художники
895

«Для кого-то увидеть Байкал – несбыточная мечта»

Мастерица из Иркутска создаёт неповторимые украшения из кожи

Фото: личный архив С. Храмовских, Дмитрий Шибанов, Александр Матвеев, Александр Кабанов, Олег Разумейко, Николай Казьмин.

В некоторых работах Светланы Храмовских слышны дыхание Байкала, шум его волн и крики чаек. Другие пахнут осенью, ягодами и листвой. Но каждая – как увлекательная история, особенная по своему настроению.

Светлана выросла в семье, практически не связанной с творчеством. Мама работала в детском саду, папа – на заводе. Но, невзирая на это, где-то в глубине души маленькой Светы созревал настоящий творец – со своим взглядом на природу. 

Сегодня художница создаёт неповторимые украшения из кожи, байкальских камней и ветвей, найденных на берегу священного озера. Её работы востребованы по всему миру, особенно среди тех, для кого побывать на Байкале – несбыточная мечта.

Удивительный мир созидания

Светлана, в начале каждого интервью мы знакомимся с нашими героями. Расскажите немного о себе: откуда вы родом, в какой семье росли, кто ваши родители?

- Я родилась, как пел Иосиф Кобзон, «в таёжном смолистом краю». В небольшом, но известном сибирском городе Иркутской области – Братске. Моя мама работала в детском саду, а папа – на заводе. Родители внесли очень большой вклад в моё творческое развитие. Когда я была маленькой, мама училась в педагогическом училище. Каждый вечер втроём, с сестрой и мамой, мы делали разные интересные домашние задания: что-то мастерили, делали папье-маше, шили, клеили. В школе постоянно участвовали в конкурсах, рисовали стенгазеты, делали поделки. Именно мама раскрыла для меня удивительный мир созидания, благодаря которому мне никогда не было скучно. 

Часто меня спрашивают: «В кого ты такая творческая?» Папа тоже хорошо рисова, в молодости вырезал по дереву. При этом нигде этому не учился – думаю, он обладает каким-то врождённым талантом. Когда мне было пять лет и я потребовала малиновую собаку, он мне её сшил. А ещё возил по утрам и забирал меня из художественной школы, помогал натягивать бумагу на планшеты и сидел рядом в рекреации школы искусств в ожидании оглашения итогов просмотра. 

От мамы, возможно, мои врожденные знания о цветах и любовь к ним, а от папы, рыболова и охотника, – любовь к нашей сибирской тайге. Самое главное, что выросла я в прекрасном мире, где поддерживали мои творческие начинания и гордились результатами. 

 В какой момент вы поняли, что вы – человек творческий? Как выбирали место для поступления и свой профессиональный путь?

– Я с детского сада знала, что путь мой связан с творчеством, и о профессии я грезила исключительно дизайнерской. Но, по иронии судьбы, высшее образование у меня экономическое. Оно мне, кстати, пригодилось в полной мере во взрослой жизни, когда я стала предпринимателем. 

В чём магия кожи?

 Когда и как вы пришли к работе именно с кожей? Что вас привлекает в этом материале?

– Кожей я серьёзно увлеклась во время декрета в 2010 году, когда носила сына под сердцем. Наконец-то появилось много свободного времени – мне хотелось творческой реализации. Началось всё со старых плащей, курток, материала, которого было предостаточно под руками. 

Азы работы с кожей я получила в художественной школе, этот материал не был новым для меня. Что меня привлекает в нём, в двух словах не объяснить. Это тактильность, податливость, пластичность, прочность, долговечность, благородность! Из кожи можно сделать абсолютно всё, что угодно. Именно поэтому свой бренд я назвала «Магия кожи». И да, есть в ней и какие-то необъяснимые магические свойства. 

 На каких площадках вы начали заявлять о себе в начале пути и где выставляете свои работы сегодня?

– Изначально я выставляла свои работы в соцсетях. Не было идеи их продавать, была потребность просто делиться с друзьями и близкими тем, что у меня получается. Но покупатели сами нашлись – в интернете. Там же новые знакомые и коллеги по творчеству посоветовали зарегистрироваться на сайте «Ярмарка мастеров». С этого и началась моя профессиональная деятельность. 

«Для нас обыденность, для многих – мечта»

Кто были ваши первые покупатели, ценители и кто они сегодня? Какие особенности отмечают люди в ваших изделиях прежде всего?

– Мои покупатели, как правило, люди из других городов, чаще всего из Москвы. Есть постоянные ценители из разных уголков России и ближнего зарубежья. Раньше очень часто отправляла посылки в разные страны: США – там, кстати, была постоянная покупательница из Техаса, в Англию, Германию, Францию, Иорданию, Дубай, всех не припомню. 

Какие особенности они отмечают? Я думаю, именно историю, которую раскрывает украшение, энергетику. Для нас природа Прибайкалья – это обыденность, а для многих побывать тут – несбыточная мечта, как однажды сказала одна покупательница. Конечно же, важен и авторский стиль. Когда я начала создавать сюжетные украшения, с животными из кожи, это была новинка, такого не было нигде на просторах интернета. 

 С какими материалами вы работаете сегодня, спустя 15 лет творчества? Что представлял собой ваш ассортимент тогда и какие виды изделий вы создаёте теперь?

– Были времена, когда я работала и жила только своим любимым делом. Большая очередь из заказов на два-три года вперёд, помощницы, официальная мастерская. Были времена затишья, когда я перегорала и давала себе отдых. Тогда я проводила обучающие мастер-классы в своей мастерской или работала в других сферах, но параллельно всё равно понемногу что-то делала на заказ или на продажу, а также для души. Потому что именно кожевенное ремесло – это моё призвание, оно выбрало меня и не отпускает. 

В декрете, когда я начинала свой путь, работала со старыми куртками, была рада, если довелось найти цветную. А сегодня я заказываю итальянскую и турецкую кожу, натуральные камни, корейскую фурнитуру. 

Не так давно я работала в ювелирном доме «Кабанов», одним из направлений в котором было создание авторских пряжек из бронзы. Там я стала раскрашивать под них ремни, а ещё мы совместно сделали специальную бронзовую основу под дизайнерскую пряжку из кожи – для особенных, авторских ремней. Именно это породило моё новое направление и расширило ассортимент. 

Также мой переезд в Иркутск (живу я здесь четвёртый год) стал большим вдохновляющим толчком в творческом развитии. И после очередного затишья на моём кожевенном пути вновь готовлюсь к большой персональной выставке, посвящённой природе Прибайкалья. Теперь я живу гораздо ближе к священному озеру, часто путешествую по его берегам. Мне есть о чём рассказать тем языком, которым я владею, через украшения. 

Не нарушая течение жизни Байкала

 Во многих ваших работах участвуют байкальские камни. Как вы выбираете, какой камень украсит будущее изделие? Какое оборудование необходимо для обработки камней, кожи и вообще: насколько это дорогостоящее занятие – работать с кожей и камнем?

– Да, я очень чувствую силу и энергетику природы и, конечно же, Байкала. Когда бываю в особенных для себя местах, нахожу небольшие камушки, похожие на кабошоны, обработанные волнами, вымытые коряжки и включаю их в свои изделия – это делает их ещё более особенными. Таким образом они становятся не просто украшением, но и сувениром, оберегом.

«Колье «Любовь Ангары» сделано мною много лет назад. Красивая легенда нашла отклик в сердце покупательницы из штата Техас. За эти годы я сделала только два повтора этого украшения, и они разлетелись по миру. Фотосессия в этом украшении прошла на Братском водохранилище, где Ангару до сих пор держат взаперти», – говорит автор.

И это не только про Байкал. У меня есть маленький мешочек чёрного песка с Камчатки, кусочки застывшей магмы из жерла вулкана, которые ждут своей поры, чтобы стать частью новой коллекции. Ракушки и камушки с Чёрного моря. Засохшие веточки с лишайником, собранные в дремучей тайге, которые становятся частью украшения в эпоксидной смоле. Я не подвергаю никакой обработке камни, чтобы можно было прикоснуться к ним и почувствовать всю силу этих мест. 

 Говорят, что есть примета: унос камней с берегов священного озера влечёт неудачи, поскольку в них живут духи, охраняющие Байкал. Верите ли вы в это?

– О такой примете я услышала впервые минувшим летом. После появилось чувство, что нужно оставить что-то взамен, попросить разрешения и поблагодарить. Но я так и делала всегда, даже забирая веточку из леса. Совершенно точно знаю, что не делаю этим ни Байкалу, ни природе ничего плохого и никаким образом не нарушаю течение жизни флоры и фауны. Не черпаю материалы вёдрами, а выбираю с любовью красивые гладкие камушки – столько, сколько может вместиться в ладошку. А теми историями, которыми с их помощью я делюсь с миром, наоборот, привлекаю людей к сохранности природы. 

Надо вкладывать душу, и дело принесёт доход

 Сейчас время, когда модницам доступны любые украшения в магазинах и на маркетплейсах. Почему, на ваш взгляд, невзирая на это обилие эпохи потребления, ваши работы всё равно интересны людям?

– Кстати говоря, именно для масcмаркетов я начала заниматься ремнями, так как это более привычный товар для обширной аудитории. А если говорить об украшениях, то это совершенно другая история – скорее, про эксклюзивность, индивидуальность и очень узкую нишу покупателей. 

Даже при желании всех модниц заказать мои изделия с маркетплейсов я не смогу ответить на такой спрос. Мои изделия не для каждого, в этом и есть их ценность. Но на самом деле ещё больше – для меня, потому что это моё самовыражение. Я создаю украшение с душой, чтобы получить удовольствие от процесса и от результата, а не с целью заработать на нём. Наверное, в этом секрет любого успешного дела – создавать то, что нравится, для людей, которым, в свою очередь, нравится то, что ты делаешь. Если вкладывать душу в своё любимое дело, рано или поздно оно начнёт приносить доход. Не наоборот. 

 Насколько ваше творчество прибыльно?

– В плане прибыльности бывали и лучшие времена. Но, наверное, сейчас так у всех… Плюс я стала работать более размеренно, в основном на продажу. Создаю больше то, что мне хочется, нежели на заказ, чтобы снова не загнать себя в процесс выгорания. Сейчас я просто самозанятая. 

«Напомнить, как нам повезло»

 Как приходят идеи для создания того или иного изделия? Делаете ли вы зарисовки, эскизы, или держите образ в голове вплоть до его воплощения в жизнь?

– У меня очень много идей, которые ждут своей реализации. Всё моё вдохновение на сегодняшний день захватила природа Прибайкалья. Обычно я делаю зарисовки только для того, чтобы создать себе план работы. А если это спонтанная идея, то творю на одном дыхании, как сердце ляжет. 

«Есть мечта – беги к ней. Не можешь бежать – иди к ней. Не можешь идти – ползи к ней. Не можешь ползти – ляг и лежи в сторону мечты».

 Расскажите о выставках и показах, в которых вы участвовали. Есть ли в ближайших планах подобные мероприятия?

– Сейчас на моём рабочем столе лежит тетрадочка с зарисовками – это мой план работ на этот год. Я планирую большую персональную выставку, посвящённую родным местам. В ней я расскажу о красотах самого разного Байкала, для кого-то раскрою его по-новому. Покажу красоты природы, которые многие не замечают, как совсем рядом с Иркутском, так и поведаю об удивительной Бурятии, о Тункинской долине, о степях и тайге… 

Хочу привлечь внимание посетителей выставки, напомнить о том, как нам повезло, в каком удивительном и разнообразном мире мы живём, о том, сколько рядом с нами потрясающе красивых мест, оказаться в которых для многих жителей планеты – несбыточная мечта.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях