Главное Популярное Все Моя лента
Войти

Авиазавод переводят на «цифру»

Сергей Александров
1961

Чтобы летать над Крайним Севером и в жаркой Индии

Улан-Удэнский авиационный завод был и остается не просто флагманом промышленности Бурятии, а бюджетообразующим для республики предприятием. От его работы во многом зависит экономическое «здоровье» региона в целом. Как завершил У-УАЗ 2017 год и с какими планами вошел в год нынешний? С этими и другими вопросами мы обратились к управляющему директору У-УАЗ Леониду Яковлевичу Белых

- С какими производственными и финансовыми результатами завершил 2017 год У-УАЗ? Увеличился ли выпуск вертолетов, в том числе экспорт?

- Минувший год был насыщен событиями.  Мы получили от Росавиации сертификат типа на вертолет Ми-171А2 по самой жесткой категории «А», направили на летные испытания обновленный вертолет Ми-171Е, который планируется предлагать зарубежным госзаказчикам, начали подготовку к производству вертолетов Ка-226Т в рамках индийского контракта, продолжали модернизацию завода.

Мы выполнили план по производству и отгрузке продукции заказчикам. По результатам работы в 2017 году годовую премию получили практически все сотрудники предприятия. Отдельно подчеркну исполнение Гособоронзаказа. В 2017 году У-УАЗ традиционно выполнил его, несмотря на то что нынешний ГОЗ предусматривает поставки практически всем силовым ведомствам: Минобороны, ФСБ, МЧС, Росгвардии. Мы выполняем пожелания каждого государственного заказчика. Более того, досрочно сдаем технику.

Что касается экспорта, мировой рынок сегодня насыщен вертолетами среднего класса. Но долго такой ситуация оставаться не будет. Техника стареет, к ней предъявляются новые требования. Обязательно последует всплеск спроса в этом сегменте. Мы активно готовимся к нему, модернизируя технику под самые современные требования.

- На МАКС-2017 предприятие впервые показало вертолет Ми-171Ш-ВН, технический облик которого сформирован с учетом опыта боевого применения вертолетов, в том числе в Сирии. Есть ли интерес к нему у заказчиков?

- Улан-Удэнский вертолетный завод представил на МАКС-2017 новую модификацию военно-транспортного вертолета Ми-171Ш-ВН. Машина предназначена для проведения операций сил специального назначения. Вертолет вызвал большой интерес у заказчиков. В ближайшее время опытную машину планируется передать для доработки на Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля. Этот вертолет действительно учитывает опыт боевых действий в Сирии. И не только в ней. Это и опыт контртеррористических операций в нашей стране, и опыт боевых действий в Афганистане, куда мне в свое время приходилось выезжать, так как мы напрямую контактировали с нашими боевыми пилотами, чтобы дорабатывать свои машины.

- Что сделано в ушедшем году в рамках программы модернизации предприятия и какова сумма средств, направленных на нее? Приближает ли она У-УАЗ к «цифровому» производству?

- С 2010 по 2017 год в реконструкцию и техническое перевооружение производства Улан-Удэнского авиационного завода вложено свыше 10 млрд рублей, планируется вложить еще около 6 млрд до 2020 года. Наша цель – создание на предприятии полноценного цифрового производства. Отмечу, возрождение станкостроения в России играет нам на руку: мы теперь можем закупать отечественное оборудование, которое сопоставимо с иностранным по качеству и перечню решаемых задач. Половина закупаемых станков  – российского производства.  Тотальное внедрение цифровых технологий позволит сократить цикл изготовления изделий, но модернизация производства – это не только закупка нового станка.

- Не привела ли модернизация к сокращениям персонала, слухи о которых активно курсировали?

- На самом деле те, кто высвобождаются, перемещаются на другие участки, где осваивается новая продукция. Сегодня у нас люди уходят только на пенсию. Модернизация – это развитие как производства в части развития технологий, так и повышение уровня квалификации и развития персонала. Если раньше можно было управлять процессом механически, то сейчас это, прежде всего, компьютерные технологии, автоматизация. Это значит, что мы должны инвестировать средства в своих работников для повышения их компетентности. Минувший 2017 год был показательным для нас в этой области. Более 1000 человек прошли повышение квалификации и профессиональную подготовку на территории завода. В учебных заведениях обучено 650 рабочих и более 1000 руководителей и специалистов.

При этом вынужден признать, что у предприятия есть потребность в высококвалифицированных специалистах. Не хватает около 50 конструкторов, некоторых других инженерных кадров. Совместно со ВСГУТУ мы работаем в этом направлении, все популярнее становится наш авиационный техникум.

- Каковы планы на 2018 год? Сформирован ли портфель заказов, который гарантирует увеличение производства, в том числе вертолета Ми-171А2?

- Еще продолжается формирование портфеля заказов на 2018 год. Уже сейчас понятно, что он будет не меньшим, чем в 2017-м. Ведутся предконтрактные переговоры с рядом российских и зарубежных коммерческих заказчиков.

В 2018 году мы продолжим сотрудничество с Государственной транспортной лизинговой компанией, с компанией UTair по совместному выводу и продвижению вертолета Ми-171А2 на российский рынок. В среднесрочной перспективе – работы по созданию оффшорной модификации этого вертолета.

Первые два вертолета Ми-171А2 будут поставлены авиакомпании Utair в начале 2018 года. Идет сертификация вертолета Ми-171А2 в Китае, рассматривается вопрос о сертификации машины в ряде других стран. В рамках авиасалона в Дубае подписан первый контракт на поставку Ми-171А2 с компанией Vectra Group (Индия), который предусматривает также опцион на три машины. В конце года холдинг «Вертолеты России» подписал контракт на поставку вертолета Ми-171А2 с VIP-салоном в интересах еще одного иностранного заказчика. Это первый Ми-171А2 в такой комплектации. Планируется, что машина будет передана в конце 2018 года.

Два вертолета Ми-171А2 завершили в Якутии испытания экстремальными морозами. Нам повезло их «поймать» - до минус 60 градусов. Проверяли работу всех систем в этих условиях. Все прошло нормально.

Кроме того, У-УАЗ готов начать выпуск легких самолетов ТВС-2ДТС, которые заменят «кукурузники» Ан-2. Идут переговоры с правительством Якутии и представителями разработчика – СибНИА им. Чаплыгина. Самолетом интересуются, а у нашего завода есть опыт и возможности для его серийного производства.

- Какова динамика заказов на «арктическую версию» Ми-8АМТШ-ВА и зачем сегодня испытывается в условиях экстремально низких температур Ми-171А2?

- Арктический вертолет Ми-8АМТШ-ВА для оперирования в высоких широтах Арктики создан в интересах Минобороны, которому поставлено шесть машин. Они  вызывают большой интерес у других потенциальных заказчиков. Возможность дальнейших контрактов на эту машину прорабатывается на всех уровнях. Ми-171А2 – чисто гражданская версия для перевозки пассажиров и грузов.

- Можно ли ожидать в 2018 году начала выпуска легкого вертолета Ка-226Т в рамках индийского контракта?

- Работа началась. На площадке Улан-Удэнского авиационного завода создается дублирующее производство вертолета Ка-226, будет производиться его глубочайшая модернизация. Ка-226Т – это первый полностью цифровой проект. Мы на разных изделиях использовали элементы цифровой технологии. Планомерно реализуя концепцию цифрового производства, на этом вертолете мы пройдем полный цикл: от разработки до введения в эксплуатацию по цифровым методам проектирования, изготовления, прослеживания жизненного цикла. В настоящее время идет подготовка площадки производства, стапелей. Перенимаем опыт у коллег из Кумертау, где этот тип вертолета, правда, другая модификация, производится давно. До конца года будет активно идти подготовка производства.

- У-УАЗ в прошлом году выполнил все работы в рамках контракта «жизненного цикла» с Минобороны. Что дает заводу такой вид контракта и будет ли он внедряться на внешнем рынке?

- Регламентные работы в рамках контракта жизненного цикла включают в себя проверку состояния и работоспособности всех систем, необходимые периодические процедуры, замену расходных материалов. Их выполнение позволило специалистам завода и технико-эксплуатационных частей обменяться опытом, что в перспективе, несомненно, будет способствовать развитию и совершенствованию программ обслуживания авиационной техники. Нам это дает новые рабочие места, заказы по обслуживанию, что, конечно, благоприятно сказывается на экономических показателях.

Сервисный контракт, подписанный в декабре 2016 года между холдингом «Вертолеты России» и Минобороны РФ, предусматривает сопровождение высокотехнологичной продукции, включая выполнение работ по обслуживанию и ремонту в процессе эксплуатации техники Минобороны РФ в 2016 - 2020 годах. Мы уверены, что подобный формат работы будет интересен и другим заказчикам и может привлечь потенциальных покупателей. В том числе на внешних рынках. Такие контракты интересуют зарубежных партнеров. Уже создаются совместные предприятия в Китае, Индии, в некоторых других странах.

- Наступивший год будет более напряженным для завода?

- Думаю, да, но это и хорошо как для У-УАЗ, так и для республики. Мы движемся вперед. Этот год особенный еще и потому, что нам всем предстоит исполнить свой гражданский долг – прийти на выборы президента РФ. Этот выбор определит будущее страны на ближайшие шесть лет. И я уверен, что работники У-УАЗ, как и все жители республики, не останутся равнодушными и 18 марта придут на избирательные участки.

В 2017 году трудоустроено на предприятие 19 выпускников ВСГУТУ и 12 человек из иногородних вузов. Число участников жилищной программы в 2017 году – 80 человек. В программе негосударственного пенсионного обеспечения участвует 751 работник У-УАЗ, в том числе 366 человек уже сегодня получают корпоративную пенсию. Корпоративными программами было охвачено около 2900 работников У-УАЗ. За 2017 год более 3,5 тыс. неработающих пенсионеров получили материальную помощь. В 2017 году произведена индексация заработной платы. С 1 марта – на 4,2%. Рост составил 4,62%. Размер заработной платы на предприятии в настоящее время соответствует отраслевому положению.

Читать далее

Читайте также