Иркутск

Ученые открыли новую планету подобную Юпитеру с помощью телескопа из Бурятии

Первые данные о небесном теле получил астроном-любитель из США

Фото: Кирилл Иванов

Новая экзопланета открыта в дальних глубинах космоса при помощи уникальной методики получения и обработки данных, разработанной в России учеными-астрономами Уральского федерального университета, Иркутского госуниверситета и Пулковской обсерватории РАН.

Наблюдения, позволившие получить определенный объем информации, провел ряд обсерваторий, в том числе российские телескопы Главной (Пулковской) обсерватории РАН, телескоп сети «МАСТЕР» МГУ, который расположен на Тункинском астрофизическом полигоне коллективного пользования ИГУ, а также телескопом БТА Специальной астрофизической обсерватории РАН в Карачаево-Черкессии.

Первые данные получил астроном-любитель из США. Позже, ученые-астрономы из девяти стран определили признаки существования экзопланеты – это стало первым в истории астрономии открытием планеты за пределами Солнечной системы, обнаруженной по данным, полученным с помощью любительского телескопа.

– На сегодня известно более 3000 экзопланет, еще больше – кандидатов в экзопланеты. Практически все они открыты с помощью зарубежной техники усилиями зарубежных астрономов, лишь иногда российские астрономы принимали участие в открытиях на вторых ролях. По сути, впервые открыта экзопланета при определяющей роли отечественных астрономов, хотя это тоже международный проект. Надо заметить, что именно методика обработки данных, разработанная екатеринбургскими, иркутскими и пулковскими астрономами позволила американскому астроному заподозрить, что возле далекой звезды в Большой Медведице может оказаться планета, - рассказал директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев.

Сергей Язев отметил, что поиск новых экзопланет, а также исследования уже известных, важны для понимания того, как сформировалась и эволюционировала Солнечная система.

Экзопланета получила название KPS-1b и представляет собой газовый гигант, подобный Юпитеру. Планета обращается вокруг материнской звезды с периодом около 41 часа на расстоянии чуть более 4 миллионов километров (для сравнения: от Солнца до Меркурия – почти 60 млн км, до Земли – почти 150 млн км). Масса и радиус планеты превышают таковые у Юпитера на 9% и 3% соответственно, температура атмосферы приближается к 1500 градусам Цельсия.

Материнская звезда класса К1 в созвездии Большая Медведица относится к классу оранжевых карликов, в целом похожа на Солнце и уступает ему по массе и диаметру примерно на 10%. Расстояние от Земли до экзопланетной системы оценивается примерно в 2600 световых лет.

Спектральные наблюдения, позволившие определить массу экзопланеты, выполнены в обсерватории Верхнего Прованса (Франция). Кроме того, в наблюдениях, обеспечивших и подтвердивших открытие, приняли участие астрономы из Англии, Бельгии, Италии, Канады, Литвы, Нидерландов, Португалии и Турции.

Отметим, что на сегодняшний день престижным научным журналом «Publications of the Astronomical Society of the Pacific» принята в печать статья, подготовленная международным коллективом астрономов, в число соавторов которого вошел научный сотрудник астрономической обсерватории ИГУ Кирилл Иванов. При этом статья уже опубликована на электронном портале «Архив».

Автор: