На середину-конец весны обычно приходится основная масса различных школьных конкурсов, олимпиад и конференций. Сегодня успешность обучения школьников и даже студентов оценивается не только по оценкам в дневниках и зачетках, но и по их активности в более углубленном изучении различных дисциплин. 

Работа над ошибками

Сам я когда-то, еще в средних классах, впервые побывал зрителем на одной из таких конференций, затем был докладчиком, впервые победил, через какое-то время меня самого стали регулярно приглашать в качестве члена жюри на конкурсы и конференции. Думаю, вам, уважаемые родители, педагоги, а самое главное, учащиеся, будет интересно узнать оценку качества подготовки наших школьников с позиции многолетнего опыта. Скажу сразу, из года в год сохраняются одни и те же недочеты в докладах учащихся. Вот их классический набор. Исправив их, вы поможете вашим детям лучше проявить себя. 

Между школьными и более взрослыми конференциями есть важный переходный момент. Школьники чаще идут на конкурсы ради оценки их достижений, получения призов, грамот. Остальных участников они воспринимают как реальных соперников. В студенчестве, а затем в профессиональной деятельности конференции становятся площадками для обмена опытом. Однако школьники чаще пассивны в обсуждении достижений друг друга, не проявляют взаимного интереса: пришел, дождался своего выступления и едва не уснул до подведения итогов. А между тем более активных, уверенных в себе подростков профессионалы сразу замечают. 

Сложнее всего выступать первому и завершающему докладчикам. Как и в спорте, первый доклад становится «точкой отсчета», ориентиром для оценки других участников. Очень редко первый докладчик получает максимальные баллы, но их в ведомости вносят карандашом с возможностью корректировки в сравнении с последующими докладчиками. К выступлению последнего участника (особенно если докладов много) слушатели утомляются. Поэтому лучше сразу узнать, каким по списку предстоит выступать, учесть возраст других участников, оценить их потенциал, тематику работ, соответствие тематике секции. 

Презентация часто живет своей независимой от выступающего жизнью. Часто вы даже не смотрите на экран, хотя каждый следующий слайд должен доказывать, подтверждать ваши слова. Полное дублирование текста на экране и слов доклада (особенно мелким шрифтом и когда текст сливается с фоном) не приветствуется. Плохо, если текст полностью прочитан, а не рассказан. Ученику 7 или 8 класса это еще простительно, но когда перед аудиторией выступает будущий абитуриент… И, конечно, нелепо, когда содержание работы, её вступление и выводы расходятся между собой, непоследовательны. Увы, неправильно заложенные основы перерастают в профессиональную некомпетентность в более старшем возрасте. 

Возвращаясь к школе, есть еще и такой, грубо говоря, «шкурный» момент со стороны преподавателей. С недавнего времени в образовательной системе введен стимулирующий фактор, когда зарплата педагога тем выше, чем больших результатов достигли его ученики. Весна – сезон основных конференций, конец учебного года, время, когда учителя спохватываются и суетливо ищут способных детей, темы для их докладов. Бывает, что ребенок идет на конференцию не по своей воле, не прочувствовав содержание темы. Неудивительно, что доклады получаются «сырыми». 

Забегая вперед, раскрою такой важный инструмент, которым пренебрегают учащиеся и их руководители, но которым, как надежным индикатором, пользуются специалисты – опция «Непечатаемые символы». В Word она отображается значком, похожим на развернутую букву «P». Для несведущего человека при ее включении на экране появляется только множество лишних точек, подчеркиваний, тире и прочих знаков. На самом деле такие символы «с потрохами» выдают информацию, скачанную из Интернета. Есть более простой способ распознания плагиата, как, например, программа «Тест на уникальность текста». Она моментально сканирует содержимое по глобальной сети и выдает совпадения. 

Бывают и другие попытки «фальсификаций», которые также легко распознать. Пример: ученица в летнее время работает над темой сравнения сроков созревания и урожайности разных сортов жимолости. Есть таблицы данных, но нет структурированного текста, нет фотографий в процессе работы. Сами исследования проводились летом, работу нужно представить на конкурс в конце зимы. Руководитель решает сфабриковать фотографии. Одетого по-летнему ребенка усаживают в теплый кабинет за стол, где он якобы производит взвешивание ягод. Но под пристальным взглядом заметно, что перед ребенком стоят сломанные весы, вместо жимолости ирга, а на заднем плане за окном лежит снег! 

Конечно, опыт приходит со временем. Пожалуй, именно ученые и журналисты знают, какие это огромные величины – одна страница текста или одна минута времени. Так, в одной секунде может поместиться слово, которое на странице займет, скажем, 8 знаков. А представьте, когда нужно напечатать текст объемом ровно в 2536 знаков или выпустить новостной сюжет продолжительностью ровно 57 секунд. Ни больше ни меньше! Но если уже в школьном возрасте учащийся овладевает навыками столь тонкой оценки пространства, времени, а еще важнее – смысла, включенного в них, это пригодится на всю жизнь. 

Возвращаясь к главному. Часто учитель пишет работу за ученика. По подобным случаям от комиссий приходят ответы: «Это написано не ребенком». При этом ученик не виноват! Плохими могут быть учителя, родители, члены жюри. Но дети – всегда хорошие. Важно убедить их в этом, развеять неуверенность в себе, найти его «я». Ребенок – это личность, в котором изначально заложены и ученый, и поэт, и изобретатель, и спортсмен. Помогите ему, и он раскроется ярким цветком, ведь даже соломинка может запеть, как первая скрипка. 

Живите своей темой

В идеале конкурс или конференция должны проходить как хороший концерт, где запоминается каждое выступление, а у жюри и участников возникает желание продолжить общение. В моей практике было много приятных моментов, связанных с конференциями. Около 10 лет назад на одной из них победила школьница. Победила заслуженно, с очень хорошей работой, глубоким осмыслением и уверенным изложением темы. В прошлом году она нашла меня через Интернет, поблагодарила за высокую оценку, давшую ей стимул продолжать совершенствоваться, и рассказала, что сейчас работает в науке. 

Замечательно, когда ребенок живет своей темой. Бывают случаи, когда на конференции не срабатывает техника, не включается презентация, но докладчик продолжает уверенно излагать результаты своих изысканий. Он выступает как артист без фонограммы: музыки нет, а голос звучит. Он должен САМ все пропустить через себя, потрогать, понюхать, сфотографировать, исследовать. Работая с детьми, я им говорю: «Науку не нужно думать. Её нужно чувствовать. Любите то, что делаете, наслаждайтесь этим, и никто не упрекнет вас». 

Уже не первый год я оцениваю конкурсантов в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры» на республиканском этапе всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос». Во время мероприятия нахожу время пообщаться с детьми. Участие в конкурсе для них – это только одна из граней проявления их как личностей. Часто они обладают широким кругозором, далеко выходящим за тематику представленных докладов. 

Приведу самые яркие примеры успешных работ за последние годы. Участник конкурса Артем Толмачев раскрыл своё мировоззрение о взаимоотношениях человека и природы через стихи, которые постоянно исправлял, дополнял уже во время конкурса. И было заметно, что это его полет души. Повествование восьмиклассницы из Тункинского района Аюны Урбаевой прозвучало как песня. Было потрясающее ощущение, что на несколько минут исчезли стены аудитории, вместо экрана предстали горы, послышалось журчание Аршана. Ученица Хойтогольской СОШ Айлана Сыренова поразила искренностью, осмысленностью своего рассказа. Одна из лучших докладчиц Мария Кандрашина зарегистрировалась  перед самым началом конкурса. Соответственно, ее доклад прозвучал в самом конце, когда слушатели обычно утомляются, внимание ослабевает. Но повествование о ее исторических корнях из семьи староверов, раскрытое без шпаргалок, в хорошем взаимодействии с презентацией, с глубоким погружением в тему, прозвучало на одном дыхании. 

Такова общая оценка ключевых недочетов учащихся и их руководителей. Через некоторое время мы рассмотрим правильное составление самой научной работы, ключевые алгоритмы, применяя которые конкурсанты обеспечивают себе фундамент дальнейшего успешного выступления.