«Байкалу» 70 лет, но директору театра не до юбилея. Дандар Бадлуев считает, что бурятской культуре срочно нужна реанимация, пока она не стала музейным экспонатом

Сейчас у «Байкала» имеются своя отдельная репетиционная база, новый балетный зал и студия звукозаписи. А в начале этого года театр получил 2 млн. 650 тысяч рублей на новую постановку, премьера которой состоится этим летом. Казалось бы, руководитель коллектива должен радоваться и быть довольным. Но, как выяснила «Комсомолка», у Дандара Жаповича, оказывается, есть своя особая миссия.

- На ваш апрельский гала-концерт билеты были распроданы еще неделю назад, а ведь это полторы тысячи рублей. У вас сейчас дела идут в гору?

- Главное не то, какие статистические данные, сколько концертов отвели, сколько десятков тысяч зрителей. План выполнили, ура, все молодцы. Перед всеми отчитались, и так все здорово. Мы, театр «Байкал», должны вносить свой вклад в культуру, а не в какой-нибудь архив.

- Вас обвиняют в национализме и излишнем выпячивании бурятской культуры.

- Мы живем в Республике Бурятия и изначально являемся национальным коллективом, который показывает перед миром или у себя всю красоту бурятской культуры. Разве это плохо? Мы ведь должны воспитывать подрастающее поколение. Разве можно забывать свою культуру?

- Если бы вам дали больше полномочий, что бы вы тогда сделали для культуры?

- Начал бы вносить традиции в повседневную жизнь. И для этого построил бы специальное здание. Отдельное здание, но не театр. Центр, который должен стать очагом всей бурятской культуры. Если мы построим такое здание, где был бы большой зал, выполненный в национальном стиле, где бы мы могли еженедельно танцевать и показывать, было бы здорово. И все это на современном уровне.

- В Бурятии уже есть три больших театра, а вы хотите, чтобы построили еще один…

- Я понимаю, что у нас экономика слаборазвита. Но нельзя же заниматься только текущими вопросами, нужно уметь планировать и смотреть, что будет дальше. Возьмем другие республики России. За счет обращения внимания на свою культуру, свою самобытность они делают немалые деньги. Чем мы хуже тех же Якутии, Тывы или Калмыкии?

- Каким вы видите такой национальный культурный центр?

- Он должен быть с несколькими разными залами. Где-то могли бы ёхор танцевать, где-то проводить свадебный обряд. И такие залы были бы очень востребованы. В Индонезии я видел современные свадьбы, где все шло по древним обрядам, от начала и до конца. Национальные костюмы, инструменты, ритуалы, помещение. Это было просто супер! Вот если бы сделать такое самобытное помещение и там проводить все обряды, полностью традиционно...

- Мне кажется, даже если такой центр сделать, то эффект от него выйдет небольшим, если одновременно не будет усилия со стороны правительства.

- Да, нужна комплексная программа. Но кто этим займется? Со стороны культуры это должны быть такие же энтузиасты, как и мы. В образовании, я знаю, тоже есть такие активисты. В любом случае везде есть болельщики своего дела, с которыми можно сообща многого добиться.

- Наверное, нужен «круглый стол» для начала, запустить дискуссии в Интернете, чтобы люди узнали в правильной форме о ваших идеях.

- Я разговаривал с некоторыми бизнесменами, они говорят, что действительно нужно такое делать. Иначе для чего нам вообще государство платит деньги, содержит театр «Байкал». Чтобы шестьдесят шесть концертов в год давали?

- Ваши пожелания накануне 70-летия театра «Байкал» нашим читателям и жителям республики.

- Жители Бурятии, независимо от того, к какой культуре вы принадлежите, не забывайте свои традиции. Чтобы ваше будущее было как у дерева. Хорошие сильные корни - и дерево будет цвести, плодоносить долгие и долгие годы.

Именитые дети Байкала.JPG