Информ Полис
3924

В Бурятии набирает обороты движение шоплифтеров

Подростки все чаще воруют в магазинах просто ради развлечения и не считают это чем-то страшным. Читайте в свежем выпуске газеты «Информ Полис»

Скриншот с YouTube / канал "Издательский дом Информ Полис"

Идея «открыто своровать из ма­газина и не попасться» несколь­ко лет назад стала очень попу­лярной в среде российской моло­дежи. Сами мелкие воришки это окрестили шоплифтингом. Сегод­ня в интернете создаются «про­фессиональные» сообщества шоплифтеров, которые не толь­ко завлекают в свои ряды новых людей, но и зарабатывают на во­ровстве. Это явление набирает обороты и в Бурятии. 

Сегодня такие кражи неожиданно стали модными, потеряли «репута­цию» незаконных и активно продви­гаются как некая молодежная забава для самых ловких, смелых и умелых. 

«Шоплифтер» (shoplifter) в пере­воде с английского — магазинный вор. Такое понятие появилось в США в 1940-х годах. Именно в этот период возникли первые магазины самооб­служивания. Шоплифтер — это тот, кто открыто, но незаметно для ох­ранников и кассиров, выносит из су­пермаркетов, гипермаркетов и бути­ков все, что может вынести, при этом не заплатив. 

В России магазины самообслу­живания начали открываться с се­редины 1990-х годов. В Бурятии пер­вые супермаркеты самообслужива­ния появились около 25 лет назад. В тот период тяжелой экономиче­ской ситуации в стране, роста без­работицы воровством промышляли многие граждане. Однако обчищали магазины незаметно из-за нехватки средств или банального нежелания платить, осознавая это преступной деятельностью. Сегодня шоплифтинг перестал быть способом выживания, а поход в магазин на халяву превра­тился в модное сетевое течение. Его сторонники без стыда хвастаются в соцсетях своими трофеями и на­зывают себя мастерами воровства ради забавы. 

Не стоит путать шоплифтеров с клептоманами, ведь последние бе­рут, что под руку попадется, и ред­ко гордятся своей зависимостью от краж. 

Воровать разрешается

Любопытно, что по законодатель­ству воровство, пусть даже и мелкое, считается преступлением. Однако по факту все дороги шоплифтерам от­крыты. Впервые резкий всплеск во­ровства «по мелочи» в российских су­пермаркетах произошел в 2009 году. Эксперты считают, что этому спо­собствовали поправки в ст. 3.5 и 7.27 КоАП РФ, которые фактически от­меняли понятие воровства в неболь­ших масштабах. Согласно этим по­правкам, мелким хищением стало считаться имущество стоимостью до 1 тыс. рублей. До этого момента в раз­ряд преступлений попадала кража всего от 100 рублей. С 2009 года мно­гие граждане внезапно осознали, что воровство, например, еды на сумму не более 999 рублей за преступление не считается и в магазин можно хо­дить без денег. 

С 2014 года кражи продолжили де­криминализировать: из-за всплеска мелкого воровства правоохранители были загружены административны­ми делами. Поэтому около 4 лет на­зад лимит, когда за кражу не будет возбуждаться уголовное дело, был повышен до 3 тыс. рублей. 

Однако по закону понести нака­зание даже за такое «мелкое» воров­ство придется. Так, мелкое хищение чужого имущества, стоимость кото­рого не превышает одну тысячу рублей, путём кражи, мошенничества влечёт наложение административ­ного штрафа в размере до пятикрат­ной стоимости похищенного имуще­ства, но не менее одной тысячи ру­блей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пя­тидесяти часов. 

Мелкое хищение чужого имуще­ства стоимостью более одной тыся­чи, но не более двух тысяч пятисот рублей, влечёт наложение админис­тративного штрафа в размере до пя­тикратной стоимости похищенно­го имущества, но не менее трёх ты­сяч, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати су­ток, либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов. 

Заработок на ловкачестве

В Бурятии существует свое сооб­щество в соцсетях. Группа интернет- шоплифтеров с нецензурным назва­нием, синонимичным слову «своро­вали», в Улан-Удэ насчитывает менее сотни человек и открывает доступ только «своим». Зато аналогичных групп шоплифтеров в интернете до­статочно много. И все они, естествен­но, выбирают завуалированные на­звания. Тематика одна — это сообще­ства по интересам для тех, кто готов воровать из магазинов практически что угодно. 

Нам удалось связаться с участни­цей одной из таких групп и узнать, чем, как и где промышляют шоплиф­теры. 

Девушка по имени Анастасия с изображением героини мультфиль­ма анимэ вместо фото на «аватарке» поведала, что ей 20 лет. Занимать­ся шоплифтингом она попробовала еще в школе. 

«Я сама начала брать товары в ма­газинах ради забавы. Мои однокласс­ники были в одной из таких групп в интернете и все время меня про­воцировали попробовать. В первый раз было страшно, даже руки тря­слись. Но как только получилось ста­щить чипсы и открыто через турни­кеты выйти незамеченной — это по­казалось прикольным», — рассказала Анастасия. 

По словам девушки, своровать можно далеко не все, как об этом любят рассказывать шоплифтеры. В этой среде их называют «жульба­нами». Некоторые делают это, что­бы получить признание в сообще­стве, есть даже уже так называемые «звезды» мелких краж. Они воруют в основном брендовые вещи из до­рогих магазинов. Но большинство — это молодые люди, которые бесплат­но ходят в супермаркеты за продук­тами или на рынки за более-менее модной одеждой. 

Кстати, среди шоплифтеров не­обязательно встречается только мо­лодежь или подростки. Как расска­зала Анастасия, наоборот, большин­ство — это вполне зрелые люди от 25 до 40 лет. Редко бывает и старше воз­раст. Но чем старше шоплифтер, тем явнее его намерение воровать ради зарабатывания, а не ради просто раз­влечения или хвастовства. 

«Мы не считаем себя ворами. Ну да, мы вещи берем, так это же не мы виноваты, что охрана у магази­на такая невнимательная. В Улан-Удэ, кстати, охрана неплохая в больших магазинах, а на рынке ее вообще нет. Бдительность продавца можно легко усыпить. Например, опытный шоплифтер знает, что одеваться нужно прилично, говорить приветливо, ве­сти себя уверенно и спокойно, тогда охрана или продавцы не будут сом­неваться. Нельзя долго выбирать то­вар, это вызовет подозрение. На все отводится не больше 2–3 минут — за­шел и вышел. Проще всего «взять» бутылку алкоголя средней стоимо­сти и закуски типа орешек, креке­ров, чипсов и прочего. Они вообще забираются на раз: пакетиков много, на каждый не нанесешь спецраспоз­наватель, поэтому на выходе сигнал о краже не срабатывает. Считаю, что мы учим магазины, как улучшить охрану, где у них пробелы», — гово­рит девушка. 

Кроме того, самые продвинутые воришки знают, что из магазина, что­бы не вызывать подозрений, нужно выходить всегда с покупкой. Деше­вый товар — в корзине, более доро­гой и тот, за которым приходили, на себе незаметно проносят. Потом все трофеи скидываются в личных со­общениях участникам группы. Все анонимно, даже страницы часто не­настоящие здесь, но тем интереснее. Также Анастасия говорит, что бывали и курьезные случаи, когда шоплиф­теры хотели отличиться и показать себя мастерами и выставляли фото с дорогими кроссовками или куртка­ми, якобы унесенными из магази­на бесплатно. Но каким-то образом потом выяснялось, что это ложь, их просто купили, а в группе сказали, что вынесли. 

В интернете есть даже мастер- классы по шоплифтингу — они в за­крытом доступе. Чтобы найти такие, необходимо четко знать, где искать. А вот все открытое видео на ютьюбе, которое учит «тырить вещи безнака­занно» — это, по словам Анастасии, не больше, чем обман. Ни один из способов, которые там демонстри­руют, не работает. 

Поставили на поток

Сегодня сообщества шоплифте­ров в соцсетях исчисляются десят­ками. В крупнейшем из них, осно­ванном еще в 2013 году, больше де­сятка тысяч человек со всей России. 

Теперь популярным стало «шоплифтить» вещи для других людей за деньги. Клиент платит за услуги ще­дро, но в итоге получает вожделен­ный дорогой товар практически да­ром. А чаще всего воруют по заказу именно дорогие товары. В интернете тоже есть сообщества таких шоплиф­теров, которые оживляются в ново­годний сезон и после праздников. 

Магазинным вором может ока­заться любой человек, вне зависи­мости от возраста, национальности, внешнего вида, социального класса. 

В одной из крупных торговых се­тей Бурятии это подтвердили реаль­ной историей многолетней недоста­чи на круглую сумму. 

«Мы обратили внимание при под­ведении итогов за месяц в магази­нах, что сумма закупленного дорогого кофе все время не совпадает с суммой по его реализации. То есть по подсче­там получалось, что кофе раскуплен, а в магазинах недостача. Очень долго разбирались, перепроверяли и цену закупки, и цену реализации, греши­ли на программу, которая считает, и на невнимательность продавцов. Ничего не сходилось. Проверяли и че­рез службу охраны, но ни камеры, ни охранники ничего не замечали. Не­сколько месяцев проверяли собствен­ных сотрудников на «липкие руки». Но ничего не подтверждалось. Надо понимать, что такой дорогой кофе подозрительно быстро раскупался, хотя обычно за такую цену берут еди­ницы потребителей», — говорят спе­циалисты торговой сети. 

Позже в одном из магазинов руко­водитель предложил тщательно из­учить видео с камер. Несколько дней группа сотрудников во главе с началь­ником службы безопасности магази­на вглядывались в монитор и ничего не замечали. Наконец кто-то обратил внимание на странные обстоятельст­ва — в магазин каждый день приходи­ли две женщины средних лет, очень дорого одетых, представительного вида. И каждый день подолгу стоя­ли у стеллажей с кофе. Ежедневная покупка кофе и вызвала подозрение. А при внимательном рассмотрении на видео можно было заметить, что одна женщина отвлекает внимание, просто заслонив собой другую, кото­рая в это время что-то делает у полок. 

В итоге приготовили засаду и поймали воровок. Оказалось, что кофе они прятали под одеждой, спо­койно выносили, а на полках на ме­сто дорогого кофе ставили дешевый. Так, пропажа оставалась долго не­раскрытой. 

«Потом они этот кофе чуть дешев­ле продавали через интернет и полу­чали неплохую прибыль. Выносили на сумму меньше 1 тыс. рублей и ду­мали, что ничего не заметят», — за­ключают в торговой сети. 

Пришлось поменять подход к обеспечению безопасности мага­зинов после этого случая. В целом в крупных магазинах кэш-энд-кэр­ри отмечают, что недостачи всег­да встречаются по мелочам, иногда даже удается поймать воришек на кассе, но они стараются заплатить за товар и все. 

А вот продавцы на рынках, где также устанавливают видеокамеры, говорят, что «нет спасу» от желаю­щих украсть. И каждый раз прихо­дится считать убытки: воруют и оде­жду, и небольшую бытовую технику, инструменты и прочее. Причем чаще всего исчезают с прилавков именно женские и детские вещи.

Автор: Информ Полис, Татьяна Иванова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях