Об этом стало известно накануне, на встрече глав регионов с заместителем председателя правительства России Дмитрием Козаком. В совещании принял участие и глава Бурятии Вячеслав Наговицын.
Как выяснилось, федеральный бюджет не справится с дальнейшим развитием федеральных экономических зон различного типа. Потому Москва приняла решение передать их регионам «в том виде, в котором они сегодня находятся».
- Финансовое бремя дальнейшего развития ляжет либо на субъект, либо на инвесторов, – отмечают в пресс-службе правительства. – В Бурятии на условиях софинансирования построен ряд объектов турзоны «Байкальская гавань», и республика готова была выполнять свои обязательства. Сейчас необходимо выработать меры, в результате которых уже затраченные средства должны работать максимально эффективно.
Скандал за скандалом
Напомним, договор о строительстве ОЭЗ «Байкальская гавань» в Бурятии был заключён в 2007 году. С тех пор в документ вносился ряд изменений на уровне федерального законодательства. Власти уверяли: именно это «затормозило» строительство на отдельных участках.
Сам проект неоднократно подвергался критике со стороны общественности и учёных. В частности, сенатор Арнольд Тулохонов заявлял в СМИ, что правительство республики заказало концепцию особой экономической зоны «сомнительной фирме, которая не разбирается в особенностях региона» и что при разработке проектно-сметной документации не оценивалось воздействие на окружающую среду.
С марта 2014 года турзону то и дело сотрясали скандалы. Сначала гендиректор ОАО «Особые экономические зоны» Вадим Третьяков в интервью «Российской газете» объявил о намерении резко снизить статус бурятской турзоны до «курорта регионального масштаба». Вскоре ряд вопросов к «Байкальской гавани» возник у федеральных чиновников. В апреле по фактам значительных финансовых нарушений при строительстве ОЭЗ было возбуждено уголовное дело. В октябре в злоупотреблении полномочиями заподозрили руководителя регионального филиала компании Геннадия Орлова, который после этого оставил свой пост.
«Даётся с трудом»
Ещё один тревожный звоночек раздался в ноябре 2014 года – когда стало известно, что «Байкальская гавань» рискует лишиться федерального финансирования. Об этом заявил лично глава Бурятии Вячеслав Наговицын.
- Даже развитие такой отрасли экономики, как туризм, даётся нам с огромным трудом. Нерешённость управленческих проблем, постоянные изменения нормативно-правовых актов на федеральном уровне являются серьёзной помехой в реализации проекта. Ежегодно в течение семи лет менялись организационная структура и руководство РосОЭЗ, – сообщил он на заседании координационного совета по социально-экономическому развитию Байкальского региона.
Но в итоге «финансовый» вопрос всё же решился в пользу Бурятии. Очередной виток скандала вокруг особой экономической зоны случился в октябре 2015 года. Минэкономики России заявило о намерениях распрощаться с инвестором горнолыжного курорта «Гора Бычья». В итоге соглашение было расторгнуто. Суд постановил взыскать с компании штраф в размере 1,5 миллиарда рублей.
Проект лопнул?
Свою лепту в ситуацию с «Байкальской гаванью» внесли и активисты Общероссийского народного фронта. Минувшей осенью они заявили, что проект по строительству турзоны в Прибайкальском районе можно считать проваленным, поскольку из 22 миллиардов рублей удалось освоить лишь пятую часть. «Фронтовики» констатировали: несмотря на то, что на развитие территории были потрачены деньги, туристы продолжают отдыхать на Байкале «дикарями» или вынуждены снимать дома в посёлках, в которых даже нет инфраструктуры.
В марте они взяли строительство турзоны под свой контроль и предупредили: если ситуация вокруг «Байкальской гавани» не изменится, об этом доложат президенту страны Владимиру Путину.
15 рабочих мест за 10 лет
Ситуация, между тем, продолжала накаляться. В начале апреля выяснилось, что почти за 10 лет на территории «Байкальской гавани» было создано всего лишь 15 рабочих мест.
Кроме того, проверка, инициированная Счётной палатой России, показала: за всё время своего существования ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики. Практически во всех регионах российских регионах, где были созданы такие проекты, сроки подготовки и принятия документов, предусмотренных соглашениями о создании ОЭЗ, не соблюдались. По состоянию на 1 января перспективные планы развития не утвердили 16 из 33 зон. Строительство объектов инфраструктуры на этих территориях осуществлялось медленно, а дата их ввода в эксплуатацию нарушалась везде без исключения. В этом году из 758 запланированных к строительству объектов сдали только 526. Всё это, сообщили в контрольном ведомстве, отталкивает потенциальных резидентов и ведёт к удорожанию работ.
На днях в Минэкономразвития заявили о намерениях ликвидировать «неэффективные» экономические зоны. В правительстве отметили, что это позволит сократить уровень долговой нагрузки федерального и регионального бюджетов. Доклад о работе ОЭЗ должны были представить в октябре. Но, судя по всему, после решения Москвы отдать их на «откуп» регионам, такая необходимость отпала.
Надежда на Китай
Ещё до того, как активисты ОНФ обнародовали результаты своей проверки, власти Бурятии сообщили, что на берегу Байкала могут появиться два крупных центра. Соответствующие протоколы о намерении реализации инвестиционных проектов на территории республики правительство республик подписало с китайской компанией «Nikolay Land Port Construction Co., Ltd» в середине октября, в рамках II российско-китайского ЭКСПО в Харбине.
Бизнесмены из Поднебесной намереваются построить на территории Бурятии Международный логистический центр. По предварительным данным, объём инвестиций составит 7 миллиардов рублей. Второй инвестпроект – строительство международного туристического и развлекательного центра в особой экономической зоне «Байкальская Гавань», в который китайские предприниматели готовы вложить 1 миллиард рублей. Оба проекта будут находиться на сопровождении у республиканского фонда регионального развития, сообщили тогда в пресс-службе правительства Бурятии. Не исключено, что соглашения с китайскими инвесторами – последний шанс республики спасти умирающий проект.