музыка
569

От северных ветров до итальянских залов

Как бурятская флейтистка покорила Италию?

Фото из архива героини материала

Путь флейтистки Баярмы Ринчиновой начался далеко на севере, в Магадане. Там она впервые взяла в руки флейту и навсегда влюбилась в музыку. С тех пор Баярма не перестаёт открывать для себя новые горизонты: учёба и жизнь в Италии, педагогика и международные проекты. Как музыка привела её в Европу и с какими трудностями там сталкиваются иностранцы – Баярма Ринчинова рассказала «Информ Полису».

«Любила слушать звуки»

- Баярма, расскажите, пожалуйста, как вы начали играть на флейте?

– Музыка в моей жизни появилась почти сразу. Ещё в детстве, когда моя семья жила в Магадане, родители замечали, как я любила слушать звуки и пробовать повторять их на всевозможных предметах — деревянных ложках, столах, стульях. Они пробовали меня и в танцах, и в рисовании, но музыка стала тем пространством, где я чувствовала себя по-настоящему собой. Флейта появилась почти случайно, но быстро стала моим главным инструментом. Мне нравился её звук — лёгкий, чистый, словно дыхание ветра. Я начала учиться в музыкальной школе и поняла, что хочу развиваться дальше.

- А как оказались в Бурятии? 

– Родовые корни моей семьи уходят в Закаменский район. Родители привозили нас туда с братом на летние каникулы – к тишине гор и запаху степных трав. А позже я поступила учиться в ДШИ им. Бау Ямпилова, где познакомилась с замечательным преподавателем – Тунгалаг Баянжав. Она помогла расширить мои музыкальные взгляды и познакомила с европейской традицией. Колледж искусств им. Чайковского дал мне прочную базу — педагог по теории и гармонии музыки Л.А.Халтаева научила понимать музыку,  директор колледжа Л.А.Алтаева создала прекрасную среду для обучения. 

 Без их поддержки я не смогла бы пойти дальше. Именно здесь, в Бурятии я освоила флейту и поняла, что хочу связать свою жизнь с музыкой. 

Меня вдохновляло само ощущение музыки, процесс игры и погружения в звук. Музыка для меня была как медитация, момент, когда ты и инструмент становитесь одним целым. Конечно, я слушала много классики — Баха, Моцарта, Вивальди — но важнее было учиться чувствовать мелодию и передавать её через игру.

«Учат находить свой голос»

- Дальше была учеба в Италии. Расскажите об этом периоде вашей жизни.  

Ещё в школе я мечтала попробовать свои силы в Европе — педагог рассказывала много о западных традициях, и это меня зацепило. Когда появилась возможность, я решила рискнуть и подала документы в консерваторию Триеста в класс доцента Джорджо Бласко. Поступление стало важным этапом, который открыл новые горизонты и возможности.

Особых сложностей в адаптации у меня не возникло. Я быстро освоила итальянский язык, что очень помогло в учёбе и общении. В быту меня поддерживали однокурсники и преподаватели — мы вместе посещали концерты, устраивали встречи, это помогало не чувствовать себя чужой. Конечно, иногда бывали моменты тоски по дому, но музыка и новые друзья давали силы.

- Чем отличается музыкальное образование в Италии от российского?

– В Италии образование более гибкое и разнообразное, много возможностей для практики — концертов, мастер-классов, сотрудничества с коллегами из разных стран. Здесь очень ценят индивидуальный стиль каждого музыканта и учат находить свой голос. Запомнились интенсивные выступления с оркестрами, возможность учиться у признанных мастеров и постоянное внимание к деталям исполнения.

Окончив консерваторию, я осталась жить в Триесте – преподаю флейту и веду музыкальные проекты. Помимо этого, организую международные конкурсы и фестивали, сотрудничаю с пианистами и другими музыкантами. Для меня важна не только сольная карьера, но и возможность делиться опытом с молодыми исполнителями.

Сейчас концертов немного меньше, чем раньше, так как я много времени уделяю педагогике. Но всё равно в году бывает до 20–30 выступлений. Особенно люблю играть в исторических залах Триеста и в камерных проектах с пианисткой Магдаленой Джонс. Её интерес к музыке Ренессанса вдохновляет меня на новые интерпретации.

«Закаменск и степи Бурятии остаются в сердце»

- Много ли русских или бурятских музыкантов вы встречали за границей?

– В Италии встречается много талантливых русских музыкантов, я с радостью поддерживаю с ними связь. Бурятских исполнителей знаю немного, но всегда рада новым знакомствам и возможностям сотрудничать.

- Часто ли удаётся приезжать в Бурятию? Скучаете ли по родным местам?

– К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Закаменск и степи Бурятии остаются в сердце. Это места, которые питают моё вдохновение. Очень хочется приезжать чаще, делиться опытом с местными музыкантами и просто быть рядом с родными.

Возвращение в Россию пока не планирую, но поддерживаю проекты, связанные с Бурятией, и надеюсь на совместные инициативы. И очень надеюсь, что работа позволит бывать в родных местах чаще. 

Уже на этой неделе вы дадите мастер-класс для юных флейтистов Бурятии. Чему будете учить ребят?

– Да! И я очень жду заинтересованных и готовых работать студентов. Самое важное — дисциплина и регулярная практика. Но при этом важно не терять музыкальную душу, уметь рождать мелодию и передавать эмоции. Мы будем совмещать технические упражнения и творческие задачи, чтобы помочь раскрыть потенциал каждого.

Затем будет мой концерт. Программа будет состоять из двух частей: первая посвящена итальянской музыке — Марчелло, Вивальди, Рота, Казелла. Вторая — классика немецкой школы — Бах, Бетховен, а также дуэты и переложения для двух флейт с участием Сони Алексеевой и концертмейстера Юлии Синюк. Репертуар выбирали так, чтобы показать разные стили и эпохи, а также показать возможности флейты в разных контекстах. 

Есть ли у вас мечта — проект, зал или сотрудничество, к которому вы стремитесь?

– Да, есть несколько задумок, которые пока держу в секрете. Вдохновляют идеи, связанные с международными фестивалями и образовательными программами. Сейчас много работы над педагогическими проектами и организацией конкурсов. Пара концертов и запись новых произведений тоже в планах.

- Что бы вы хотели сказать юным музыкантам из Бурятии, которые мечтают о международной карьере?

– Будьте открытыми и любознательными, не бойтесь новых вызовов. Работайте над техникой, но не забывайте о душе музыки. Важно сохранять связь с родиной, учиться у лучших, но при этом развивать свой собственный голос. Музыка — это язык, который соединяет мир.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях