Днем 3 ноября улан-удэнке позвонили с неизвестного номера. Звонивший представился сотрудником Федеральной налоговой службы и сообщил о необходимости подачи налоговой декларации за 2024 год. Он предложил записаться на приём по указанному адресу и упомянул данные её электронной почты и СНИЛС, которые она подтвердила. Вскоре на её телефон пришло смс с четырёхзначным кодом от сервиса «Финуслуги», который она продиктовала собеседнику.
Позже ей пришло сообщение с другого неизвестного номера о входе в аккаунт с нового устройства. В пугающей формулировке предлагалось немедленно позвонить по указанному номеру, что гражданка и сделала. Ей ответила женщина, представившаяся сотрудником «Госуслуг». Та заявила, что в личный кабинет действительно был осуществлён несанкционированный вход, а ранее звонившие были мошенниками. Женщина напугала гражданку возможностью оформления на её имя доверенности и последующего оформления кредитов, а также заявила о риске уголовной ответственности.
В состоянии сильного стресса она последовала указаниям «сотрудницы» и была переведена на «представителя Центрального банка», который продолжил общение через мессенджер. В подтверждение своей «легитимности» он прислал скан удостоверения с реквизитами. Он убедил гражданку написать подробное заявление об инциденте и запросил скриншоты её онлайн-банков, ссылаясь на необходимость проверки.
Позже с ней связался якобы замначальника национального антитеррористического комитета, который усилил давление, угрожая уголовной ответственностью за возможную легализацию преступных доходов. Под воздействием страха гражданка выполнила инструкции «сотрудника ЦБ»: перевела 200 тысяч рублей с кредитной карты на свою дебетовую карту в одном из банков, затем — 195 тысяч рублей на карту в другом банке, а также перевела со сберегательного счёта 223 710 рублей на свою дебетовую карту.
Попытка перевести 400 тысяч рублей с банковского счёта была временно заблокирована банком как подозрительная. Система автоматически приостановила операцию на 24 часа и деактивировала доступ к онлайн-банку. Однако вскоре женщине позвонили представители банка и начали выяснять, под чьим влиянием она действует. Она, следуя указаниям мошенников, сообщила, что переводит деньги брату на ремонт автомобиля после ДТП. После этого операция была разблокирована, и перевод на 400 тысяч рублей успешно завершён.
В тот же день мошенник сообщил, что её персональные данные уже использованы для подачи заявок в другие банки, и пообещал «решить вопрос» на следующий день. Однако 4 ноября гражданка начала сомневаться в происходящем, изучила информацию в интернете и осознала, что стала жертвой мошенничества. Ранее она слышала о подобных схемах, но не смогла распознать обман.
— После обращения в правоохранительные органы с ней была проведена профилактическая беседа, в ходе которой разъяснили типичные признаки телефонного мошенничества, ключевые фразы, используемые преступниками, и меры защиты. Пострадавшая сообщила о происшествии в банк. Там ей разъяснили возможность подачи гражданского иска к так называемым «дропперам» — лицам, через которых выводятся похищенные средства — по факту неосновательного обогащения, — сообщает МВД по Бурятии.










