Авто
14760

В Бурятии развернулась битва за пассажиров между официальными перевозчиками и нелегалами

Почему стремительно сокращаются сельские маршруты?

Фото: russianstock.ru

Нелегальные перевозчики делают убыточными официальные автобусные маршруты в Бурятии. Теперь общественный транспорт ходит полупустой, а в некоторых случаях и вовсе порожняком. Из-за этого количество рейсов в районах сократилось в несколько раз. 

Конец раю на земле?

- Придет время, когда пассажиру надо быть в нужном месте в условленный час, а официального автобуса может не оказаться, - констатируют перевозчики. 

При этих словах всплывают картины из студенчества. В ту мою пору ежедневно  из Романовки  курсировал один рейс  до Улан-Удэ. До моего села Можайка он приезжал переполненный, и шансов сесть в него порой не было. Бывало, из-за этого у меня пропадал билет на вечерний поезд до Иркутска. А моя однокурсница жила в Гонде, что от моего села в 40 км. Пару-тройку раз не попав на поезд не по нашей вине, мы стали действовать по-другому. Туяна, как близко живущая к райцентру, выезжала туда ни свет ни заря (а тогда автобусы ездили рано утром), чтобы занять места себе и мне. Если это не получалось, моя подруга (и такое было!) занимала стоячие места. Таким образом, на еле ползущем ПАЗ-672 я почти 230 км, а Туяна все 300 км на ногах доезжали до города. А потом мы приняли как рай на земле появление межмуниципальных маршрутов. Этот рай, как оказалось, может просуществовать недолго. И всё по вине самих пассажиров и еще из-за бездействия контролирующих органов. 

После фейсконтроля 

На самом деле люди не стали меньше ездить и тем более поголовно не пересели на личное авто. Корень зла в другом. Легальным перевозчикам «перекрыли дорогу» нелегалы. 

- В специально закрытых группах «ВКонтакте» и «Одноклассниках», мессенджерах Viber и WhatsApp создаются группы «Попутчики», «Хоринский попутчик», «Автостопом до Кижинги», «Нам по пути 03», «Мне до Закамны», «Мне до Еравны», «Попутчики Джиды» и другие. Там одни и те же люди пишут объявления и собирают заявки пассажиров по определенным направлениям, - рассказала представитель ООО «Колонна № 9» Анна Меженова. 

Поясним, что это предприятие осуществляет пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту № 220 «Улан-Удэ - Хоринск» на основании договора с Минтрансом РБ. 

При этом, по словам Анны, теневыми перевозками занимаются даже госслужащие. В подтверждение она показала скриншот переписки в «Вайбере», где администратор группы некая Людмила Павлова пишет: «Для новичков! Эта группа секретная, здесь должны быть те, кто предпочитает передвигаться на попутках». А вот и другая ее запись: «Добавляем новых участников только через меня. После строгого прохождения фейсконтроля». Потом еще и уточняет: «Т.к. водители микриков очень недовольны, что вы не пользуетесь их услугами». 

Ее хоринские легальные перевозчики все-таки вычислили. Она оказалась сотрудницей территориального отделения Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия (УФК по РБ). Директор ООО «Колонна № 9» Юрий Мухамедчин 11 августа 2017 года довел  до сведения руководителя УФК по РБ, что сотрудник управления Людмила Павлова, являясь госслужащим, помимо основной работы, занимается за деньги нелегальной перевозкой пассажиров из Улан-Удэ до Хоринска по пути следования на работу и обратно. Свое письмо Мухамедчин сопроводил скриншотами ее записей в «Вайбере» и объяснениями людей, подтвердивших факт сбора сотрудницей УФК заявок на перевозку. Однако комиссия УФК по РБ не нашла нарушений требований к служебному поведению Павловой. 

- Вот из-за так называемых нелегальных перевозчиков с официальной маршрутной сети идет огромный отток пассажиров, — говорит бригадир маршрута № 220 Иван Елисеев. — А когда на рейсах падает пассажиропоток, они становятся нерентабельными и закрываются. 

Маршруты умерли

Существование легальных маршрутов поставили под угрозу сами пассажиры. Сегодня, например, пассажирскими перевозками по маршрутам «Хоринск - Улан-Удэ» и «Тэгда - Улан-Удэ» охвачены только 12 населенных пунктов Хоринского района из 28. Почему такое происходит, в начале февраля даже разбирали на совещании у главы района Юрия Ширабдоржиева. 

- Эти маршруты умерли! В 2011 году мы стали работать в составе «Колонны № 9». Тогда у нас было 17 машин, и ежедневно выходили в рейс 14 автомобилей. Последний автобус из Хоринска отходил в 10 вечера, в это же время сюда отправлялся рейс из Улан-Удэ. Сегодня у нас 11 машин, три из них ежедневно отдыхают. В день мы выполняем восемь рейсов. Через год останется три рейса. Такая же участь ждет все районы, - убежден  Иван Елисеев. 

Не лучше ситуация и в Еравне. 

- Еще год назад из Сосновоозерского до Улан-Удэ отходили шесть микриков. Сейчас пять. Через год, наверное, на маршрут выйдут четыре машины. Мы же не можем все время ездить вхолостую, - говорит водитель маршрута № 200 «Улан-Удэ – Сосновоозерское» Вячеслав Саргаев. 

- Это на всех маршрутах, по всей Бурятии. Жалуются баргузинцы, закаменцы, джидинцы, все-все, - отмечает Анна Меженова. 

А ведь еще три года назад водители городских маршрутов просились в межмуниципальные перевозчики. Тогда они подходили к бригадирам маршрутов: «Ребята, возьмите в рейс». Сейчас эти водители перекрещиваются, потому что по городу зарабатывают больше. 

Все по закону

- Я 15 лет на маршруте. Из них 12 лет ездил по Хоринску и собирал по адресам пассажиров, также развозил. Всякое бывало, выйдут и скажут, мол, подождите, чай допьем или сумки не собрали. А еще хуже, могли и пьяного на руках вынести и затолкать в салон. Три года назад по требованию Министерства транспорта «Колонна № 9» организовала кассу предварительной продажи билетов в Хоринске. Их можно купить за десять дней, посадка в салон начинается за 15 минут до отъезда транспорта. Это же очень удобно, - говорит Иван Елисеев. 

Тем временем свое право на осуществление межмуниципальных перевозок легальные перевозчики получили по результатам конкурсного отбора. Там выбирают транспортные средства с лучшими техническими характеристиками и соответствующие безопасности пассажиров. Перед рейсом автобусы  проходят предрейсовый технический осмотр, а водители - освидетельствование состояния здоровья до и после рейса. 

- Мы осуществляем регулярные перевозки строго по маршруту и строго по времени. Билеты реализуем  как на месте, так и через кассы автовокзала  и пункты предварительной продажи билетов. Жизнь и здоровье пассажиров застрахованы, да и с точки зрения безопасности мы перевозим пассажиров автобусами малой и средней вместимости. Они соответствуют  ГОСТам, оборудованы системой ГЛОНАСС, тахографами и регистраторами внутри салона. Пассажиров сажаем и высаживаем строго на автовокзалах и остановочных комплексах, определенных маршрутом следования, - перечислили  перевозчики. 

Нелегалы без убытков

У нелегальных перевозчиков всё с точностью до наоборот. Они  не зарегистрированы в качестве ИП или юрлиц. Соответственно они не платят налогов.  У них нет полиса страхования пассажиров, а зачастую и полиса ОСАГО. Они не проходят предрейсовые и послерейсовые технические и медицинские осмотры. А чтобы уйти от ответственности, нелегалы, как отмечалось выше, освоили новую схему – это закрытые группы в соцсетях и мессенджерах. Получается, что перевозка нелегальная, а цены почти официальные, но отслеживать реальные доходы таких незаконных предпринимателей контролирующие органы не собираются. А тем временем речь, скорее всего, идет о миллионных прибылях. При этом единственный возможный плюс для пассажиров, и то не всегда, меньшая цена за проезд, чем у легальных перевозчиков. Это объяснимо, так как в бюджет от таких рейсов не поступает ни копейки. И если вдруг кто-то думает, что семейный бюджет намного важнее, то и  не стоит им  требовать дороги, света, благоустройства и прочих инфраструктурных благ в районах.

Кто ответит за пассажиров?

- Ну, сэкономили такие пассажиры пять минут в пути и еще, может быть, 30 - 40 рублей. А кто ответит за их здоровье, если что случится в пути? - спрашивает Иван Елисеев. – Многие не понимают, что они рискуют. Недавно в Красноярском крае в крупном ДТП погибли водитель минивэна и его семь пассажиров. Там в краевом МВД сообщили, что водитель занимался нелегальными пассажирскими перевозками. Он набирал людей по объявлению. 

Еравнинские перевозчики рассказали, что в прошлом году на заснеженной трассе маршрутка вылетела в кювет. Пассажирка повредила руку. Но перевозчики даже не стали ожидать результатов страхового случая – выплатили женщине 50 тысяч рублей. 

- Не дай бог, что случится на трассе в нелегальном авто, никто не ответит за пассажиров, - уверены легальные перевозчики. 

Под прицелом проверяющих

Легальные перевозчики говорят, что они под постоянным прицелом проверяющих, а зато с нелегалов никто не спрашивает путевых листов и других немаловажных документов. 

- Нелегал, когда его останавливают с пассажирами, говорит, что он родню на свадьбу везет. Или,  того хуже, на похороны. Сотруднику ГИБДД ничего не остается, как уточнить это у пассажиров, а те, в свою очередь, подтверждают слова водителя, - отмечают водители официальных маршрутов. – Здесь сами пассажиры должны быть совестливыми. Но почему нельзя организовать  облавы на «серых» предпринимателей  на уровне межведомственного взаимодействия? 

Есть ли выход?

- Мы считаем, что есть выход из ситуации. Контролирующие органы должны вести борьбу с теми, кто занимается незаконной перевозкой пассажиров и  незаконной предпринимательской деятельностью. Это налоговая инспекция, полиция, Минтранс РБ, Байкальское МУГАДН, антимонопольная служба, прокуратура. Те же закрытые группы в социальных сетях и мессенджерах общедоступны. Почему нельзя перекрыть этот канал? - считает Анна Меженова. 

На самом деле закон позволяет привлечь нелегальных перевозчиков к ответственности, вплоть до конфискации транспортного средства. Если человек осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере пассажирских перевозок без лицензии, то на него может быть наложен штраф в 50 тыс. рублей,  на  индивидуального предпринимателя – 100 тыс. рублей, на юрлицо – 400 тыс. рублей. 

- Если будут прецеденты со штрафами, думаем, у многих пропадет желание нелегально перевозить пассажиров, - убеждены перевозчики. 

Но пока суд да дело, люди, садясь в салон к нелегалу, похоже,  не понимают, что могут вообще лишить свое село автобусного сообщения. Потому что выигравший конкурс перевозчик не будет гонять пустые автобусы, ему выгоднее отказаться от оказания таких «услуг» и закрыть маршрут. 

Между тем,  по данным Бурятстата, в  2017 году в республике  автомобильные транспорты общественного назначения перевезли более 76 тысяч пассажиров.  Напомним, в Бурятии действуют 93 маршрута, из них 71 межмуниципальный и 22 пригородных. Общее количество автобусов - более 600. 

Официальный комментарий 

В Минтрансе Бурятии «ИП» пояснили, что проверкой легальности заказных пассажирских перевозок занимается Байкальское межрегиональное управление госавтонадзора.

- Любой житель или гость Бурятии может пожаловаться в Минтранс Бурятии, если на межмуниципальных рейсах вы столкнулись с хамством водителя или превышением скоростного режима. По жалобам мы проводим разбирательства, и в случае, если жалобы пассажира подтверждаются, водителю выносится выговор. Три выговора, и водителя отстраняют от рейса,  - рассказали в пресс-службе министерства.

Автор: Светлана Намсараева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях