Министр культуры Бурятии объяснил высокие расходы на «Голос кочевников» дорогими авиабилетами
Главное Популярное Все Моя лента
Войти

Министр культуры Бурятии объяснил высокие расходы на «Голос кочевников» дорогими авиабилетами

Буряад Унэн
2189

Фото: Артем Федотов

По словам Тимура Цыбикова фестивали, организованные учреждениями культуры, не могут быть окупаемыми

Министр культуры Бурятии рассказал, почему на фестивали в республике тратят бюджетные деньги, как среагировала полиция на зрителей «Голоса кочевников», и почему нельзя переносить его в черту города, сообщает газета «Бурятия»

- Зачем тратить бюджетные деньги на фестиваль, если есть спонсоры? И какова самоокупаемость этого мероприятия? 

- На сегодняшний день любые фестивали, организованные учреждениями культуры, не могут быть окупаемыми. Окупаться могут такие услуги, как, к примеру, передвижные цирки или концерты звезд шоу-бизнеса, не более того. Наш фестиваль в данном случае некоммерческая музыка, и ориентировать его на самоокупаемость - это неправильно. 

Читайте также

Это не «Нашествие» и не «Вудсток»

«Голос кочевников» стал настоящим брендом Бурятии

В этом году в фестивале приняли участие около шести тысяч человек. И это было комфортно. Конечно, можно ставить себе целью увеличить количество зрителей еще. Но нужно понимать, какова наша цель. В том же «Степном кочевнике» при количестве зрителей более десяти тысяч человек будет уже не так удобно находиться. При этом, если билет будет стоить 350 рублей, то и выручка составит всего 3,5 миллиона рублей. А общие расходы на фестиваль составляют порядка 6 млн рублей. Это снова к вопросу окупаемости. 

Но если мы говорим о существовании фестиваля за счет спонсоров, то их надо сначала найти. Таких спонсоров на сегодняшний день в нашей республике, к сожалению, нет. Крупных компаний федерального масштаба почти нет. К тому же они тратят достаточно много средств на другие социальные цели – поддерживают социально значимые мероприятия в «своих» районах и населенных пунктах. 

- Почему расходы на фестиваль были такими высокими? 

- В основном из-за дорогих авиабилетов, стоимость которых в летнее время достигает 40 тысяч рублей. Почему-то в обществе существует предвзятое мнение, что, если культура проводит какие-то мероприятия, она зарабатывает. Нет. Мы работаем для того, чтобы создать в республике качественную культурную жизнь. У нас целая линейка мероприятий. На самом деле на столь масштабные, качественные и многочисленные мероприятия, проводимые Министерством культуры, тратятся очень скромные деньги. Например, наши соседи иркутяне только на проведение одного фестиваля «Звезды на Байкале» тратят порядка 20 млн рублей из бюджета своего региона, а красноярцы на один фестиваль «Мир Сибири» - порядка 16 млн рублей. 

Мы проводим и бесплатные для зрителей фестивали, такие как Фестиваль казачьей культуры «Единение» и эвенкийский фестиваль «Больдер», фестиваль русской культуры «Байкальский хоровод». Их бюджет составляет от одного до двух миллионов. Но это всё условные значения. Мы рассматриваем все мероприятия в комплексе, знаем, где мы можем продавать билеты, а где нет, и достаточно разумно выстраиваем ценовую политику. 

- У многих вызвала недоумение цена билетов. Люди никак не могли прийти к общему знаменателю, называя разные расценки? 

- Да, цена на второй день фестиваля доходила до 1000 рублей. Но за эту цену зритель увидел выступление 8 коллективов, а это ведь 8 полноценных концертов по цене одного! Средняя цена билетов на фестиваль составила около 500 рублей. Были и студенческие, и групповые скидки на билеты. На будущее мы всё равно будем думать над стоимостью билетов и, наверное, снижать до 350-500 рублей, уж больно много нареканий было в этом году. 

Читайте также

"Калинов мост" исполнил гимн Бурятии

Удивленные зрители с радостью поддержали певца

- На фестивале собрались люди с разными музыкальными вкусами, разными предпочтениями. Как удается собрать их вместе? 

- Публика фестиваля в этом году нас порадовала. Каждый нашел исполнителя на свой вкус. Это в основном зрелые люди, семьи. Молодежь приехали на Sunsay, старшее поколение приехало на Намгар и Бадму-Ханду, люди от 40 лет приехали на «Калинов мост». Увидев и услышав, каждый для себя сделал новое музыкальное открытие. Очень важной для нас была целевая аудитория от 40 лет и их дети 15-22 лет. А также зрители до 30 лет. Подбор исполнителей был точно определен. Даже полицейские отметили, что у нас очень серьезная, комфортная публика, и им приятно работать, никаких серьезных правонарушений они не зарегистрировали. 

- Присутствует ли вкусовщина на фестивале? Некоторые люди яростно утверждают, что она есть. 

- Каждый должен заниматься своим делом. У нас есть художественные руководители, художественные советы, на них всё подробно обсуждается. С одной стороны, влияет сумма гонораров для того или иного исполнителя. Приглашая неизвестных артистов, мы экономим, во-первых, на гонорарах, а с другой стороны, открываем всей России коллективы, которые в принципе не звучали в стране. 

За 9 лет «Голос кочевников» открыл для страны и мира ряд коллективов, которые сейчас очень популярны. Структура исполнителей очень точно удовлетворяет разную целевую аудиторию. Бурят-монгольская музыка интересна москвичам, для иркутян и читинцев интересна другая музыка. А вообще, одно и то же сложно представлять на фестивале. Если у нас и есть вкусовщина, то она должна быть. Мы должны открывать что-то новое, не сидеть в одном и том же мире. Слушать разную музыку, чувствовать качественную, хорошую музыку. Если мы не будем привлекать новых исполнителей, наш фестиваль потухнет. Мы должны стремиться открывать что-то новое. Сейчас поступают предложения приблизить фестиваль к городу, но тогда изменится формат, не будет чувствоваться степь и атмосфера путешествия. И гостям нашей республики из других регионов будет неинтересно приезжать на фестиваль. 

Читайте также

Власти Бурятии отчитались по затратам на "Голос кочевников"

Министерство культуры подвело итог прошедшего недалеко от Улан-Удэ этнофестиваля

- Хотелось бы немного поговорить о цифрах. 

- Музыканты имеют право не озвучивать свои доходы, поэтому мы не имеем право предоставлять такую информацию. Это прописано в любом стандартном соглашении с артистом. Ну а в целом, из республиканского бюджета выделили 4,5 млн. Из них на гонорары 1,4 млн, на транспортные расходы 2,5 млн, на аренду сценического оформления 1 млн рублей. 

Расходы бюджета даже не покрывают минимальные расходы в организации фестиваля. Рекламную кампанию мы проводили в Иркутске и в Бурятии. Администрация Заиграевского района в этом году активно участвовала в организации фестиваля. Все службы этого района создавали комфортные условия для работы. Это показывает, что территория заинтересована в проведении таких масштабных мероприятий. 

- Претензии предъявляли и к туалетам. Как вы думаете, можно было бы поставить пару-тройку за госсчет? 

- Мы как государство не имеем право тратить деньги на коммерческие туалеты в «Степном кочевнике». Вопросами по размещению дополнительных туалетов занимается предприниматель. Мы просто арендуем данный комплекс. 

К слову, для аренды автобусов не привлекались бюджетные деньги. В этом помогало министерство транспорта и администрация района, которые привлекли фирмы по перевозке. 

К слову о предпринимателях, находясь на фестивале, человек не только покупает билет, но и совершает очень много покупок – от еды до зонтиков и столиков, сахарной ваты и сувениров. Если приблизительно посчитать, что каждый участник или зритель в среднем потратил 1 тысячу рублей, то значит, предприниматели за два дня фестиваля заработали около 6 млн рублей. А это тоже наша цель - будучи генератором событийного туризма, способствовать развитию малого и среднего предпринимательства.

Читать далее