Дом
4259

«Уверен, что спасём»: Депутат-коммунист от Бурятии встал на защиту дома Янки Дягилевой

Сергей Шаргунов вместе с активистами из Новосибирска спасает от сноса жилье андеграундной певицы

Фото: facebook.com / личная страница С. Шаргунова

Общественники и писатели пытаются отстоять деревянный барак, в котором жила андеграундная певица и поэтесса Янка Дягилева.

Фото: vk.com/yankadyagileva.novosibirsk

Старое здание, расположенное на пересечении улицы Семьи Шамшиных с Ядринцевской в центре Новосибирска, предназначено под снос. Однако активисты предлагают устроить в нём музей сибирского панка.

Ещё в 2013 году инициативная группа поклонников Дягилевой предложила повесить на её доме мемориальную доску – ведь именно в этих стенах девушка писала стихи и песни, на которых выросло уже не одно поколение россиян. Они даже создали эскиз и собрали деньги на установку памятной таблички. Однако местные власти выступили против. В мэрии приводили ряд аргументов: во-первых, Янка покончила с собой, во-вторых, была мало кому известна и, в-третьих, барак всё равно скоро ликвидируют.

- Не могу сказать сегодня, завтра, через год или два, но он будет сноситься, разумеется, – заявил Владимир Городецкий, занимавший тогда пост мэра города. – Устанавливать эту досточку, конечно, нецелесообразно.

«Примиряющая фигура»

Новосибирские фанаты решили обратиться к знаменитым рокерам с просьбой поддержать идею установки мемориальной доски на доме № 61 по улице Ядринцевская. Готовность отстаивать память Янки Дягилевой перед чиновниками тогда высказали музыканты Борис Гребенщиков и Диана Арбенина, писатели Дмитрий Быков и Борис Акунин, а также поэтесса Вера Полозкова. В 2014 году памятная доска всё же появилась. На ней изображена гитара, а ниже выгравированы слова из стихотворения Дягилевой: «Будешь светлым лучом, рождённым в тени, или тенью, родившей луч?..».

А на минувшей неделе известный российский писатель и журналист Василий Авченко, который недавно был в Новосибирске проездом, рассказал на своей странице в Facebook, в каком плачевном состоянии находится здание. Он узнал от местного краеведа-любителя Андрея Позднякова, что одноэтажный старый барак всё же хотят снести. И призвал встать на его защиту.

- С одной стороны, это кусочек старого города, с другой (главной) – дом, в котором жила Янка Дягилева. Для Новосибирска – безусловный «гений места», но это фигура далеко не локального, не сибирского значения: общероссийская (или даже «всесоюзная») и, не побоюсь этого слова – культовая. В перспективе, по-хорошему, в этом домике мог бы появиться музей русского рока или сибирского панка – как угодно. Вот вам и ещё одна точка туристического Новосибирска, – написал Василий Авченко. – Да, сейчас непонятно, как это может выглядеть и, главное – кто всем этим будет заниматься, но первый шаг – предотвратить возможный снос. Уже собраны десятки подписей неслучайных людей со всей страны, в том числе и из самого Новосибирска – разумеется, музыкантов, литераторов, художников в самом широком смысле слова. Мы считаем, что этот старый дом на углу улиц Ядринцевской и Семьи Шамшиных нужно сохранить, придав ему статус памятника истории и культуры. Это задача-минимум.

Авченко сообщил, что намерен направить соответствующее письмо властям Новосибирской области.

- Там как раз новый и. о. губернатора (Андрей Травников – прим. авт.) только что появился. Одновременно это открытое письмо с подписями предлагаем распространить через СМИ. Тут, помимо всего другого, важен и такой момент: представляется, что Янка, ушедшая из жизни в поворотном 1991-м, может в наши расколото-баррикадные времена стать фигурой объединяющей, примиряющей, – уверен писатель.

Андрей Поздняков рассказал порталу «Такие дела», что выступает как соратник и помощник Василия Авченко.

- Мы не отталкиваемся от какого-то инфоповода: сейчас никто туда с экскаватором не пришёл и не начал ломать дом. Решили сыграть на опережение: вывести его из этого списка (на снос – прим. «ТД») и придать ему статус историко-культурной ценности. Следующая задача – отреставрировать, чтобы он остался дальше в более-менее приличном состоянии и сделать там что-нибудь полезное, например, музей сибирской панк-культуры, – поделился с изданием Поздняков.

«Особое место»

Координатор движения «Искалеченный Новосибирск» Олеся Вальгер отметила, что само по себе здание «имеет очень малую архитектурную, но очень высокую историческую ценность».

- Я за то, чтобы присвоить ему статус памятника и устроить там музей, это отличная идея, – считает Олеся Вальгер. – Думаю, шанс есть, потому что это не слишком дорого. У нас сейчас президент прямо вмешался в региональные дела, вынудил губернатора уйти в отставку. И назначение Андрея Травникова исполняющим обязанности было воспринято как неуважение. К нему сейчас относятся с подозрением, а ему нужно как-то заработать уважение граждан. В таких условиях публичное проявление уважения к культурному наследию нашего города с его стороны было бы логичным шагом.

Ситуацией обеспокоились и депутаты Госдумы. Коммунист Сергей Шаргунов, который представляет в нижней палате российского парламента сразу четыре сибирских региона, включая Бурятию, обратился к мэру города Анатолию Локтю.

- Этот скромный деревянный дом непременно надо спасти. Можно устроить музей русского рока – говорят, тут и Башлачёв пел «Время колокольчиков». Это особое место, куда едут те, кто любит и помнит Янку Дягилеву – поэта и музыканта. Написал письмо мэру города, которого знаю.  Уверен, что спасём, – сообщил Шаргунов в Facebook.

В мэрии Новосибирска прокомментировать информацию о сносе бараке корреспонденту «Комсомольской правды»  с ходу не смогли. По данным издания, земля, на которой он стоит – муниципальная, а вот само строение находится в частной собственности и у него  два хозяина. Отец Янки Дягилевой – Станислав Иванович – в этом доме давно не живёт, то есть, по сути, сейчас там поселились посторонние поэтессе люди.

А новосибирские поклонники Янки, которые добивались установки памятной доски в 2014 году, и вовсе недоумевают по поводу всей этой шумихи.

- По моей информации, речи о сносе сейчас не идёт. Мы хотели тихо-мирно собрать данные о том, что это исторический памятник, потому что там до Янки, в дореволюционные времена, реально была какая-то шорная мастерская, то есть дом действительно очень ценный. Да и сносить его особого смысла нет: нормальную многоэтажку там не построишь, разве что какую-нибудь СТО, – цитирует «Комсомолка» инициатора установки мемориальной таблички Наталью Забродскую.

Справка infpol.ru
Янка Дягилева родилась в Новосибирске в 1966 году. В 80-90-х годах она с группой «Гражданская оборона» Егора Летова ездила по России с концертами и квартирниками. В числе её песен – «Выше ноги от земли», «По трамвайным рельсам», «На дороге пятак», «Печаль моя светла». В 1991 году Янка Дягилева вышла из дома и не вернулась, её тело обнаружили в реке Иня. Обстоятельства смерти до сих пор точно не установлены, среди версий – самоубийство, несчастный случай и нападение хулиганов. После смерти певицы «Гражданская оборона» помогла подготовить переиздания её альбомов «Домой!», «Ангедония», «Стыд и срам» и «Последняя акустика», включив туда архивные студийные и концертные записи. Это было очень ценно – при жизни Дягилева не любила сниматься для телевидения и давать интервью.

Автор: Наташа Саган

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях