образование
1994

Баир Жалсанов: «Доступность и качество образования – в приоритете»

Министр образования и науки Бурятии – о строительстве новых объектов, оценочных процедурах и планах на 2018 год

- Баир Баторович, подходит к концу год, который стал для вас знаковым – вы заняли пост министра образования республики. Какие задачи, на ваш взгляд, являются на данный момент первоочередными в системе образования Бурятии?

- Доступность и качество образования - было, есть и будет самым главным приоритетом в системе образования республики. Мы знаем, что в этом отношении многое уже сделано, но предстоит еще больше. Это и охват детей дошкольным образованием, и уход школ от трехсменного обучения, и материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса, и охват детей дополнительным образованием, и, в конечном итоге, успешная сдача выпускниками государственной итоговой аттестации.

Если говорить об обеспеченности местами в детских садах, то чего удалось добиться и как планируется дальше решать этот вопрос?

- В сфере дошкольного образования необходимо создать более 20 тысяч новых мест для детей от 2 месяцев до 7 лет. Самая большая очередность наблюдается среди детей ясельного возраста (от 2 месяцев до 3 лет) в Улан-Удэ и пригородных районах - Иволгинском, Заиграевском и Тарбагатайском. Замечу, что я говорю только о тех детях, которые стоят в электронной очереди. Если привести всю статистику, то всего в республике детей от 0 до 7 лет – более 116 тысяч, из них практически 30% сидят дома и никуда пока не собираются. В этом мы видим дополнительный риск, ведь в любое время они встанут в очередь, и тогда нам надо будет создать не 20, а все 30 - 40 тысяч новых мест. Понятно, что наши возможности ограничены. Но тем не менее мы не стоим на месте, и работа идет полным ходом. К сотрудничеству приглашаем частный сектор. Вы знаете, что, так же как и государственные учреждения дошкольного образования, равный доступ к бюджетным средствам имеют и лицензированные частные сады, а с августа текущего года - и нелицензированные. В последнем случае на уровне республики принят необходимый нормативно-правовой акт. Теперь ждем принятия НПА городом Улан-Удэ. Столица республики тоже должна принять на себя обязательства по возмещению расходов родителей на услуги дошкольного образования. Компенсация должна пойти из двух бюджетов: республиканского и муниципального. Отмечу, что такой возможностью может воспользоваться любой муниципалитет. Мы прекрасно понимаем, что силами лишь государственных детских учреждений доступность дошкольного образования не решить, поэтому необходимо активнее развивать государственно-частное партнерство.

- Недавно Владимир Путин заявил о ликвидации очереди в яслях. Включится ли Бурятия в этот проект?

- Да, отрадно, что с 2018 года по всей стране стартует федеральная программа по строительству яслей. Таким образом, логический акцент сделан на обеспечение дошкольным образованием детей от 2 месяцев до 3 лет. Мы готовим заявку от республики и в ближайшее время ждем от Министерства образования и науки РФ конкретные условия и порядок реализации данной программы. Для сведения отмечу, что при реализации аналогичной федеральной целевой программы по модернизации региональной системы дошкольного образования, целью которой было обеспечить дошкольным образованием детей от 3 до 7 лет, в республике построено порядка 10 детских садов, выкуплено 6 зданий, капитально отремонтировано около 70% дошкольных учреждений. Всего создано более 7,5 тысячи новых мест. От новой программы по яслям, я думаю, эффект будет значительный.

- Говоря о доступности образования, нельзя не упомянуть о проблеме переуплотненности наших школ.

- Да, пожалуй, на сегодня в регионе остро стоит проблема трехсменного обучения детей. И если в прошлом учебном году в три смены работали пять школ и обучались в третью смену 780 учащихся, то в этом учебном году уже семь школ и более 1300 детей. В основном это школы Улан-Удэ, Иволгинского и Тарбагатайского районов. Вы знаете, что по поручению главы Республики Бурятия Алексея Самбуевича Цыденова разработана дорожная карта, план мероприятий по решению данного вопроса. До конца текущего года мы введем в эксплуатацию пристрой к школе № 63 на 350 мест, где учебный процесс планируется начать уже с нового года. Таким образом, одной школой, где дети учатся в три смены, у нас станет меньше. Также завершен капитальный ремонт филиала гимназии №14 на 250 мест. Данную школу необходимо дооснастить оборудованием, и с нового учебного года там смогут учиться дети. Как мы знаем, глава РБ утвердил восемь первоочередных объектов по строительству школ, пять из которых направлены на ликвидацию 3-й смены, и три школы в Селенгинском, Курумканском и Кабанском районах будут строиться взамен аварийных. Помимо этих восьми объектов, в 2018 году завершится строительство школы на 740 мест в 112 квартале Улан-Удэ и школы на 450 мест в с. Гурульба Иволгинского района. В итоге за счет строительства пристроев к школе №25 и гимназии №33, возведения большой школы на 1200 мест по ул. Автотранспортной (район Бурвода) и школ по 450 мест в Поселье Иволгинского района и Нижнем Саянтуе Тарбагатайского района мы ликвидируем третью смену и существенно разгрузим вторую смену в школах Улан-Удэ.

- Вы упомянули о том, что наряду с доступностью образования приоритетом является и его качество. Скажите, что означает понятие качества образования и как оно измеряется?

- Качество понимается по-разному, даже в профессиональном сообществе. Но если мы говорим об учебной успешности наших детей, тогда смело можно говорить об объективных измерителях качества образования. На федеральном уровне это ЕГЭ, ОГЭ и всероссийские проверочные работы. На региональном уровне - мониторинги успеваемости учащихся. Надо отметить, что сегодня единый государственный экзамен – это совершенно другая процедура как по содержанию, так и по организации. Например, полностью исчезла тестовая часть, так называемые «угадайки». Все задания, измерительные материалы направлены на выявление реального уровня компетенции выпускника. По языкам появилась устная часть, где дети могут не только показать свои знания, но и продемонстрировать речевую компетенцию, произношение, чистоту и богатство речи. Уже четвертый год к итоговым аттестациям выпускники будут допускаться по результатам сочинений по русскому языку. Считаю, что это абсолютно правильное решение. В стране должно быть единое образовательное пространство, где русский язык является государственным и обеспечивает единство. Во всех пунктах проведения экзаменов ведется видеонаблюдение. С будущего года во всех ППЭ будет осуществляться печать и сканирование контрольно-измерительных материалов прямо в аудиториях. До сих пор практически в половине пунктов экзаменационные материалы доставлялись через услуги спецсвязи. За счет печати КИМ на местах мы экономим и ресурсы, и время. В связи с этим огромная ответственность ложится на службу технической поддержки ППЭ, поэтому мы запланировали соответствующее обучение специалистов.

- Что бы вы ответили противникам ЕГЭ, ведь многие жалуются на те же камеры, заглушки и металлоискатели?

- Еще раз хотел бы обратиться к выпускникам, родителям и коллегам с тем, что нам важнее получить объективные данные о знаниях наших детей, нежели какие-то не вполне объективные высокие результаты. Рано или поздно все это выявится. У нас есть много способов эффективного перекрестного мониторинга как на федеральном, так и на региональном уровнях, которые позволяют составить объективную картину по каждому ученику. Но это, к сожалению, можно сделать лишь после экзаменов, когда досадные ошибки, как правило, уже не исправить. Бывают случаи, когда выпускники на всякий случай заходят на экзамен со шпаргалкой или телефоном, где не используют их, но при последующих просмотрах видео появляются неоспоримые доказательства нарушений, и мы вынуждены работу ученика аннулировать. Поэтому, дорогие наши выпускники, верьте в себя и доверяйте учителям. Не надо рисковать и надеяться на так называемую «страховку». Просто надо научиться делать все вовремя и правильно планировать каждый день, и тогда у вас все получится. В этом году у нас зафиксировано рекордное количество стобалльников – 36. У нас в республике работают замечательные учителя и учатся талантливые дети. Уверен, что все получится.

- Предстоящий год будет ознаменован возрождением Байкальского образовательного форума. Стоит ли ожидать каких-то принципиальных изменений в работе форума и как его проведение в последующем отразится на развитии отрасли в республике?

Тема нового БОФа, который пройдет с 15 по 17 августа, звучит как «Качество образования – диалог с обществом». Традиционно будут открыты дискуссионные площадки по основным направлениям модернизации дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Напомню, что решение о возрождении форума было принято во время визита руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова в Бурятию в августе этого года. Темы обсуждений будут касаться результатов ЕГЭ, всероссийских проверочных работ и других оценочных процедур. Важно, что все предложения и решения, которые прозвучат в рамках форума, будут приниматься в диалоге с родительской и педагогической общественностью. Также важно, что в дни БОФа в республику съедутся сотни экспертов, и у наших педагогов появится уникальная возможность пообщаться с профессионалами своего дела.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях