Дом
3860

Живая или мертвая: Какую воду пьют улан-удэнцы?

Путь живительной влаги от скважины до квартиры

Фото: pixabay.com

Наш город один из немногих в России использует для употребления подземные источники. Мы задались вопросом, воду какого качества пьют жители столицы Бурятии и через что ей приходится пройти, прежде чем она попадёт в наши дома. 

В большинстве регионов нашей страны о чистой питьевой воде только мечтают. Например, многие жители Якутска предпочитают покупать бутилированную воду, не рискуя употреблять её из-под крана. Другие тратятся на бытовые фильтры, чтобы не засорять организм ржавчиной и бактериями из старых водопроводных труб. Но, даже отфильтровав воду, якутяне кипятят ее перед употреблением. 

В нашем городе жители квартир о таких проблемах пока не слышали. Вода добывается из подземных скважин глубиной до 70 метров с водоносного слоя подрусловых вод реки Селенги. За подъём, транспортировку и доставку воды питьевого качества отвечает МУП «Водоканал». 

Что доставляет воду в наши дома?

Общая протяженность сетей водоснабжения составляет 561,7 км. В городе пять головных сооружений водозабора, 12 водопроводных насосных станций, 44 канализационные насосные станции, 44 отдельно стоящие скважины, 34 водоналивные будки и 626 водоразборных колонок. 

В правобережной части Улан-Удэ работают очистные сооружения производительностью 185 тысяч кубометров в сутки, в левобережной – 17 тысяч кубометров в сутки. 

- Питьевая вода всех источников, за которые отвечает «Водоканал», регулярно проверяется на соответствие требованиям СанПиНа. На водозаборных сооружениях еженедельно и ежедневно контролируют качество воды по микробиологическим, органолептическим и обобщенным показателям, - сообщают в предприятии. 

Как происходит очистка?

Благодаря своим природным компонентам, добываемая вода полностью соответствует требованиям СанПиНа. Однако на случай чрезвычайных ситуаций, период паводков и для профилактики в Улан-Удэ работает станция по обеззараживанию воды – её очищают на острове Спасском и водозаборах в посёлках Мясокомбинат и Поселье. 

- Изначально воду для горожан очищали жидким хлором. Но средство это дорогостоящее и к тому же требующее особого хранения и применения. Два года назад была запущена хлораторная станция обеззараживания воды SME-50 стоимостью 5 млн рублей, - говорят в пресс-службе предприятия. 

Такой вид дезинфекции безопасен для человека и окружающей среды и давно используется во многих городах России. Суть его в том, что вместо жидкого хлора применяется «хлорная вода», полученная из поваренной соли – нетоксичного, непожароопасного и невзрывоопасного сырья. 

27% жителей Бурятии пьют «неизвестную» и некачественную воду

Как сообщают в Роспотребнадзоре республики, в прошлом году централизованным водоснабжением были обеспечены больше половины жителей Бурятии – 50,9% населения. Нецентрализованным пользуются 46,6%. Привозную воду пьют 2,4% жителей. 

За последние пять лет на 5,5% выросло число людей, обеспеченных водой надлежащего качества. Их доля составляет 72,1%. Но немало среди жителей республики и тех, кто пользуется некачественной (10,8%) и неисследованной водой (17,1%). В основном это потребители воды из собственных скважин и колодцев, поясняют в «Водоканале». 

Изношенные сети

Если с качеством питьевой воды, добываемой из-под земли, проблем пока нет, то с сетями, её поставляющими, они назрели давно. Общий износ сетей и оборудования на сегодня составляет не менее 70%, а на некоторых участках более 90% - эти цифры не могут не ужасать. 

Показательным примером с последствиями стала авария в ноябре прошлого года, когда половина города осталась без воды – то ЧП улан-удэнцы забудут не скоро. Тогда на улице Лебедева из-за технологического сбоя на канализационном коллекторе провалился грунт. 

В результате аварии была ограничена подача воды в 18, 19, 20, 20, 21, 46, 47 кварталах, а также в микрорайонах Мясокомбинат и Мелькомбинат. Кроме того, исчезло отопление 25 из 310 многоквартирных домов. В них проживают 25 тысяч человек. Без воды остались 37 социальных объектов, 9 школ, 10 детских садов, 11 учреждений здравоохранения (два из них круглосуточные) и 7 других социальных объектов. Люди вставали в очереди к водовозкам и не всегда уходили с полными ведрами. Нашлись и спекулянты, решившие обогатиться на всеобщей беде – предприимчивые молодые люди продавали отчаявшимся жителям воду неизвестного происхождения. Думается, именно в эти дни мы поняли всю ценность воды и её бесперебойной подачи. 

Как отмечают эксперты, изношенность сетей может привести к катастрофе – получается, наш город стоит на «пороховых бочках». Неизвестно, когда и в каком месте произойдёт следующий «взрыв» и чем это обернётся для горожан. В следующих номерах «Информ Полиса» мы попытаемся узнать, на какой стадии находится решение этой проблемы.

Автор: Информ Полис, Валерия Дашиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях