театр
990

Жительница Улан-Удэ создала проект, помогающий детям делать собственное кино

Евгения Олёрская рассказала, как в 18 лет создала свой театр, в стенах которого создалось множество проектов

Фото: личный архив Е. Олёрской

С жительницей нашего города Евгенией Олёрской я знаком не один год и совсем не солгу, если скажу, что этот человек рождает на свет сказку и волшебство. Больше десяти лет назад она создала собственный театр, который постепенно стал кузницей короткометражных фильмов, многие сюжеты которых наполнены волшебством и магией. Авторами этих проектов (их уже около двух десятков) стали в основном дети и подростки, которые под чутким руководством Евгении воплотили свои творческие задумки на экране, самостоятельно проделав работу сценаристов, режиссёров и даже монтажёров.

В беседе с журналистом «Информ Полиса» девушка рассказала о своём творческом пути, самостоятельно созданном театре и его проектах.

Осознание спустя годы

- Женя, расскажи, когда, где и с чего начался твой творческий путь?

- Я родилась в Екатеринбурге, но всю свою жизнь с младенчества провела здесь, в Бурятии. В силу того, что вся моя семья связана с искусством, с детства я не только наблюдала, как пишутся музыка, картины и книги, но и сама пробовала себя в этих видах деятельности. Сначала, конечно, меня увлекала музыка. Моя мама, Екатерина Олëрская, будучи членом Союза композиторов России, вложила в меня огромный багаж знаний в области композиции и дала мне базу для работы в музыкальных программах.

Думаю, я была не очень прилежной ученицей. Но талантливой. Только теперь я это понимаю. Любопытно, что педагоги музыкальной школы говорили мне об этом таланте, но тогда я не могла этого осознать. Мне ещё в детстве хотелось, чтобы моя музыка звучала так, словно она была записана в профессиональной студии! И меня, 13–15-летнего подростка, искренне ужасало то, что такое качество звука сразу не выходит! Наверное, именно под давлением собственного перфекционизма и подросткового драматизма уже к годам 18 я прекратила свой путь композиторской деятельности.

- Какой самый главный урок получилось вынести из музыкальной школы?

- Только спустя годы, когда я уже во взрослом возрасте послушала свою музыку, что писала для оркестра, увидела, какие на самом деле у меня были большие перспективы. Именно поэтому сейчас я очень хорошо понимаю, что многие талантливые ребята не осознают масштабы своего таланта. Наверное, в какой-то мере я чувствую, что мой долг помочь своим ученикам себя увидеть - осознать свои возможности и добиться больших результатов.

Вне зависимости от того, станут ли они режиссёрами или актёрами, я хочу, чтобы этот опыт дал им возможность проявить себя по максимуму. Как для меня опыт в музыке был важен, значим и велик. И хотя в юности мне не хватило мудрости, чтобы его принять, теперь я точно знаю, что без музыки я была бы не я.

В глубины кинематографа

- А как ты пришла к режиссуре?

- Отучившись в музыкальной школе, я поступила в Колледж искусств им. П. И. Чайковского на отделение звукооператорского мастерства и звукорежиссуры. Конечно, в колледже было плотное взаимодействие с ребятами из других отделений, в том числе с театралами. С ними мы однажды, помогая моему папе, Михайлову Дмитрию Сергеевичу, театрализовали концерт для ДШИ. Именно тогда я поняла, что в сторону режиссуры меня тянет с гигантской силой.

Обучение на отделении звукооператорского мастерства я решила всё же довести до конца, но уже через год поступила в колледж вновь - на отделение режиссуры социально-культурной деятельности. Безусловно, на этом мой путь как ученика не завершился.

Далее я встречала множество учителей в разных областях. Один из наставников, кто больше всех повлиял на мой творческий путь, - Егор Бельских. Он стал оператором в моих первых короткометражных фильмах. Именно он заложил определенный фундамент в моей голове в области кино. Я тогда была ещё совсем «зелёная». Многое из того, что говорил Егор, я смогла понять только спустя годы. Но весь период, пока мы работали над первыми короткометражными фильмами, я изо всех сил впитывала знания, которыми он делился.

- Что стало твоей первой работой в качестве режиссёра?

- Своей первой полноценной работой я считаю короткометражный фильм «Ниша», который мы снимали с талантливым оператором Александром Астраханцевым. Это одна из наших первых совместных работ. Но уже тогда было ясно, что впереди нас ждет невероятный творческий путь в команде! Так мы легко сработались, так быстро нашли общий язык и набирались опыта с каждой новой совместной работой, обучались в процессе делать мощнее, точнее, детальнее.

И ещё хотелось бы выделить сериал-сказку «Медальон Королевы», хотя сейчас, исходя из нынешнего опыта, понимаю, что там много чего можно было бы исправить. Но это самая большая моя первая работа. До этого момента, конечно, были разные короткометражные фильмы, но после «Ниши» и «Медальона Королевы» настал этап более глубокого изучения кинематографа для меня.

Декорации перевозили на трамвае

- Расскажи про своё большое творческое детище - театр «Лайм». Как он появился и для чего создавался?

- Начало «Лайма» - это просто легендарная история. Не было ничего, никаких возможностей! Я помню, что первые спектакли мы показывали в домах творчества, в домах культуры, декорации перевозили на трамвае. Помню, как ездили со скамейками в трамвае, как это было забавно и смешно, но при этом было волнительно, что кондуктор просто выгонит нас из вагона и мы не успеем на свой спектакль. Но денег в тот момент на такси не было, и мы пытались, как могли.

В тот период я ещё жила на Левом берегу, а репетировали мы на улице Гагарина, и приходилось по три раза в неделю ходить зимой пешком, с ребенком в коляске, с Левого берега до Шишковки и обратно. Какие-то безумные амбиции тащили меня вперед, и, несмотря на то, что это были какие-то очень простые спектакли, именно благодаря им всё стало возможным.

«Лайм» появился, когда мне было 18. Сейчас мне 31. Я помню, что это было 9 октября. Нам музыкальная школа сказала, что они впустят нас ставить новогоднюю сказку. Тогда нас было двое - я и мой друг Дмитрий Чеботарев, который потом с головой ушел в медицину. И вот там, в музыкальной школе, я нашла первых ребят, кто захотел сыграть в спектакле. С этого всё и началось. Дальше появлялись новые друзья, приходили ребята из тех школ, в которых мы показывали свои постановки.

Изначально «Лайм» существовал как чисто любительский коллектив. Уже потом, когда я поступила в Колледж искусств во второй раз, я стала преподавать в Доме творчества. Там уже стали приходить дети. И постепенно театр «Лайм» приобрёл своё помещение и занятия с детьми по актёрскому мастерству и режиссуре стали регулярными.

- Что стало фундаментом этого театра? Благодаря чему тебе удалось выстроить его работу?

- Ещё в самом начале «Лайма», я помню, первая книжка по театральному искусству, которую я прочитала, была «Этика» Станиславского. Я помню ту ночь, когда просто впивалась глазами в текст и испытывала безумный восторг. «Вот как должно быть», - крутилось в моей голове. Меня осенило, по какому принципу мне нужно построить свою команду. И пусть не сразу тогда у меня получилось, но со временем я сделала «Лайм» именно экологичным пространством для развития людей разных возрастов, разных способностей.

Год за годом менялся мой подход к методике работы, что-то я взяла, безусловно, из обучения, что-то из книг по психологии, потому что я считаю, что психология и кино тесно взаимосвязаны. Без знаний психологии очень трудно добиться органики, потому что не понимаешь её физическую природу.

Сейчас театр «Лайм» - это больше про режиссеров. Да, у меня есть ребята, которые обучаются актёрскому мастерству, но всё-таки теперь это исключительно те, кто хочет добиться успеха именно в профессии актера. Хотя какое-то время я вела курсы, развивающие свободу речи - снятие зажимов и так далее. Но в данный момент осознала, что больше хочу работать с режиссерами: делать проекты, помогать людям создавать свои фильмы. Если изначально мои амбиции вели меня к тому, что я хочу создать свой театр, ставить спектакли, то сейчас цели сильно изменились.

Путь в киновселенную

- Как складывается жизнь театра сегодня?

- Изменился масштаб: в данный момент у меня есть ученики в Санкт-Петербурге, в Москве, с которыми мы успешно занимались этот год и готовили фильмы к кинофестивалю «Новая киновселенная». И я понимаю, что пространство сейчас не имеет такого значения. Имеет значение найти тех людей, которым действительно интересна кинорежиссура, тех, кто хочет создать свой проект. Возможно, сейчас не все те, кто участвовал в кинофестивале, станут режиссерами. Однако цель, которую я ставила, когда создавала «Новую киновселенную», - прежде всего раскрыть каждого из этих людей, дать им возможность сделать что-то, вне зависимости от их возраста.

- Поясни для наших читателей, что такое «Новая киновселенная»?

- Кинофестиваль «Новая киновселенная» представлял собой проект, в рамках которого были сняты 14 короткометражных фильмов. 13 из них вошли в конкурс и состязались за звания: лучший сценарий, лучший монтаж, лучшая звукорежиссура, лучший саунд-дизайн и многие другие номинации. Над этим проектом работали около трёх лет, некоторые участники чуть меньше, поскольку позднее пришли на курс. Всего было 12 работ, сделанных детьми и подростками (от написания сценария до монтажа и сведения звука), и только две - взрослыми людьми. 10 августа состоялся показ этих фильмов.

В качестве оператора всех фильмов выступил Александр Астраханцев, с которым в команде мы создали этот кинофестиваль.

В ожидании премьеры

- Но деятельность театра «Лайм» не ограничилась только короткометражными фильмами. В этом году мы ждём двухчасовое кино… (Откроем секрет для наших читателей: я в нём снимался, как и в двух проектах «Новой киновселенной». – Прим. автора).

- Да, сейчас фильм «Зимние сны» проходит процесс звучания, записи шумов, сведение звука, и, верю, скоро, наконец, будет готов. Над ним мы работаем уже очень давно. Разные обстоятельства растянули работу над картиной на целые семь лет.

Но в этом есть и свои плюсы, поскольку у меня была возможность пересмотреть свой взгляд на каждый этап создания фильма. Если честно, я пересобирала его трижды, и только на третий раз мне понравилось то, что получилось. Именно этого я и хотела. Но тогда, в самом начале, мне кажется, мне бы не хватило опыта, чтобы сделать его таким, каким он будет.

Оператором этого фильма также выступил Александр Астраханцев. Вместе с ним и командой актёров мы прошли путь в 35 съемочных дней.

Творческое разнообразие нашего города

- На твой взгляд, насколько Улан-Удэ богат творческими людьми? Есть ли шансы развиваться в творчестве, не покидая родного города?

- Возвращаясь к кинофестивалю, я могу отметить, что в его создании на самом деле принимало участие колоссальное количество людей. В процессе работы мы встретили множество музыкантов, ребят, которые стали актёрами в фильмах, - это и дети, и молодёжь, и взрослые, и старшее поколение. Мне бы, конечно, очень хотелось, чтобы в Бурятии было больше возможностей для людей реализовываться творчески. И, мне кажется, мы смогли достичь определенной цели, двигаясь в этом направлении.

Я считаю, что многие деятели искусства - музыканты, кинорежиссеры - здесь есть. Просто мы не всегда это видим, не всегда замечаем, не все знают об их существовании. Среди обычных людей, будь то водители такси, библиотекари, продавцы, сотрудники офисов, есть творческие люди. И я считаю, что это наша ответственность, как руководителей, как режиссеров, вовлекать всех этих людей в процесс искусства, создавать эти возможности здесь. Наш город, наша республика гораздо богаче на творческих людей, чем мы можем себе представить! 

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях