художники
982

Молодой художник из Улан-Удэ наполняет бурятские пейзажи иноземными существами

Артём Ульянов рассказал, как придумывает героев картин и что означает жанр «фантастический реализм»

Фото: личный архив Артёма Ульянова

В центре современного искусства «Залуу» в Улан-Удэ 18 декабря открылась выставка молодого художника Артёма Ульянова «Иноземные истории». Его картины удивляют, завораживают, у кого-то вызывают добрую улыбку, а некоторых даже пугают. Но на самом деле монстры, которых Артём «поселил» в бурятские степи, живут ту же жизнь, что и мы с вами.

В беседе с журналистом «Информ Полиса» Артём Ульянов рассказал о своём творчестве, как он придумывает героев и почему определяет свой жанр как «фантастический реализм».

Рисование - основное дело

Как и все дети, Артём рисовал с самого детства, как только научился держать в руках карандаш. Как признаётся сам, первые рисунки начал делать, когда ещё не сформировалось творческое сознание. Из-под карандаша ребёнка выходили звери, люди, динозавры.

В школьные годы Артём десять лет посещал школу искусств в родном Гусиноозёрске.

- В школе искусств со мной занимался преподаватель Станислав Владимирович Самбуев, он сам художник-сюрреалист, который пишет очень изящные, красивые картины. Помимо академического рисунка, академической живописи, что в основном-то и преподают, он меня учил рисовать как свободный художник - фантазировать, что-то своё изображать, совмещать какие-то странные и несовместимые вещи. То есть именно он развил во мне свободу, - рассказывает наш собеседник.

Серьёзно увлекшись живописью, о других профессиях Артём уже не думал. После школы он поступил в ВСГАКИ (ныне ВСГИК) на дизайнера окружающей среды. Именно там, по собственному признанию, благодаря профессиональным преподавателям Артём получил базовые навыки в рисунке и живописи. Карьеру же начал в качестве художника-декоратора Бурятского театра оперы и балета. Сегодня он уже заведующий декорационным цехом.

- Другие профессии меня как-то не особо привлекали. Просто даже мыслей не было куда-то ещё идти. Есть, конечно, смежные профессии. Я анимации хотел делать, в детстве тоже увлекался этим, фильмы делал. Но основное моё дело - это рисование, - говорит художник. 

«Завтрак»

«Никогда не считал себя готовым к чему-то»

Первой картиной, с которой он сам отсчитывает своё профессиональное творчество, стала «Бег», она создана в 2018 году. Огромное существо, похожее на паука, несёт большой шар с человеческим лицом, раскидывая попадающихся под ноги голубых насекомых. За этим зрелищем наблюдает с десяток жутких персонажей, явно не из нашего мира.

Больше двух десятков подобных картин можно увидеть в центре современного искусства «Залуу» на выставке картин Артёма Ульянова под названием «Иноземные истории». Продлится она до 20 января.

Как оказалось, это уже вторая выставка молодого художника. А началось всё с совета Анны Никитиной, профессионального художника, преподавателя ВСГИК и бывшего замминистра культуры Бурятии.

- Она предложила мне идею сделать выставку. Страшно было, конечно. Никогда не считал себя готовым к чему-то такому. Казалось, надо ещё учиться, ещё рисовать. Но я согласился, готовился и сделал первую выставку. Прошла она отлично, выше всех моих ожиданий. И там уже с директором «Залуу» Аюной Цыбикдоржиевой хорошо познакомился. Она предложила сделать вторую выставку, и я стал готовиться: покупал рамы, делал рекламу в соцсетях, - вспоминает Артём. 

«Бег»

Степь как поле для размышлений

Все картины созданы в течение двух последних лет. Объединяет эти произведения общая идея: реальный бурятский пейзаж, а в центре - монстры, инопланетные сущности, которые заняты каким-либо действием. Сюжет зритель сам может проиграть в голове, узнав названия картин, которые говорят сами за себя.

- На каждой картине есть свой сюжет. Они, скорее, как фотографии каких-то событий, но без пояснений. Пояснение может быть только в названии, одним словом. Например, есть картина, где один персонаж убегает от какой-то банды мохнатых существ, которые выбежали из леса и пытаются его поймать, остановить. И название - «Чужак». Ну понятно, что не в тот лес зашел. Сюжеты простые, ситуации простые либо человечные. Например, на другой картине существа познакомились с каким-то зверком и как будто бы взяли его к себе, и называется она «Новый друг». Искусство - это способ говорить без слов, и название должно лишь только подсказать сюжет, - отмечает автор картин.

Местом действия, где иноземные существа взаимодействуют друг с другом, стали реальные, узнаваемые бурятские степи.

- Для этого я ездил по степям с фотоаппаратом. На картинах можно увидеть иволгинские степи и селенгинские степи. В основном их я фотографировал. В лесу же трудно что-либо придумывать, потому что он уже сам красив, весь зеленый, полон жизни, и там добавить нечего. А вот когда смотришь на чистое поле, мысли и идеи сами рождаются, что можно поместить в это поле. Поле для размышления, так сказать, и есть вот эта степь, - говорит Артём.

«Чужак»

Существа с человечностью

Как признаётся художник, рисовать именно монстров всегда интересно, и «поселять» необычных существ в бурятские степи бывает даже весело.

- Мне скучно рисовать просто пейзажи, людей, натюрморты. Мне нравится фантазировать. Это же как игра в голове. Сложный процесс начинает происходить, и рождается что-то из этого. Это тоже круто - рисовать людей и пейзажи. У многих отличных художников пейзаж становится самостоятельным, не просто фоном, а сам по себе сюжетным. Он навевает какие-то мысли, позитивные или жуткие. Когда я вижу пейзаж, мне хочется его заполнить чем-то, как будто здесь должен кто-то жить. Создать новый мир хочется, - поделился он.

Свой жанр Артём определяет как «фантастический реализм».

- Я не пытаюсь нафантазировать, удивить, шокировать. У меня задача, наоборот, взять фантастику и существ своих приблизить к нам, сделать их попроще, чтобы они жили такую же жизнь, как и мы, показать, что на других планетах есть существа, но живут они такой же жизнью, у них те же проблемы. Человечность добавить, - уточнил наш собеседник.

Каким будет персонаж на картине, становится понятно уже в ходе работы. Художник может резко что-то изменить - добавить существу три-четыре руки, ещё одну голову или вообще сделать её отдельно от туловища.

В дальнейших планах у Артёма Ульянова сделать ещё одну выставку, а также делать новые шаги в творчестве, усложнять или упрощать созданный им мир.

Кстати, картины Артёма побывали на выставке в Южной Корее. И, возможно, в скором времени их увидят в других странах.

«Эстафета»

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях