось, что починка – недешевое удовольствие. Вернувшись в Россию, Кирилл организовал успешную веломастерскую и точку продаж вело-аксессуаров. Постепенно из одной точки продаж предприниматель сделал целую сеть. Разумеется, на это понадобились дополнительные инвестиции, и не каждая финансовая структура была готова поддержать молодого и амбициозного предпринимателя.  Мы поверили в проект и инвестировали на его развитие 10 млн рубей. Сейчас «Велодрайв» продает собственную франшизу. За 10 лет предприниматель прошел путь от велопалатки на окраине до развернутой сети магазинов с  выручкой 200 млн рублей в месяц.

Стоит сказать, что выручка проекта в 1,5 раза превысила прогноз фонда. Бизнес, которому когда-то отказали в дополнительном кредитовании, сейчас везде – желанный клиент.  Но Кирилл Остапенко остался с Промсвязьбанком – перешел на стандартные условия кредитования и охотно делится с начинающими предпринимателями своим опытом.

Вторая история «выхода» – это компания «НИКо» из Вологды. Супруги Наталия Корепина и Юрий Попов с 1998 года успешно вели  семейный бизнес, торговля продуктами питания.  Сначала была одна точка, постепенно появились четыре собственных капитальных магазина. Средства Венчурного фонда помогли Наталье и Юрию завершить большой проект – открыть торговый центр в одном из активно развивающихся районов Вологды, приобрести торговое и техническое оборудование.  Фонд инвестировал 4,4 млн рублей сроком на 3 года. При рассмотрении сделки на инвестиционном комитете в качестве одного из плюсов проекта была отмечена низкая зависимость от импортных товаров (всего 15% в структуре продаж компании). Подобное распределение ассортимента очень актуально в текущей ситуации и позволяет минимизировать валютные риски в торговле, которые сейчас высоки.

К концу 2015 года вологодские предприниматели досрочно погасили инвестиции фонда, выкупили все доли. Источником погашения стала не только выручка ТЦ, но и прибыль других  направлений бизнеса. Выкупая у фонда долю,  предприниматели продемонстрировали, что проект, в который мы вложились, для них дорог, так как очень рентабелен. В таком бизнесе, наверное, каждый предприниматель стремится остаться единственным выгодополучателем.

И, наконец, третий знаковый для нас  проект –  ориентированная на студентов новосибирская прачечная самообслуживания «Баба-Шура». Эту компанию собственники выставили на рынок и продали по выгодной цене, которая позволила рассчитаться с фондом. На самом деле, это «штучный» для российского малого бизнеса кейс. У нас нет активного рынка движения капитала среди малых предприятий. Предприниматели-партнеры Александра Пимоненкова и  Вячеслав Демидов остались довольны тем, что они создали бизнес, смогли его развить и продать как качественный продукт.

Мы тоже довольны результатами наших exit-проектов. Сейчас анализируем их, чтобы еще эффективней работать с другими уже профинансированными идеями и новыми молодыми предпринимателями.

– Новых заявок на фоне кризиса поступает меньше? И скорректировал ли сам фонд каким-либо образом свою активность в период экономической нестабильности?

– Нет смысла лукавить. Влияние кризиса, безусловно, ощутимо. Открыв Венчурный фонд, за первый 2013-ый год мы собрали порядка  полутора тысяч проектов, претендующих на финансирование. И все основные наши  сделки уходят корнями в этот период.

В 2014 году резко изменился характер поступающих заявок. Предприниматели из сферы услуг и торговли стали обращаться к нестандартному финансированию не в поисках  инвестиций на развитие,  а для пополнения оборотных средств. В сложной экономической ситуации задачей номер один стал не рост, а спасении текущего бизнеса. Правда, венчурное финансирование – не совсем подходящий для этого инструмент. Такие компании мы в первую очередь поддерживаем как компетентные консультанты, что тоже немаловажно, когда предприниматель в растерянности и начинает паниковать. Но, если успокоиться и разложить, например, себестоимость на составляющие, то можно обнаружить долю зарубежного сырья, оборудовании и т.д. Стоит поискать альтернативы. О чем знаем – подсказываем.

Кроме того, фонд был готов подставить и финансовое плечо тем, стремится нивелировать валютные риски, вкладываясь с оборудование и технологии. Мы расширили свою инвестиционную политику, стали рассматривать проекты, которые привлекают финансирование на поддержание  текущего бизнеса. Но, к сожалению, большинство стремилось, как я уже сказал, к пополнению оборотных средств, увеличению расходов на маркетинг и отдел продаж. То есть предприниматели долгое время считали, что нужно наладить продвижения, а не менять процессы в корне.

Объективно мы, конечно, понимаем, что прежнего спроса на инвестиционные деньги не будет до тех пор, пока  условия ведения бизнеса более-менее не стабилизируются.   Но положительную динамику, после сложного, непонятного  2014-ого, мы отмечаем уже сейчас. Бизнес постепенно адаптируется и продумывает новые модели. Люди понимают: работать, как раньше, уже не получится.

– Вы говорите о таких трендах как  импортозамещение и развитие собственного производства?

– Да, в 2015 году вектор поддержки сместился в сторону  импортозамещения, производственных проектов. Заявления Правительства подталкивали предпринимателей обратить внимание на эту отрасль. И мы увидели, что бизнес действительно меняет приоритеты, строит планы на той сырьевой базе и рынках сбыта, которые доступны сейчас.  Минимум импортной составляющей в себестоимости – максимальная ориентация на экспорт. Примерно так сейчас выглядит рецепт успеха. В заявках, поступающих в фонд, мы чаще видим производственные проекты, они очень глубоко продуманы самими клиентами, что не может не радовать. И мы готовы вкладывать в производство. Сейчас всерьез рассматриваем ряд заявок.

– Бизнес по франшизе – наверное, тоже неплохой антикризисный вариант. Проверенная модель снижает риски. Вместе, всей сетью, легче противостоять вызовам. Как говорится, одна голова хорошо, а две, три, десять – лучше… Фонд ведь инвестирует во франшизы? Это преимущественно успешные кейсы?

 

– Мы поддерживаем открытие бизнеса на условиях франчайзинга, а так же покупку готового бизнеса. Но настоятельно советуем предпринимателям не расслабляться и самостоятельно тоже анализировать условия и перспективы проекта на своей конкретной территории.  Конечно, бизнес-план в этом случае можно «позаимствовать» у продающей стороны или того, кто предлагает франшизу. Но не поленитесь самостоятельно пересчитать все показатели и «прощупать» обстановку на месте.

У нас в портфеле есть очень показательный кейс. В октябре 2014 года молодые предприниматели Олег Родионов и Дмитрий Астафьев решили открыть в Чите бар «Дорогая, я перезвоню». Эта сеть успешно развивается в Москве, есть в нескольких других городах.  Читинцы – тоже предприниматели  с опытом, правда не в ресторанном бизнесе, а в фитнес-индустрии. Решили освоить новое направление. Получили средства,  купили мебель,  кухонный инвентарь,  оформили помещение, выучили персонал, открылись. Но реальные финансовые показатели заведения сильно отличались от заявленных франчайзером. Совместно с предпринимателями мы стали анализировать, почему клиент не идет в бар. Пришли к выводу, что менталитет в Чите сильно отличается от столичного. Не оценили посетители атмосферу, концепт. Не соответствуют  они местным привычкам, хотя сами собственники заведения очень верили в этот формат. Одним словом, не достаточно проработали целевую аудиторию.

В итоге, после довольно продолжительных переговоров с участием франчайзера, читинских предпринимателей  и специалистов фонда было принято нелегкое решение – заведение адаптировали к территории, отказавшись от франшизы. Теперь ребята самостоятельно развивают свое заведение уже под новым, но не менее концептуальным названием – «Первым делом самолеты…» Для Читы, считающейся центром Забайкальского военного округа, по-моему, отлично! И финансовые показатели растут.

Так что франшиза – не панацея. Важна активная позиция самого предпринимателя.

– Но мы же понимаем, что молодому предпринимателю, замахнувшемуся на большие свершения, не всегда хватает компетенции…

– Хочу еще раз обратить внимание, что мы не работаем с теми, кому нужно объяснять азы ведения бизнеса. Но вы правы, большинству наших молодых предпринимателей  для развития проектов требуется экспертная поддержка. И они могут на нее рассчитывать с первых дней сотрудничества. 

Консультации и наставничество – это еще одно большое поле деятельности Венчурного  фонда. Мы поводим мастер-классы, организуем столы по разным темам , учим бизнес-планированию.

Могу сказать, что в 2015 году консультация и поддержка специалистов Фонда были нужны предпринимателям как никогда. В сложное время важно опираться на данные, которые могут дать опытные  эксперты, услышать их прогноз развития ситуации. Специалисты фонда и менторы помогают сориентироваться и поддерживают психологически, не дают опускать руки.

Практически все 25 наших проекта под давлением кризиса скорректировали бизнес-модели, хотя мы все вместе проверяли и утверждали их на старте. Скажу больше. Радует, что есть  предприниматели, которые сами держат руку на пульсе и становятся инициаторами этих изменений – видят, как снизить затраты,  решают изменить  продуктовую линейку в ответ на изменившийся спрос и т.д.

А венчурный фонд проводит ежеквартальный мониторинг проектов и в процессе общения с предпринимателями мы предлагаем свои решения и корректировки планов и стратегии бизнеса. Приятно, что сейчас многие охотно прислушиваются и с нетерпением ждут этого аудита. Бизнес-план – это ведь не догма. Бизнес – живой организм, которому сейчас нужно проводить ежемесячную, а то и  еженедельную диагностику с корректировкой проводимого курса «лечения» и развития.

– Каким, по вашему прогнозу, будет 2016 год? Для предпринимателей, для фонда. Какие цели поставлены? Будут ли меняться условия выдачи инвестиций? 

–  Нет, мы не планируем изменять свою Инвестиционную декларацию.

В 2016 году ожидаем выхода наших текущих проектов на плановые показатели, или даже выше.  Возможно, кто-то настолько окрепнет, что окажется готов отправиться в самостоятельное плавание.

Безусловно, мы продолжим курс на усиление консалтингового направления. В финансировании сейчас делаем ставку на производственные проекты. Было бы отлично инвестировать  минимум в 10 компаний. Сейчас специалисты  Венчурного фонда глубоко и детально изучают меры поддержки, которые предусмотрены для российских производителей. Со своей стороны поддержим лучшие идеи и талантливых предпринимателей всеми ресурсами, которыми располагаем – от денег до совета.

Справка о Венчурном фонде:

Венчурный фонд был запущен Промсвязьбанком в сотрудничестве с общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в феврале 2013 года.

Основной сегмент для размещения средств – малый бизнес молодых предпринимателей, у которых уже есть успешный опыт, те, кто только начинают новый проект или хотят кратно увеличить масштаб существующего.

Общий размер фонда – 300 млн. рублей. Сумма инвестиций в один проект от 1,5 до 10 млн. рублей.

На данный момент фондом профинансировано 25 бизнес-проектов молодых предпринимателей из различных регионов России на общую сумму более 100 млн рублей.

Узнать более подробную информацию о фонде и подать заявку на финансирование можно на официальном сайте: http://psbfund.ru/

Оперативная информация в сети Фейсбук: https://www.facebook.com/PsbVentureFund/?fref=ts


Читать далее

Читайте также