Сергей Филаретов - представитель классической итальянской школы пения, а потому успешно исполняет как оперные арии, так и эстрадные хиты. Но творческая жизнь молодого певца из Москвы поменялась в 2012 году, когда в 26 лет он познакомился с композитором Юрием Мартыновым – родным братом знаменитого советского эстрадного певца Евгения Мартынова, известного исполнением таких композиций, как «Лебединая верность», «Яблони в цвету» и многих других, безвременно ушедшего из жизни в 1990 году.
27 сентября Сергей Филаретов представил в Улан-Удэ концертную программу, посвящённую памяти Евгения Мартынова, а также дал интервью журналисту «Информ Полиса», в котором рассказал, что связывает его с известным певцом и почему эстрадные песни ХХ века никогда не уйдут в прошлое.
Не только певец
- Сергей, расскажите, как дружба с Юрием Мартыновым – родным братом Евгения Мартынова – повлияла на вашу творческую карьеру и жизнь в целом?
- Судьба меня связала 15 лет назад с заслуженным деятелем искусств РФ Юрием Григорьевичем Мартыновым. Человек стал не только моим большим другом, моим любимым автором, с которым я стал работать как исполнитель, но и практически стал членом моей семьи. Изначально мой концерт в Улан-Удэ должен был состояться 15 марта, но дело в том, что Юрия Григорьевича 1 марта не стало. Это была очень тяжелая потеря для всех нас и для моей семьи.
Юрий Григорьевич за несколько лет до своего ухода доверил мне управление организацией «Клуб Евгения Мартынова». С 1993 года первым председателем правления организации был наш великий знаменитый поэт Андрей Дементьев, любимый соавтор Евгения Мартынова.
Поэтому я себя позиционирую уже много лет не только как артист-исполнитель, но и как общественный деятель. По совместительству я являюсь президентом региональной общественной организации «Клуб Евгения Мартынова». Я не стараюсь работать исключительно на свою популярность, ведь для каждого человека важно найти себя, своё предназначение. И если верить в знаки, в то, что нам дает Господь, то я увидел в этом свое предназначение.
- В чём Вы видите свою миссию в рамках этого клуба?
- Сначала я стал исполнять песни Евгения Мартынова просто как рядовой певец, а потом получил вот такое доверие со стороны его родного брата. До сих пор это очень тяжело осознавать, что его с нами нет, но моя личная миссия и моих соратников в том, чтобы продолжать его дело, которым он занимался все 35 лет после смерти своего брата. В частности, сейчас в Москве пройдут крупные акции памяти Евгения Мартынова.
С Юрием Мартыновым
Знакомство, перевернувшее жизнь
- Теперь самый, наверное, напрашивающийся вопрос: почему выбор пал на исполнение песен именно Евгения Мартынова?
- У меня симпатия в принципе к хорошей музыке. И вся наша советская эстрада является неким совершенно отдельным жанром, и ее нельзя сравнивать ни с чем. Но именно советский, наш российский зритель сумел эти песни до такой степени полюбить… Я говорю не только про песни Евгения Мартынова, а про еще более ранних авторов, таких как Марк Фрадкин, Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян, Александра Пахмутова… Все эти песни содержат для нас некий генетический код, потому что мы их все знаем. И если человек может их подпеть сходу, то с этим человеком есть о чем поговорить и о чем помолчать.
В частности, Евгений Мартынов мне очень близок и по вокальной тесситуре, по мелодике, устремлении мелодии ввысь. У него всегда мелодия стремится ввысь. Я не буду приводить примеров других авторов, у всех свой стиль. Ну и конечно, у Евгения Мартынова абсолютно неповторимый, светлый образ. Да он и сам был светлым человеком по рассказам его современников и его брата Юрия Григорьевича.
- Как Евгений Мартынов появился в вашей жизни?
- Так получилось, что первую свою песню, которую публично я исполнил со сцены, еще будучи 12-летним мальчиком, как раз была песня Евгения Мартынова на стихи Андрея Дементьева «Натали». В силу своего возраста я не знал, кто написал эту песню.
А с Юрием Григорьевичем я познакомился довольно-таки случайно на студии звукозаписи. Он там выполнял свою работу, а я свою. Я на тот момент знал Евгения Мартынова фрагментарно, по некоторым хитам, по кратким каким-то видеосъемкам. Но, конечно, знакомство с его братом перевернуло всю мою жизнь, потому что действительно, мне на этого артиста, прежде всего, хотелось смотреть, смотреть и смотреть.
А когда я начал углубляться в его произведения, в его сочинения, то здесь это был уже какой-то бешеный азарт, потому что я выучивал за песней песню. Евгений Мартынов написал, наверное, около 80 эстрадных песен, но уверенно могу сказать, что больше половины из них у меня в постоянном репертуаре.
Схожи духовно
- А Юрий Мартынов сравнивал ли Вас (может быть даже как-то невольно) со своим братом?
- Мне неудобно самому про себя это говорить, но я могу его процитировать. Он говорил, что я схож с Евгением Мартыновым и вокально, по музыкальным устремлениям, и даже духовно. Ну, это Юрий Григорьевич со своей стороны это углядел, потому что он своего брата знал лучше всех.
- А зрители?
- Любой артист уникален. И если уж мы говорим про Евгения Мартынова - он неповторимый автор, неповторимый исполнитель. И, конечно, у любого зрителя, когда кто-то перепевает его песню сразу возникает ассоциация: «А Евгений Мартынов пел лучше», «А Евгений Мартынов пел светлее». И это абсолютно естественно, потому что первое звучание, оно то самое родное, которое было вложено и в саму задумку песни, оттого и получилось такое исполнение. Все остальное, это уже перепевки. Поэтому в день памяти или в день рождения Евгения Мартынова я всегда обязательно публикую в соцсетях именно самого Евгения Мартынова.
И потом, когда мы выпустили альбом, у меня спрашивали: «Сергей, а когда вы выпустите альбом с лучшими песнями Евгения Мартынова в своем исполнении?» А у меня один ответ – никогда. Потому что, если я лично захочу послушать Евгения Мартынова или Валерия Ободзинского или Муслима Магомаева, я слушаю их. Перепеть можно и в десять раз лучше, но всё равно мы ориентируемся на оригинальное звучание того или иного шлягера, каким мы впервые его услышали и это неповторимо.
Эстрада и современность
- Есть ли опасность того, что эстрада тех лет, в том числе песни Евгения Мартынова, рано или поздно безвозвратно уйдут в прошлое? Можно ли как-то продлить звучание этой музыки для современного поколения?
- Эстрада тех лет, в принципе, уже становится классикой. Если сюда прибавить цитаты, что классика бессмертна, я абсолютно соглашусь. Творчеством и творческим наследием тоже нужно заниматься. Это не все понимают, к сожалению. В частности, я не знаю, что бы было сейчас с песнями Евгения Мартынова не проводи его родной брат все эти 35 лет огромную, колоссальную работу. А это не только концерты. Это и выпуск новых песен, основанных на черновиках брата, это различные телепрограммы, радиопрограммы. Юрий Григорьевич был настоящим биографом своего брата. Он собирал, приобретал архивные видео, аудиофайлы, фотографии, все, что связано было с братом. Он все это приводил в божеский вид, проводил реставрацию, делал слайды, видеофайлы, аудиозаписи. Все это реставрировалось, и за эти 35 лет образовался некий творческий фонд Евгения Мартынова, который состоит из его архивов. Поэтому всем этим нужно заниматься. И это предстоит продолжать делать и мне.
- Как относитесь к современной эстраде?
- Современная музыка - это некий прогресс. Прогресс бывает удачным, какие-то проекты бывают успешными, но не у всех есть вот этот шанс, потому что музыка, как и любое произведение искусства, рано или поздно должно уйти в вечность, остаться в памяти сразу нескольких поколений. Поэтому я сам лично не пишу ни музыку, ни стихов. Я этого не делаю, потому что считаю, что мое предназначение в чем-то другом. Хотя могу, конечно, это делать на каком-то любительском или полулюбительском уровне.
А в частности что-то, что сейчас выпускается из современной музыки, безусловно, войдет в некую классику нашего времени. Сейчас уже песни, на которых мы с вами росли и которые тогда считались пошлятиной, исполняют с симфоническим оркестром.
«Он всегда незримо со мной»
- Расскажите немного о программе «Вновь летят по небу лебеди». И почему решили исполнить её именно в Улан-Удэ?
- Полтора года назад я приезжал по приглашению руководства Русского драматического театра на закрытие юбилейного сезона. И именно во время этих мероприятий и возникла идея сделать первый такой концерт, чтобы песни Евгения Мартынова прозвучали в Бурятия вот так широко уже в наше, в новое время. То есть мы реализовываем ту идею, которая также родилась здесь, в Улан-Удэ.
Если говорить о этой программе «Вновь летят по небу лебеди», мы ее разрабатывали и планировали, и несколько раз даже отработали с самим Юрием Григорьевичем Мартыновым. 15 марта мы планировали, что прилетим сюда все вместе, но вмешалась жизнь… А так, эту программу я немножечко переделал, потому что она уже по праву посвящена сразу двум авторам, и Евгению и Юрию Мартыновым. В ней звучат также песни Юрия Григорьевича.
Премьера этой программы посвященную двум братьям Мартыновым, она состоялась в апреле этого года в Москве, в театре им. Вахтангова. Для меня это был очень камерный вечер, но очень ответственный, потому что впервые мне пришлось выходить на сцену в мартыновском вечере без самого Мартынова.
- Что чувствуете на концерте, исполняя песни Евгения Мартынова?
- Когда я исполняю его песни, он всегда незримо со мной и со зрителями. Как раз незадолго до нашей встречи, мы решали вопрос, чтобы Евгений Григорьевич все-таки появился на большом экране во время концерта, чтобы он был с нами.
- Можно ли на просторах Интернета услышать ваше исполнение?
- Да, конечно. Мы выпустили в 2021 году, а потом перевыпустили в 24-м альбом, который называется «Песня моя рассветная». Он целиком состоит из песен, которые написаны в соавторстве Евгения и Юрия Мартынова. То есть там нет ни «Яблони в цвету», ни «Лебединой верности», там абсолютно новые песни. Туда еще вошли песни Юрия Григорьевича Мартынова. Поэтому этот альбом есть на всех платформах и пользуется довольно неплохой популярностью.
- Благодарю за беседу! До новых встреч!