В Улан-Удэ состоится премьера спектакля «Сиддхартха» Экспериментального театра драматургии национальностей из Москвы. Его директор Алексей Тенчой рассказал, о чем этот спектакль и можно ли совмещать служение религии и творчество.

- Тенчой лама, как пришла идея поставить такой спектакль?

- Спектакль «Сиддхартха» - наш первый проект, поэтому с желанием поставить именно его,  была связана идея создания самого театра.

- Почему именно Гессе и именно Сиддхартха?

- Скажу вам  так - за 5 500 лет истории человечества без военных действий удалось прожить всего 300 лет. Поэтому мы не питаем иллюзий насчет результатов нашего театра – текущие войны мы не остановим. Но, как бы это патетично не звучало, поспособствуем  укреплению культурного иммунитета. Иммунный ответ – показатель жизнеспособности любого организма, любого этноса. Мы можем подтолкнуть наших зрителей к поиску ответов на актуальные вопросы современности, расширить рамки повседневного восприятия, научить не отгораживаться от проблем человечества, найти в толпе чеховского «человека с молоточком», дать прочувствовать, как через умение ценить и уважать другого можно улучшить жизнь.

Может быть, сможем вдохновить на отказ от разрушительных форм мышления и поведения. Да, это не новые задачи и не новые вопросы. Но мы и не претендуем на новизну. Мы продолжаем делать то, что делали до нас все настоящие мастера – созидать мир, не смотря ни на что.

- Как долго работали над спектаклем?

- Три месяца.  Могу сказать, что работа идет и сейчас, спектакль живет своей жизнью, ведь его играют уже больше трех лет.

- Какую мысль хотите донести до зрителей?

- Несет ли драматург, режиссер, театральный актер ответственность перед обществом? Как отразить созидательный потенциал человека, показать его роль в развитии цивилизации в целом, избежав при этом нравоучительности и морализаторства? Как может отдельно взятый человек повлиять на ситуацию в стране, мире? Время богатырей прошло, кто он, наш современный национальный герой? На каких основах возможно выстраивать диалог национальностей? Как найти взаимопонимание между религиозными конфессиями?

- На какого зрителя рассчитана «Сиддхартха»?

- 10+

-  Где еще показали этот спектакль?

- В Чите, Барнауле, Новосибирске, Нижнем  Новгороде.

- Что самое трудное было в постановке «Сиддхартхи»?

- Трудностей было много. Как поставить философский буддийский спектакль, чтобы заинтересовать искушённого московского зрителя. Соблюсти высокий уровень театрального мастерства, характерного для более 200 московских драматических театров. Во время постановки спектакля актеры долго не могли понять, почему Будда не мог научить пробуждению Сиддхартху. Ведь по пьесе Сидддхартха отказывается от мудрости аскетов –это не то, чего требует душа юноши. Затем его путь пересекается с самим Гаутамой Буддой, но он опять отказывается стать его учеником. Отрекаясь от опыта прошлых поколений, он только убеждается в верности банальных истин. Буддизм здесь только как способ подачи истории, опирающейся на те истины, которые проповедует большинство религий, к которым может прийти каждый, но скорее всего тернистым путем. Пробуждение - это не просто учение, а опыт, практика, основанные на трансформации собственного ума. Эту мысль можно проиллюстрировать притчей:

Как-то пришел к Будде ученик и спросил:

- Будда, я не понимаю смысл твоего учения. Многие уже достигли пробуждения, следуя твоим словам, а меня ты плохо учишь, поэтому я вообще не меняюсь.

Будда показал пальцем на луну:

- Что ты видишь?

- А…смысл твоего учения – это палец!

- Нет, - говорит Будда и снова показывает пальцем на луну.

- А, понял, - сказал ученик, - смысл твоего учения - это луна!

- Нет, - сказал Будда. - Смысл моего учения – это твой личный вклад. Ты сам должен взять ноги в руки и добраться до луны! Любое, даже самое сильное, чистое, правильное учение не сделает это за тебя!

- Немного о вашем театре?

- В Год литературы наш театр провел конкурс драматургии «Театр Мира», на него было прислано почти 150 работ из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Железнодорожного, Коломны, Дубны, Томска, Воронежа, Севастополя, Кургана, Челябинска, Ялты, Екатеринбурга, Волгограда, Анапы, Омска, Усть-Илимска, Ельца, Сыктывкара, Тулы. Также принимали участие русскоязычные авторы из Германии, Израиля и Украины.

Театр был открыт в июле 2015 года. А уже 5 сентября  в Экспериментальном театре драматургии национальностей (ЭТДНа)  состоялась премьера спектакля «Сиддхартха» по мотивам одноименного романа Германа Гессе,   режиссер   Герман Пикус.  11 сентября 2015 года состоялась премьера спектакля «Миларепа», это постановка по мотивам жизнеописания тибетского святого. Режиссер Елена Кшанти.  В феврале 2016 года прошла  еще одна премьера, «Сон Смешного» — по фантастическому рассказу Федора  Достоевского «Сон смешного человека», режиссер Сергей Крайнев.  В январе 2017 года -  премьера спектакля «Сказки про слоненка Ланченкара», который режиссер Герман Пикус поставил по моим сказкам. В планах постановка спектакля «Чингисхан» по роману Виктора  Слипенчука. Музыку уже написал наш бурятский композитор Баир Дондоков.

- Как вам удается сочетать творчество и служение религии?

- Культурные образы из национальных преданий, литературы, кино, ТВ формируют наше сознание. Опираясь на них, мы делаем свой выбор, принимаем решения, создаем условия жизни для себя и для других, созидаем или разрушаем наш мир. И всё, о чем я пишу, можно назвать культурной средой или культурным пространством нашей жизни. Поэтому,  чтобы хорошо служить своему народу, всем живущим на земле, думаю, достаточно нести людям идеи ценности любви к ближнему, доброты друг к другу, сострадания и отказа от насилия, как телесного, так и умственного. 

Спектакль покажут в Бурятской филармонии 29 и 30 мая.

Справка infpol.ru
Аюша Итигилович Эрдынеев, буддийский лама Тенчой. Член Союза писателей России, доктор философских наук, автор книг и переводов. Родился в селе Ага-Хангил в Агинском Бурятском автономном округе. Еще мальчиком  стал послушником в буддийском дацане. В 16 лет  продолжил обучение в Монголии и Тибете, а в 1995 году отправился в Индию, в знаменитый монастырь Дрепунг Гоман, где более десяти лет изучал буддийскую философию.