Общество
4895

Мистическая Бурятия: По следу таинственных «алмасов» (Продолжение)

Свидетельства о существовании таинственного существа в горах и степях Центральной Азии имеются в летописях, путевых заметках и официальных документах

Рисунок Баир Ободоев

Напомним, что в прошлом номере «ИП» мы уже коснулись некоторых документальных свидетельств встреч с «алмасы» («снежным» человеком, бигфутом и т.д.). В частности, имеется вполне официальный документ о том, что во время конфликта на Халхин-Голе (Монголия) часовые застрелили двух человекоподобных существ. Сегодня наш автор продолжает интересную тему.

Похищение караванщика

Чаще всего встречи с «алмасы» происходили во время передвижения караванов по безлюдным и глухим местам. Опытные и старые караванщики даже знали места, где они обитают, и старались не останавливаться там на ночь.

Известна история о караване, направлявшемся в Хух-Хото во Внутренней Монголии. Этот караван шел из Уляасатуя в Восточной Монголии и уже приближался к границам Халхи, когда караванщики решили остановиться для отдыха. После привала оказалось, что один из погонщиков исчез.

Когда караванщики собрались идти на поиски, старый опытный проводник предупредил их: в здешних местах обитает некое существо «дзагин-алмасы», и посоветовал ни в коем случае не бродить поодиночке.

Группа погонщиков, вооружившись винтовками, двинулась на поиски. Вскоре они достигли пещеры, где увидели следы людей. Причем одни из них были в обуви, другие на босую ногу. Старый проводник сказал, что «алмасы»  не убивает людей. Надо просто спрятаться и подождать, пока оно само не покинет свое логово. Уже в сумерках из пещеры вышло двуногое существо, покрытое шерстью. Перепуганные караванщики тут же открыли огонь. Обойдя в суеверном страхе труп неведомого полузверя-получеловека, погонщики осторожно вошли в пещеру, где и обнаружили своего полуобезумевшего  товарища. Он так и не рассказал о том, как попал в пещеру. Через два месяца мужчина скончался…

Тайна монастыря

Еще одна история. Некто Гендун из Баянхонгорского аймака сообщил, что в 1937 году он якобы видел в монастыре Барун-Хур целую шкуру «алмасы», которая была закреплена на потолке. Шкура была практически целой,  испещрена таинственными знаками и раскрашена. Предполагается, что существо («алмасы») было убито в пустыне Гоби и доставлено сюда знаменитым охотником в качестве дара монастырю.

Также в одном из старинных буддийских трактатов имеется изображение «дикого горного человека». Но, пожалуй, наиболее интересен экспонат, который хранится в Пекинском музее натуральной истории. Это кисти рук и стопы ног неизвестного науке примата, переданного в этот музей сельским учителем Чжоу Госинем из деревни Жуанксиянг, расположенной в предгорьях Тибета.

Встреча нефтяника

Одно из последних свидетельств о встрече с «алмасы» поступило в августе 1961 года от советского геолога-нефтяника Л. Морозова, работавшего в среднем Гоби, в 200 км от г. Даландзадгад. Он спал в палатке в метрах семидесяти от общей юрты и внезапно проснулся от раскачивания палатки.

Мужчина выбежал, подумав, что налетел ураган, и сразу наткнулся на лохматое чудище под два метра ростом, с широко расставленными дикими глазами, длинными руками и ногами, без шеи. Нечто пронзительно закричало и скрылось в темноте. Когда геолог прибежал в общую юрту, коллеги посмеялись над ним. А вот монголы, нисколько не удивляясь, сказали, что это был «хун-гуресу», или «алмасы». В последующие годы поступило еще несколько, вероятно, последних сведений с севера Гоби и аймака Кобдо…

Богатыри на Байкале

По представлениям европейцев, арабов и китайцев, Сибирь была населена самыми разными диковинными существами, полулюдьми-полуживотными, мифическими яджуджами и маджуджами, каннибалами, гиперборейцами и т.д.

В древнейшей китайской летописи II – III тысячелетия до н.э. «Книге гор и степей» так описывается Байкал: «Есть большое озеро окружностью в тысячу ли. Здесь стаи птиц меняют свое оперение… Еще жили там богатыри с человеческими туловищами и лошадиными ногами, покрытыми длинной шерстью. Они хлестали себя нагайками по ноге и носились по степи с быстротой ветра, с криками «га-га-га», как дикие утки в осеннем небе. У других же существ ноги были вывернуты наоборот. В тех же местах имелись чудовища с кривой шеей, лохматыми волосами, свисавшими на грудь. Руки и ноги у этих диковинных тварей были обрублены, и тело в целом напоминало гладко выструганный ствол».

Древняя арабская летопись «Диковинки сотворенного» гласит: «Бахр – ал –бака /Байкал/ - это море с удивительно прозрачной и приятной на вкус водой. Оно расположено за морем Алмазов. Всевышний создал его в форме двух рогов, соединенных вместе. Оно возникло из подземной расщелины. И стонало оно всегда и будет стонать вплоть до судного дня. И море это находится в постоянном волнении и реве».

Тот же летописец упоминает о диковинном народе яджуджей и маджуджей, проживающих в этих местах.

Если отмести все эти фантастические домыслы и внимательно отнестись к мифам и сказаниям якутов, эвенков, чукчей и других северных народов, а также к свидетельствам современных охотников и оленеводов, можно увидеть общее: они не оставляют сомнения о существовавших в неприступных таежных дебрях существах, больше похожих на человека, чем на животное.

В партийном архиве Якутского обкома КПСС хранится записка от 9 марта 1929 года, где сказано, что рассмотрено сообщение профессора П. Дриверта и студента Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства Д.И. Тимофеева о существовании в хребтах Джугджура, Верхоянье и северных горных хребтах якутского края загадочного народа «муленов» или «чучуна».

По мнению якутского ученого Семена Николаева, исследовавшего этот вопрос по запросу обкома партии, «чучуна» - это чудом сохранившиеся «самые примитивные палеоазиаты». В 1976 году некто А. Куркин севернее Тынды на реке Ларбе обнаружил следы, которые сначала принял за медвежьи, но, приглядевшись, понял, что их оставило неведомое существо.

В одной из деревень в верховьях Ангары у охотника А. Вязникова в амбаре вплоть до 80-х годов пролежала шкура неизвестного животного, пока ее не выбросили. Сам охотник так и не рассказал никому, где и как он добыл этот таежный «трофей».

Разгадка еще впереди

Одна из самых таинственных и увлекательных тайн в истории человечества – «снежный» человек - с завидной периодичностью появляется на страницах газет, журналов, сети и на экране. Например, в Кемеровской области ему  установлен памятник, а его поисками заняты и любители, свято верящие в его существование, и серьезные ученые, отведшие ему своеобразную нишу в науке – криптозоологию. Считается, что наиболее вероятным местом обитания этого существа являются малодоступные районы Азии - Тибет, Памир, Тянь-Шань.

Пока прямых материальных доказательств о существовании «снежного» человека, которые бы явились предметом изучения антропологов, генетиков и биологов, еще нет. Хотя в свое время великий шведский натуралист-ученый Карл Линней признал «снежного» человека как реальный биологический вид, дав ему название «человек пещерный», или «троглодит».

По версии профессора Б. Поршнева, процесс вымирания палеоантропов продолжался очень долго и затянулся кое-где до нашего времени. Он предположил, основываясь на учении К. Линнея о «троглодитах», что неандертальцы, реликтовые гоминоиды не только жили в эпоху заселения человеком Северной Азии и Америки, но и продолжают существовать и теперь. По его мнению, неандертальцы были оттеснены человеком в северные широты. Сибирь и Центральная Азия были гигантской ареной блуждания неандертальцев…

Свою точку зрения на явления подобного рода, как НЛО, «снежный» человек, высказал немецкий ученый-психоаналитик Карл Густав Юнг. По его мнению, эти явления своего рода психические фантомы, родственные видениям или галлюцинациям. Особенно эти «явления» распространены в периоды кризисов и бедствий. Тем не менее Юнг не отвергает и возможность физического существования этих феноменов.

Автор: Алексей Луговой

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях