Азия
7962

Какой видят Бурятию монголы или «тяжелые» будни монгольских челноков

Журналист из Монголии примерила на себя «шкуру» простого челнока, проехав путь с Улан-Батора до Улан-Удэ и обратно. В статье автор делится впечатлениями от процедуры перехода международной границы, столице Бурятии и российском сервисе

Фото: transmap.ru

Прошло два года как между Россией и Монголией отменили визовый режим, и теперь граждане обеих стран имеют право выезжать, имея на руках лишь заграничный паспорт. Предприимчивые жители пограничных районов, в особенности, селенгинцы (административный центр Селенгинского аймака город Сухэ-Батор находится в нескольких десятках километрах от пограничного поста Алтанбулаг) уже давно промышляют перевозками туристов в Кяхту и Улан-Удэ. В перечень предоставляемых услуг входит трансфер на личном легковом автомобиле, прохождение (без особых проволочек) госграницы, сопровождение гида-переводчика по достопримечательностям и торговым точкам столицы Бурятии. За один день коммерсант просит 60 000 тугриков (ок.2 000 рублей). При этом они помогут найти необходимый вид товара, выступают в качестве переводчиков, отвезут вас в любую точку города, куда пожелает клиент. За раз гиды-водители сажают 3-4 пассажиров.

Переход границы


Фото: region03.ru

Прибыли к посту Алтанбулаг в 5 утра, а там уже очередь из 9 машин. Машины с уланбаторскими и селенгинскими номерами выстраиваются в две колонны. При распределении очереди ведется настоящая бойня, чуть ли не на кулаках. При этом в ней участвуют и стар и млад, и женщины и мужчины. К слову сказать, глава администрации Селенгинского аймака вынес постановление, чтобы пересекающие границу граждане культурно и дружно становились в очередь. На самом деле дело доходит, чуть ли не до драки, интересно, что в перепалках участвуют в основном женщины. Автор замечает в толпе даже девушку, которая вышла «на передовую» вместе с восьмимесячным ребенком. Такая картина наблюдается и в Замын-Ууд (на границе с Китаем), подытоживает корреспондентка. Некоторые умудряются даже продавать свое место в очереди. Ценник начинается от 10 000 тугриков (ок.330 рублей), а особо «ушлые» могут продать и за 20 000 (ок. 650 рублей).  По словам журналиста, в особо загруженные дни через границу в день проходят по 50 машин. В большинстве случаев это челночники. В неделю они переходят границу по два-три раза.

Плюсы и минусы работы челноков

Ажиотаж, по мнению автора, обусловлен тем, что монголы любят и ценят качество российских товаров. Вероятно, это и признак того, что дешевый, но низкокачественный китайский ширпотреб монголам уже порядком надоел. Теперь их вытесняет российская продукция. Местные коммерсанты, поняв, что на торговле российского товара можно неплохо заработать, устремились в соседнюю Бурятию. К примеру, предпринимательница из Улан-Батора, из числа мелкого бизнеса, начала ездить в Улан-Удэ не так давно. Но уже имеет некоторые успехи. Оборот составляет порядка 500-700 000 тугриков (ок. 17-23 тысяч рублей).

Однако в этом бизнесе есть свои минусы и причины для переживаний. К примеру, недавно убили одного молодого человека, который занимался обменом валюты. На большой поток машин с монгольскими номерами обратили внимание и бурятские «братья». Нередки случаи, когда по дороге в Улан-Удэ их подстерегают, следят, сигналят вслед. Один из самых резонансных событий произошел зимой этого года. Пара пенсионеров решила отдохнуть на дальней дороге возле зоны отдыха на пятачке «Оронгойские позные». Пять-шесть молодых людей, вооруженные пистолетом и обрезом в медицинских масках ограбили пенсионеров. В итоге они лишились 80 тысяч рублей, кожаной куртки и документов. Да еще и побили. Был и такой случай: по дороге в Иркутск местные жители открыли огонь из пистолетов, угрожая безопасности участников дорожно-транспортного движения.

Такие истории заставляют людей быть более бдительными, опасаться и переживать за свою сохранность. Однако по сравнению с 90-ми годами все более или менее тихо и спокойно, уверяют бывалые челноки.  

Улан-Удэ и сфера обслуживания


Фото: kiberon.com

Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Поэтому по прибытии на таможенный пункт Кяхта, и в Улан-Удэ стоит быть аккуратнее. Потому как россияне не больно уж радушно принимают монголов, делится впечатлениями журналистка. Однако стоит остерегаться не бурятских бандитов «с большой дороги», не угрюмых и неприветливых продавцов, а самих монголов, которые предоставляют услуги гидов и переводчиков. Дело в том, что они то и дело норовят «содрать» лишние деньги. К примеру, те кто впервые приехал в Улан-Удэ не могут сходу сориентироваться и порой слишком долго ходят по магазинам, выбирают товар или набирают больше чем позволено законодательством. В этом случае приходится ночевать. А это значит, что все расходы клиенты должны взять на себя. Если кому-либо захочется поехать в Улан-Батор, то предоставляется автомашина за 35-45000 тугриков (ок. 1 100-1500 рублей). Ушлые бизнесмены специально делают так, чтобы клиент опоздал на вечерний поезд до столицы Монголии или утренний международный автобусный рейс. Другими словами человек дважды оплачивает проезд. Сначала 60 000 до Улан-Удэ, а потом еще 35-45 000 до Улан-Батора.    

К слову, на такие «удочки» попадаются множество доверчивых и неопытных туристов или людей, желающих купить товар в Улан-Удэ и продать подороже у себя на родине. По большому счету помочь и спасти их от такого беспредела некому. Приходиться на ошибках учиться тонкостям челночного бизнеса в России.

Далее автор знакомит читателей с самыми «ходовыми» торговыми центрами и супермаркетами Улан-Удэ. В список входят “Абсолют”, “Светофор”, “Титан”, “Центральный Рынок”. Цены везде рознятся, но не на много, делает вывод о ценовой политике журналист.

Отдельно хочется отметить пункт о том, как журналист описывает пресловутый «отсталый и грубый» сервис в России, в частности продавцов сетей-супермакетов и не только.

«Горожане (жители города Улан-Удэ) показывают недовольство, когда монголы берут большими партиями товары в магазинах. Продавцы отказываются обслуживать монголов. То ли это вызвано чувством патриотизма, то ли это высокомерие и надменность. Вот живой пример: в торговом центре «Абсолют» мужчина лет 50 хотел купить коробку капроновых колготок. Увидев это, жители деревни начали возмущаться. К счастью, мужчина сносно разговаривал по-русски и смог от них «откусаться». 25 лет он проработал учителем в Монгольском Государственном университете. В эпоху экономического кризиса они с женой решили заняться торговлей, чтобы получить дополнительный доход. В зависимости от нагрузки на основной работе они выезжают в Россию раз в две недели».

Журналистка называет Улан-Удэ маленькой российской деревенькой. Жители провинциального городка еще не поняли, что монголы, скупая излишки продовольствия и товаров, вносят ощутимый вклад в экономику. Кассирши в магазинах и торговых центрах смотрят косо, иногда даже ругаются и злятся на монголов. И действительно, сервис и сфера обслуживания страдает и имеет большое количество недостатков.

Однако есть и плюсы. Магазины работают до 21-22 часов вечера и выходной только в воскресенье. Несведущие люди приезжают именно в воскресенье и горько разочаровываются, потому что попасть куда-либо невозможно.

Пересечение границы с товаром – дело нешуточное

Торговать с Улан-Удэ можно. Однако настоящей головной болью оборачивается процедура вывоза товара через российскую границу. Все зависит от находчивости водителей. Провоз товаров и продуктов питания в коммерческих целях строго запрещены. Нельзя провозить один вид товара большими партиями. Отсюда и весь сыр бор с переодеваниями, сменами машин, «раскидыванием по разным машинам» товаров и т.д. О методах и способах вывоза знают и российские, и монгольские таможенники. Российские инспекторы более «мягко» относятся к вещам и товарам, если они не относятся к наркотикам и религиозной атрибутике. Ведь эти челноки и торговцы вносят вклад в развитие российской экономики, и их пограничного пункта, в частности. Говорят, после того, как группа молодых бурятов пыталась вывезти в Монголию крупную партию наркотических веществ, таможенники стали «суровее». В феврале этого года у монгола изъяли всю партию запчастей для сантехники, когда он вывозил ее «не спрятав». Если бы он сделал все как подобает в таких ситуациях, то смог бы «навариться» на кругленькую сумму – 6 млн тугриков (ок. 300 000 рублей). При этом таможенные службы и служба госконтроля Селенгинского аймака не устают предупреждать монголов о том, чтобы они не провозили товары в крупных размерах.

Однако в погоне за деньгами мелким торгошам и челночникам приходится придумывать все новые способы «безопасного» провоза товара. Перед тем как заехать на пограничную зону коммерсанты выезжают в поле и начинают расфасовывать однотипный товар по разным сумкам и машинам. Иначе им грозит большой штраф и изъятие. В основном это продукты питания. Но самое «страшное» это не российские инспекторы, а монгольские. У себя на родине им приходится проявлять чудеса фантазии и изобретательности. Перед встречей с пограничниками и таможенниками невольно начинают про себя читать молитвы.  Особо набожные прямо посреди дороги останавливают машины и начинают кропить молоком товар и обращаться с просьбами о покровительстве и помощи к местным духам и сабдакам. На монгольской границе начинается настоящая бойня. В некоторых случаях инспекторы просто взимают «дань». С каждого пассажира полагается по 10 000 тугриков (ок. 330 рублей). Другие начинают «шмонать» каждую сумку и тщательно проверять салон машины. Среди тех, кто уже давно занимается этим бизнесом появился уже свой сленг. И коммерсанты и инспекторы уже давно знают друг друга в лицо. Многим госслужащим дали разные «клички», чтобы говорить не в открытую, а кодом.     

Итог: Труд челноков нелегок.   

источник: eagle.mn

 

Автор: Редакция INFPOL.RU

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях