Общество
2646

В Бурятии пройдет первый общий хори Сагаалха

Идея провести такой праздник возникла у президента Агинского землячества Бато Очирова

Фото Александра Гармаева

- Тема объединения в единый формат всех хори-бурятов, независимо от географии их расселения, в народе витает давно. Я считаю, что в настоящем историческом промежутке это необходимость, поскольку современные буряты как народ находятся в абсолютно деморализованном состоянии, – объясняет он. - Это обусловлено в первую очередь утерей культурно-ценностных ориентиров.

- Почему это произошло?

- Потому что буряты как нация сформированы объединением монгольских этносов с неодинаковыми культурными ценностями. Соответственно, в Бурятии при осуществлении национальной политики наше общество раскололось по принципу басни Крылова «лебедь - рак – щука», и «тележка» остановилась. Таким образом, народ оказался на краю пропасти, и для того чтобы остановить возможную гибель народа, нации, потребуется пройти процедуру регенерации через «разъединение». Нужна конструкция общества с крепкой фундаментальной платформой. Вот, собственно, по этой причине, как мне представляется, мы видим не только объединение хори-бурят, но и других тоже.

- Вы имеете в виду Ёрдынские игры в Предбайкалье, Хонгодориаду в Тунке и Закамне, игры барга-бурят в Баргузине и образование ассоциации булагатов и т.п.?

- Да, все эти факты определяют, что в народе очень сильно укрепляется традиционалистский вектор. Как только люди начнут понимать свою идентичность, будет происходить быстрый подъём национального самосознания, развития культуры. Это приведёт бурятское общество на совершенно другой уровень развития. У нас единый корень, это нас объединит в качественно ином, более фундаментальном формате.

Идею проведения общего Сагаалха мы заявили год назад. Как видите, народ воспринял это с воодушевлением.

- Агинских иногда обвиняют в высокомерии. Дескать, они считают себя наиболее хорошо сохранившими язык и традиции. Может, это и верно. Но это не столько заслуга самих агинцев, сколько то, что они проживали компактнее, чем иркутские буряты, и меньше подверглись ассимиляции.

- Высокомерие - удел слабых и неуверенных в себе людей. Если таковое обстоятельство присутствует в народе, то вы подтверждаете ослабление бурятского народа в принципе. Агинская степь до сих пор сохраняет некоторую субъектность. Там звучит бурятская речь и чтутся традиции, равно как в Осе (Усть-Орде), Кижинге, Еравне, Тунке, Оке, Джиде, Курумкане и т.д. Это обстоятельство связано не в обособленности проживания. Агинск от чего обособлен? Дело в мировоззренческом взгляде на бытие. В этом плане восточные буряты больше склонны к коллективизму и традиционализму, чем западные. У иркутских бурят, как я понимаю, индивидуалистическое восприятие жизни. Они быстрее приспосабливаются к политическим изменениям и в связи с этим, по моему мнению, у них проблемы с языком, культурой и политической субъектностью. В то же время определение бурят по территориальной принадлежности (бытуют такие выражения, как агинский народ, усть-ордынский народ, народ Бурятии) носит деструктивный характер не только народа, но и отдельным личностям в том числе. Мы все в душе кочевники, можем сегодня находиться здесь, а завтра в другом месте. Человек должен чувствовать принадлежность к своему народу, а не территории.

- На Ольхоне и в Качугском районе есть много хори-бурят. Например, Бумбошкин - ольхонский хори. В Баргузине живут галзууд. Их будете приглашать?

- Приглашаем всех неравнодушных людей на наш праздник!
22 февраля в 17.00 в ФСК состоится «Хори буряадай Сагаалган». Соответствующие афиши и объявления уже распространяются по всему Улан-Удэ.

- Что для вас символ, объединяющий хори, кроме матери-лебеди: энгэр с тремя полосками или кисточка залаа? Кстати, вы верите, что три полосы на энгэре хори что-то вроде знамени на груди?

- В первую очередь нас объединяет легендарная история нашего этноса. Хори-туматы (хори-буряты) - один из самых древних монгольских народов. Как известно, народ хори проходит красной нитью в великой монгольской истории. Алан-Гуа, прародительница рода борджигинов, т.е. династии великих ханов Монгольской империи, из хори. В великой российской истории, особенно касательно восточных дел, хори-буряты играли в своё время наиважнейшую роль. Народ должен знать не только мифологию, но и свою военно-политическую историю. Элементы национальной одежды «улаан зала», «энгэр» - это нерушимая традиция, это как основные постулаты конституции государств. Начинаешь менять - всё рушится как картонный домик. Энгэр символизирует триединство основ человеческого бытия: синий цвет - вечно-синее небо, как информационная матрица; чёрный цвет – земля, как дом, где мы живём; красный цвет - источник получения энергии. Монголы всегда почитали основополагающие детали человеческой жизнедеятельности.

- Вы верите в версию о стране Наян-Наваа в Ираке, что хори жили там?

- Я хочу найти реальную историю своего многовекового народа. В ней, думаю, было множество интересных страниц, не менее легендарных как Наян-Наваа. Что касается Наян-Наваа, я знаю две версии: одна касательно иранского формата, другая - гималайско-индийского содержания. Всё это интересно и познавательно. Что касается «веришь - не веришь», в душе я верю, что наш народ был великим и не менее великим станет...

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях