экология
4372

Как электроэнергия может спасти Улан-Удэ?

Надвигающаяся экологическая катастрофа заставляет задуматься над альтернативными источниками энергии

Фото: russianstock.ru

Концентрация вредных веществ в воздухе Улан-Удэ этой зимой превысила норму в 34 раза — такие данные приводит Бурятский Гидрометцентр. По этому показателю столица Бурятии входит в десятку самых грязных городов России и стремительно приближается к мировому рекордсмену Улан-Батору, где загрязненность атмосферы уже признана национальным бедствием. 

Еще совсем недавно Бурятия считалась чистым регионом, где можно производить экологически чистые товары и продавать их под соответствующим брендом, где можно развивать экологический туризм. Однако сегодня под вопросом не только экономика республики, но и здоровье, а также жизнь ее жителей. 

У экологической катастрофы в Улан-Удэ, где живет больше половины республики, есть конкретные виновники и даже имена. Бедность населения, апатия и неумелая политика властей привели к тому, что мы сегодня имеем. Однако удивляет даже не это, а то, что власти напрочь не замечают проблему и ничего не делают для ее решения. При том, что не заметить ее невозможно. 

С наступлением отопительного сезона Улан-Удэ затягивает густой и едкий смог, самым опасным компонентом которого является токсичное и канцерогенное вещество бензапирен. К тому же наш город расположен в Иволгино-Удинской межгорной впадине, что еще сильнее затрудняет циркуляцию воздуха. 

Источниками вредных выбросов, как всегда, являются многочисленные угольные котельные и ТЭЦ‑1. Однако с начала нулевых активную лепту вносит и разрастающийся частный сектор, расположенный в пригородах Улан-Удэ. Их жители в качестве основного топлива используют дешевый неочищенный уголь, который, как известно, дает при сжигании КПД в 1,5 раза больше дров. В качестве топлива наименее обеспеченные слои населения используют все, что попадется под руки: от автопокрышек до пластика. При этом значительная часть из них эксплуатирует обычные деревенские печки. Вся эта ядовитая масса засовывается в печь, до конца не сгорает, и из трубы валит черная токсичная сажа, оседающая в почве и в организме человека. Врачи отмечают рост онкологических и респираторных заболеваний, дети все чаще рождаются со страшными аллергиями и патологиями развития. 

В поисках выхода

Решения проблемы можно добиться путем перехода на газ, либо снижением стоимости электроэнергии. Так как газ в Республике Бурятия в ближайшей перспективе маловероятен, то остается надеяться лишь на уменьшение тарифа на электроэнергию. В Иркутске, где плата за свет почти в три раза меньше, жители частного сектора полностью отапливаются экологически чистыми электрокотлами. Никакой сажи, вредных выбросов, и, следовательно, проблем со здоровьем. 

Переход на экологически чистое топливо мог бы решить проблему в Улан-Удэ буквально за пару-тройку лет. Но вся суть в том, что электричество очень дорогое. В прошлом году Алексею Цыденову удалось снизить тариф для населения с 2,87 до 2,75 рублей за Кв/ч. Теме не менее, и это слишком дорого. 

При стоимости 1 киловатта в час в районе 2,75 рублей можно посчитать, во сколько будет обходиться отопление за счет электричества. Возьмем площадь дома в 100 кв. м. На каждые 10 кв. м. понадобится 1 киловатт мощности электрического котла. На 100 кв. м. — котел мощностью минимум в 10 киловатт. Расход электричества на отопление в морозы будет составлять 10 киловатт в час. Итого 240 киловатт-часов в сутки. Если морозы держатся на уровне –30°С в течение месяца, то электрический котел употребляет 7200 киловатт-часов электроэнергии. Что обойдется вам почти в 20 тысяч рублей в месяц. В остальное время, правда, когда температура на улице снизится до уровня –20°С, потребление можно сократить в два раза. В ноябре и марте котел может работать по 8 часов в сутки, уменьшая расходы на электричество до 5–6 тысяч рублей в месяц. 

В пользу электрического отопления можно отнести удобство и легкость установки и эксплуатации оборудования, позволяющего человеку не заботиться о том, чтобы 2–3 раза в день подкладывать топливо. 

До тех пор, пока электричество будет оставаться дорогим, самые уязвимые слои населения будут продолжать пользоваться углем, тем самым и загрязняя атмосферу города. Особенно это актуально во время кризиса, когда цены на дрова постоянно растут. Машина дров стоит около 8–10 тыс. рублей. Стоимость же угля меньше и относительно стабильна. Для того, чтобы понять масштаб проблемы, следует взглянуть на самих жителей пригорода. Обычно это выходцы из районов республики, которые просто вынуждены перебираться ближе к городу в связи с отсутствием работы на селе. Это жители Тулунжи, Поселья, Аршана, Левого Берега, приграничных с Тарбагатаем и Эрхириком поселений и др. Живущее в деревянных, плохо утепленных домах население беднеет, и с каждым разом тех, кто с дров переходит на уголь, становится все больше. 

Жизнь без дыма

Как нам пояснили в РСТ, никаких специальных льгот или субсидий для тех, кто заботится о природе и отапливает свое жилище экологически чистым топливом, нет. Но помимо одноставочного тарифа, есть возможность перейти на двухзонный (день–ночь). Он подразумевает, что ночью (с 23 до 7 часов) электричество будет стоить 1,74 руб./кВтч, днем — 3,17 руб./кВтч. Переход на двухзонный тариф, подразумевает экономию для жителей. Правда, для перехода потребуется дорогостоящий электронный двухтарифный счетчик. 

Если представить, что все, кто отапливается печками и твердотопливными котлами, перейдут на электрическое отопление, то, по логике вещей, и тариф должен снизиться. Этот чисто теоретический вопрос мы решили задать специалистам МРСК Сибири, но те, услышав фразу «потенциальное снижение тарифа», сразу же ответили, что вопросы тарифообразования не входят в их компетенцию. 

Ситуация с экологией плачевна, но при этом никто ничего не делает для ее разрешения. Вместо этого минприроды выпускает листовки о том, чтобы люди пользовались марлевыми повязками, а мы, тем временем, сами даже не задумываемся, насколько грязный воздух влияет на состояние нашего здоровья. 

Власть имущими давно лелеется надежда на строительство ТЭЦ-2, которое когда-нибудь приведет ко всеобщему решению проблемы с отоплением и загрязнением окружающей среды. Ее строительство началось в 1983 году, но из-за распада СССР завершено не было: в эксплуатацию сдана лишь часть объектов первой очереди, из-за чего город несбалансирован по электроэнергетике. Для решения проблемы предлагают на базе ТЭЦ‑2 построить два энергоблока по 115 МВт, которые позволят теплоцентрали вырабатывать еще и электроэнергию. На эти цели требуется более 33 млрд. рублей. 

Однако в Бурятии еще никогда не строились столь дорогие объекты, кроме того, непонятно, как ТЭЦ‑2 сможет запитать частный сектор. Сегодня там нет свободной земли для инфраструктуры, а подключение каждого дома, скорее всего, будет непосильно дорогим для местного населения. Что еще раз говорит в пользу автономного, а не централизованного отопления. 

Печальный опыт Монголии

В Улан-Баторе, как и в Улан-Удэ, наблюдается высокая миграция сельского населения в юрточные пригороды, которые активно отапливаются углем, продукты сжигания которого вызывают заболевания дыхательных путей. Но, в отличие от Бурятии, где все ограничивается рекомендациями Роспотребнадзора по ношению марлевых повязок, в Монголии проблему уже признали национальным бедствием. После нескольких лет безрезультатных инициатив, направленных на пропаганду экологического самосознания, власти Монголии пошли на кардинальные меры и в 2017 году ввели бесплатный ночной тариф на электроэнергию. Из утвержденных 5 млрд. тугриков для борьбы с загрязнением воздуха 3,5 млрд. пошло на субсидирование данной инициативы. По задумке властей, люди постепенно должны перейти с угля на обогрев электричеством. Кроме того, монгольские власти ограничили миграцию населения в столицу и продажу угольных печей в магазинах города. Подобные инициативы в Улан-Удэ могли бы заметно изменить ситуацию в лучшую сторону. 

Дефицита качественного оборудования для организации автономного отопления в Улан-Удэ нет, на выбор различные котлы для разных видов топлива, радиаторы, системы инфракрасного обогрева, твердотопливные котлы, не загрязняющие атмосферу. Выбор велик, и действительно некоторые домовладельцы, озабоченные состоянием нынешней экологии, решаются на дорогостоящую покупку. Но отдельные люди, обеспеченные и осознающие масштаб проблемы, погоды не делают. Из опыта Монголии становится понятно, что призывы и пропаганда отказа от угля не работают, а люди всегда выбирают то, что им по карману. 

Советы властей о переходе на сжигание пеллетов, которые в три раза дороже дров, и предложения подключиться к центральному отоплению жителям частного сектора напоминают знаменитую фразу Марии Антуанетты про пирожные. 

Монополия в энергетике — зло

Почему же тарифы настолько высоки? Поставщик «Читаэнергосбыт» покупает электричество у генератора электроэнергии и продает потребителю. Но для того, чтобы его доставить, приходится оплачивать услуги сетевых компаний, которые заведуют проводами, подстанциями и прочим оборудованием. Рынок электроэнергии Бурятии, как и тепловой энергии, непрозрачен. Одной из причин высоких цен называют накручивание процентов поставщиками электроэнергии, в то время как закупочная цена на иркутскую электроэнергию не превышает 1 рубля за киловатт. Структура цены для конечного потребителя состоит из следующих факторов: стоимости покупки электричества на оптовом рынке, стоимости иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации, стоимости услуг по передаче электроэнергии. Износ электросетей по Бурятии на сегодня, по официальным данным, превышает 50%. 

Для того, чтобы ситуация как-то сдвинулась с мертвой точки, тарифообразование должно стать прозрачным, как и доступ к информации по содержанию сетей и превышению лимитов, должна быть создана конкурентная среда. Монопольная же структура не заинтересована в снижении потерь, улучшении обслуживания населения и снижения тарифов. Необходима капитальная модернизация сетей и привлечение в республику крупных энергопотребителей. 

Думать об экологии за свой счет никто не будет. При этом тарифы не снизятся, а наоборот, возрастут. Получается, что мы пока пользуемся снижением тарифа на электроэнергию, но глобальных решений вроде модернизации сетей, создания электростанций или создания конкурентной среды не предвидится. 

Подобные войны с монополистами из области энергетики для современного развитого мира кажутся какими-то дикими. Насколько же Бурятия отстала от мировых тенденций: сейчас вовсю разрабатывается солнечная энергия и новые энергосберегающие технологии, а печки и уголь — прошлый век. 

В новых реалиях печное отопление вообще перестанет существовать, так как слишком несовершенно по теплоотдаче. Цены на солнечные и энергосберегающие технологии в мире потихоньку снижаются, и это дает возможность использовать их не только на станциях, но и в быту. 

В той же Европе люди экономно относятся к отоплению дома. Французам дается право вычесть деньги, потраченные на теплоизоляцию дома, из налоговой декларации. На приобретение солнечных батарей полагается льготный кредит. В Исландии разработана уникальная система экологически чистого геотермального отопления. В батареях течет горячая вода из гейзеров, а дом отапливается весь год. В Германии благодаря госпрограммам, домовладельцам, перешедшим на экологические виды топлива, компенсируют до 15 процентов расходов на приобретение и установку спецтехники. В развитых странах хозяин жилья может регулировать потребление энергии на обогрев, экономя достаточно приличные суммы. Государства стараются развивать в людях экологическое понимание, подталкивая их к выбору возобновляемых и безотходных источников энергии законодательными инициативами. Кроме этого, в западных странах рынок поставок газа и электричества достаточно прозрачен, и на нем существует конкуренция, положительно сказывающаяся на ценах: каждая компания предлагает свои, более выгодные для потребителя варианты. 

Может быть, и нам пора перестать держаться за наследие советского прошлого и шагнуть на рельсы инновационных технологий?

Автор: Информ Полис, Антон Иршутов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях