Байкал
6994
1

Смерть от укуса клеща: Жителей Бурятии, проживающих на побережье Байкала, охватила паника

Из-за экологических ограничений и высокой стоимости вакцины клещи убивают байкальских поморов, считают местные жители

Фото: 5news.kg

«Тебя клещ не кусал?» 

От последствий укуса клеща скончался 42-летний житель Бабушкина Кабанского района. Его госпитализировали 6 июля  в тяжелом состоянии в Селенгинскую инфекционную больницу, а затем сразу – в республиканскую. Однако и это не помогло. Мужчина впал в кому и умер, не приходя в сознание. В четверг, 13 июля, его похоронили в родном городе.  В последний путь не смогла проводить своего гражданского мужа Катя. С Алексеем они ждали первого ребенка. По срокам она должна родить уже на следующей неделе, но  смерть Алексея сказалась на здоровье беременной женщины. Сейчас она лежит в республиканском перинатальном центре. 

По словам родственницы Алексея, у него была сезонная работа - летом пас скот владельцев личных подсобных хозяйств. 

- В прошлую среду я встретила Катю. Она сказала  мне, что ей хочется кисленького.  А я ей: «Приходи ко мне на работу, принесу варенье». В четверг она пришла вместе с  Алексеем. Смотрю, он идет и шатается, потом присел и стал говорить бессвязно.  Я Кате: «Ты зачем его пьяного привела ко мне на работу?». Еще отругала его. А она говорит, что он не пьяный. Мне это показалось подозрительным, я спросила: «Его клещ не кусал?».  Катя ответила, что не один раз.  Я говорю: «Скорее вызывайте «Скорую». Получается, от меня Алексей как-то ушел на своих ногах, а из дома его уже выносили. Сначала увезли в Селенгинск, а потом в Улан-Удэ, -  рассказала родственница умершего мужчины. 

По словам знакомых Алексея, дома он лечился от ангины, потому что сначала у него болело горло, поднялась температура. Как пояснили медики, начальные симптомы клещевого энцефалита очень схожи с ангиной и гриппом. 

Виновата коза? 

Сейчас жители городского поселения «Бабушкинское», в которое, кроме самого города, входят села Боярское и Мантуриха, пребывают в самой настоящей панике.  В день смерти Алексея в Боярском прошли поминки 56-летней женщины. Ее смерть земляки сразу связали  с клещом. Поползли слухи, что она употребила некипяченое козье молоко. Якобы коза была заражена клещевым вирусным энцефалитом. Нам удалось связаться с мужем покойной женщины. Игорь сказал, что семья ждет результатов экспертизы. 

- Раиса всегда употребляла только кипяченое молоко, и то им забеливала чай. Это я пью парное молоко. Оно не могло быть зараженным, - говорит Игорь. 

Тем не менее, местные жители рассказали, что коровы и козы пасутся в ближайшем лесу. Оттуда они выходят буквально облепленные клещами. 

Фото: С. Намсараева

- На шее и подбородке коров они висят, как гроздья винограда. Страшно смотреть и даже подходить. Но что делать? Корову и козу надо доить. Соскребаем палкой, ножом, потом клещей сжигаем или раздавливаем, - сообщила Зинаида из Бабушкина. 

Однако руководитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Кабанском районе Алла Семенова опровергла информацию о том, что женщина умерла от зараженного клещевым энцефалитом козьего молока. 

- За мою врачебную практику никогда такого не было. Вы представьте, коза - это тоже живое существо. У нее есть достаточный иммунитет от вируса клещевого энцефалита.  Это сколько же надо дозировки именно этого вируса, чтобы, забеливая чай молоком, заболеть и умереть?, -  недоумевает Алла Семенова. 

Вместе с тем главный санитарный врач Кабанского района подтвердила, что женщина из Боярска заболела 8 мая, обратилась за помощью через четыре дня с подозрением на клещевой вирусный энцефалит (КВЭ). 

По ее словам, точная причина смерти женщины будет установлена после гистологического обследования. Оно делается долго, в течение одного-двух месяцев. 

- Мы ждем этой экспертизы. Мне важно узнать, отчего умерла моя жена. Она в лес не ходила, всегда была дома, - утверждает Игорь. 

Алла Семенова уточнила, что 42-летний Алексей из Бабушкина и 56-летняя Раиса из Боярска не были привиты от КВЭ. Известно, что сейчас в Селенгинской инфекционной больнице лежит еще один мужчина из Бабушкина и 62-летняя женщина из Селенгинска  с подозрением на вирусный клещевой энцефалит. 

- В районе каждый год регистрируются случаи укуса клещом. Если в 1990-2000-х  клещевым вирусным энцефалитом у нас болели до 20 человек, то в этом году подозреваемых – 8. Смерть мужчины в Бабушкине – это первый случай за последние пять лет в нашем районе, - сказала Алла Семенова. 

Неподъемная цена вакцины 

По данным территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Кабанском районе, с марта, начала активности клещей, в лечебные учреждения района обратились 686 человек по поводу присасывания клещей, в том числе 238 детей до 17 лет. В масштабах Бурятии это большая цифра, если взять во внимание  информацию Управления Роспотребнадзора по РБ о том, что на 10 июля в целом по республике зарегистрировано 2752 обращения. 

- Мы проводим профилактическую работу, встречаемся с коллективами организаций и учреждений района, проводим беседы с родителями, где рассказываем о необходимости и эффективности иммунизации против клещевого вирусного энцефалита, - рассказала Алла Семенова. 

Как выяснилось,  не менее 95% населения эндемичных районов должны быть охвачены вакцинацией против клещевого вирусного энцефалита. Однако из 57 тысяч человек, проживающих в Кабанском районе, привились только около 4 тысяч. Тому несколько причин. Во-первых, одна вакцина стоит  порядка 700 рублей, а человек должен пройти три курса. Во-вторых, не каждому по карману в течение года выложить 2100 рублей. Ведь после первой вакцинации через месяц должен последовать второй курс, через - 9-12 месяцев – третий. 

Именно из-за стоимости вакцины, по мнению специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора в РБ по Кабанскому району, сложилась такая обстановка с охватом иммунизацией населения. Как мы выясняли, завод-изготовитель вакцину отпускает по одной цене, к ней свою накрутку делает закупщик – государственная аптечная база  «Бурятфармация». Аптека при закупе у «Бурятфармации»  также добавляет свою долю. Таким образом, на выходе вакцина от  КВЭ стоит 700 рублей.  При этом ее  просто так и про запас не купишь в аптеке, потому что вакцина – не жвачка, чтобы носить или хранить ее в сумке или кармане. Она хранится в определенных условиях. То есть механизм такой: человек, захотевший получить прививку, обращается в свою поликлинику. Та, в свою очередь, направляет в аптеку, где при наличии вакцины могут продать или принять заказ при 100-процентной оплате. Такой «круговорот воды в природе». Конечно, есть группы риска, как  дети до 17 лет, которых прививают бесплатно. Проводят иммунизацию  и  за счет работодателей.  Обычно это работники лесхоза, ветеринарной и иных служб. 

- 700 рублей – это неподъемная цена для большинства населения. Если бы вакцина стоила 100 рублей, тогда, может быть, люди шли на прививку, - считает Алла Семенова. 

Проблему, по ее мнению, может решить государственная программа, если вакцинация против клещевого вирусного энцефалита будет включена в национальный календарь профилактических прививок. Между тем, как пояснила Алла Семенова, в этом году районный бюджет выделил 100 тысяч рублей. На них закуплены всего 160 вакцин. 

Как ходили в лес, так и ходят 

Тем не менее, глава ГП  «Бабушкинское» Виктор Ларюшкин считает, что пострадавших от укуса клеща на территории поселения  не так много. 

Глава ГП  «Бабушкинское» Виктор Ларюшкин. Фото: С. Намсараева

- Мы проводим работу с населением. У нас есть мониторинговая группа, которая, кроме    профилактической работы по предупреждению лесных пожаров, разъясняет населению об опасности укуса клеща. Это дает результаты. Сейчас в лесу намного меньше людей, чем было раньше. Связано это с запретом входа в лес в пожароопасный период и из-за боязни клещей, - сообщил infpol.ru Виктор Ларюшкин. 

Однако местные жители считают, что люди как ходили в лес, так и ходят. 

- Лес - наша кормилица, - говорят они. – Как мы будем без ягод, грибов? А первые походы начинаются в апреле со сбора черемши.  

Между тем глава Бабушкина поделился собственным наблюдением. 

- Чем больше рекламы об опасности клещей, тем больше она утомляет и на нее меньше внимания обращают люди, - считает он. 

Это лучше, чем терять людей 

По  наблюдению Виктора Ларюшкина, в последние годы клещи появляются на обочинах автомобильных дорог, железнодорожных путей, то есть  там, где их раньше не замечали.  

- Ситуация усугубляется тем, что ни одна служба не ведет акарицидную обработку территории от клещей, - говорит глава городского поселения, имея в виду Республиканское агентство лесного хозяйства, минприроды, Роспотребнадзор. 

- Во время работы в  лесхозе инженером охраны и защиты лесов не раз слышал, что естественные враги клеща – это муравьи, жуки и другие насекомые. Во время пала погибают все насекомые, кроме клеща, у которого способность зарываться глубоко в землю и спасаться от огня. Без пищи он выходит к населенным пунктам, - рассказал Виктор Ларюшкин. – Поэтому в первую очередь нужно обрабатывать участки в радиусе 50-70 метров, ведущие из леса к автомобильным и железнодорожным дорогам.  Для этого нужны деньги, ведь обработка участка – это лучше, чем терять людей. 

Сейчас главное, считает Ларюшкин, нужно вести истребительские мероприятия, направленные на уничтожение клещей, а также профилактику их появления в будущем. 

- Думаю, не на местном, а на федеральном уровне необходимо решить вопрос об обязательной акарицидной обработке территории, - отметил он. – Для этого нужны федеральные деньги. В советские годы из вертолетов и самолетов опрыскивали от вредных насекомых поля, леса, пастбища.  

Фото: russianstock.ru

Дело в деньгах 

Кабанский район находится в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. На него распространяются все ограничения, связанные с водоохраной зоной. 

- Наш город находится на реке Мысовка и у побережья Байкала.  На наш муниципалитет распространяется  десятки ограничений, связанных с реализацией закона об охране озера Байкал. Все, что мы смогли сделать по защите населения от клещей, это обработать территорию кладбища. Она не входит в водоохранную зону, - рассказал глава городского поселения. 

- Будут деньги, мы за пять лет покончим с клещами без всяких рекомендаций и вакцинаций, - уверен глава. 

Многие учреждения и организации района самостоятельно заключают договор с  Роспотребнадзором об  акарицидной обработке своих территорий. Это платная услуга. 

- Мы заключаем договор. К нам приезжают и обрабатывают территорию. Весь наш персонал иммунизирован. Наши пациенты, все, кроме тех, кому противопоказаны прививки от клещевого вирусного энцефалита, получили вакцины, - рассказала старшая медсестра Бабушкинского психоневрологического интерната Наталья Карачева. 

Свои услуги по обработке территорий предлагает и Кабанский филиал ветеринарной службы Бурятии. Его начальник Елена Ермакова рассказала, что они вышли с инициативой в Управление ветеринарии РБ о включении противоклещевой обработки территории в прейскурант платных услуг. 

- Для этого у нас есть специальное современное оборудование. Мы можем обрабатывать большие площади, - рассказала Елена Ермакова. 

Биологическая война? 

И все же паника в районе по поводу укусов клещей не рассеивается среди местных жителей. Сейчас пошли жуткие слухи о том, что якобы путейцы при обходе железнодорожного полотна обнаружили банку, набитую клещами. 

-  Ее, скорее всего, выкинули из окна проходящего поезда. Кто это мог сделать? И почему банка при попадании на металл и камень не разбилась?, - недоумевают жители станции Мысовая. 

При расспросе, где именно обнаружили банку, они ответили уклончиво. Мол, протяженность железной дороги в районе более 180 км, откуда же им знать, где эта банка лежала. 

- Может, началась биологическая война? Может, это диверсия?, - предполагают они.

Автор: Светлана Намсараева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях