Минобрнауки России опубликовало рекомендации по проведению во всех школах страны уроков «Крым и Севастополь: их историческое значение для России». На занятиях ученикам будут рассказывать о российско-украинских отношениях и причинах вхождения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Модели уроков разработаны для трёх возрастных групп школьников: 1–  классы, 5-8 классы и 9-11 классы. В федеральном Министерстве образования подчёркивают, что предлагаемые материалы носят рекомендательный характер и учитель может использовать их по своему усмотрению, учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, предмет и учебную программу, в рамках которой проводится занятие.

- В документе утверждается, что присоединение региона «обоснованно с точки зрения мирового права, моральных и этических норм», поскольку власть на Украине «захватили поддерживаемые странами НАТО праворадикальные и русофобские элементы», – сообщает газета «КоммерсантЪ».

«В начальной школе детям расскажут о природе Крыма и предложат нарисовать картинку или поучаствовать в конкурсе чтецов. С 5-го класса преподаватели сосредоточатся на истории региона, начиная с VI века. Школьники узнают, что Крым является «духовной скрепой», откуда православие распространилось по русской земле. Передачу региона Украинской ССР Никитой Хрущевым авторы пособия называют «капризом», нарушающим Конституцию РСФСР. По версии Минобрнауки, в 1990-х годах Борис Ельцин отказался от поддержки Крыма «из-за давления западных стран». Но теперь власть на Украине «захватили поддерживаемые странами НАТО праворадикальные и русофобские элементы», из-за чего и было принято решение о присоединении. Подчеркивается, что на всех уроках учитель обязан процитировать обращение президента Путина к Федеральному собранию 18 марта 2014 года», - пишет издание.

«Информация не должна быть однобокой»

Общественники Бурятии восприняли эту инициативу  неоднозначно. Так, председатель регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» Галина Горбатых считает, что информацию до школьников на таких уроках необходимо доносить максимально объективно.

- То, что происходит сейчас на Украине, не совсем и не всем понятно, даже если говорить о последних событиях в Одессе, – рассказала она infpol.ru. – Думаю, должно пройти какое-то время, чтобы до конца понять причины и суть этих событий. История всё расставит на свои места. В любом случае, нет смысла приукрашивать какие-то факты. Считаю, что на тематических уроках следует подавать всё максимально объективно. Информация не должна быть однобокой. Неприятно, когда люди пытаются обманывать, подать всё под каким-то определённым «соусом».

Известный правозащитник Евгений Кислов идею «Уроков Крыма» не поддерживает.

- Не надо изменять современное образование в угоду сиюминутной политической обстановке, – считает Евгений Кислов. – Объективно оценивать ситуацию на Украине можно лишь спустя некоторое время. 

Первый этап оздоровления государства?

Политик Батодалай Багдаев наоборот уверен, что подобная инициатива поспособствует патриотическому воспитанию школьников.

- Долгие годы наше государство ограждалось от идеологического воспитания подрастающего поколения. Сейчас, пусть и с ошибками, власти начинают осознавать важность нашей истории и истоков, – отмечает Батодалай Багдаев. – Поэтому при всей своей нелюбви к Путину и действующей политической власти, я не могу не поддержать этот почин со стороны государства. Нельзя отдавать молодое поколения на откуп массовой культуре, позволить ему вырасти на американских «лекалах».

Вместе с тем политик выразил надежду, что одним Крымом патриотическое воспитание учеников не ограничится.

- Думаю, такие уроки станут первым этапом оздоровления государства, – подчеркнул он. – Необходимо идти дальше, развивать это направление, рассказывать в школах о других народах, проживающих в России, в том числе и о бурятском народе.

Резко негативную оценку о введении в школьную программу «Уроков Крыма и Севастополя» дала правозащитница Надежда Низовкина.

- Я считаю, что всё школьное историческое образование жёстко идеологизировано, – рассказала infpol.ru Надежда Низовкина. – Плюрализм заменило единообразие. Если такие уроки будут проводиться, скорее всего, дети будут учиться по одному «жёсткому» учебнику. Если они будут писать сочинения, то, вероятнее всего, должны будут, высказывать какую-то определённую точку зрения, иначе получат плохую оценку. Это очень опасная инициатива, но она вполне соответствует духу времени.

Тем не менее, правозащитница допускает проведение занятий на тему российско-украинских отношений и Крыма в школах. Но только на «независимых началах».

- Это свободный обмен мнениями, право высказать свою точку зрения, – говорит Надежда Низовкина.

Без идеологической подоплёки

Появятся ли «Уроки Крыма и Севастополя» в школах Бурятии, пока неизвестно. Никаких распоряжений в республиканское Минобразования ещё не поступало. Если же такие занятия будут проводиться, их обещают сделать максимально объективными.

- Крымская война, оборона Севастополя – всё это часть нашей общей истории и это изучается в рамках школьных программ по истории. Нельзя рассматривать эти события отдельно от эпохи, – рассказал infpol.ru министр образования Бурятии Алдар Дамдинов. – Что касается уроков, посвящённых Украине и Крыму, думаю, что информация на них должна подаваться без какой-либо идеологической подоплёки и эмоционального надрыва. В преподавании истории есть два основных принципа – объективность и историзм. Их нужно придерживаться и при освещении событий на Украине.