погода
1141

Меняется ли климат в Бурятии и как предсказать циклон за месяц до его возникновения?

Интервью с начальником отдела метеорологии, агрометеорологии и агрометеорологических прогнозов БЦГМС

Фото: нейросеть

Погода – это то явление, о котором можно говорить бесконечно. Ведь не зря же говорят, когда не о чем разговаривать, люди начинают вести беседу о погоде. Тем более у нас поводов для этого в последнее время много, ведь погода не перестаёт удивлять: то в июне выпадает снег, то в начале декабря внезапно плюсовая температура, а в последнее время и сентябрь жарче июня.

О том, действительно ли в Бурятии меняется климат, как правильно предсказывают погоду, и в целом о такой науке, как метеорология, мы поговорили с Татьяной Батуевой, начальником отдела метеорологии, агрометеорологии и агрометеорологических прогнозов Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Фото автора

Первый метеоролог

Татьяна Чойбалсановна, чем занимается отдел, который вы возглавляете?

– Мы отвечаем за качество метеорологических, агрометеорологических наблюдений в нашей подведомственной сети. У нас в Бурятии 37 метеорологических станций, 37 постов с метеорологическими наблюдениями, плюс шесть автоматических метеорологических станций.

 Чтобы работать в такой должности, где и какой вуз нужно оканчивать и какую профессию получать?

– Профессию метеоролога. Самое близкое учебное заведение, которое готовит специалистов по метеорологии и гидрологии, – это Иркутский государственный университет. Большей частью мы, сотрудники, оканчивали его географические факультеты.

Расскажите немного о метеорологии с точки зрения науки.

– Метеор означает «движение», лого – «наука». Но было бы правильнее назвать науку, наверное, «аэрологией» (аэр в переводе – «небо»). Метеорология началась ещё со времён Архимеда. Он у нас, можно сказать, был первый метеоролог. Первые труды по метеорологии написаны именно Архимедом. 

Метеорология – это наука, которая отслеживает процессы, происходящие в атмосфере, какая была температура, влажность, состояние неба и так далее. Характеристик у нас очень много. Изучение климата входит в задачи нашего отдела. И на основе данных всех наших метеостанций, а также Иркутской области наблюдаются синоптические процессы. Как мы говорим, атмосфера не знает границ, поэтому и данные из Монголии тоже используются в работе синоптиками.

 А сама ваша работа в чём заключается? Она проходит в кабинете или где-то на выезде?

– Основная цель нашего отдела – обеспечение методического руководства. Мы контролируем качество наблюдений. Ведь может же быть такое, что какой-то прибор вышел из строя, но никто об этом не знает, а мы, когда собираем информацию со всех станций, сравниваем с нормами и видим, что на станции что-то не так с температурой воздуха. В таких случаях наблюдения мы бракуем, как мы говорим.

 Кому-то, кроме обычных жителей, необходимы эти данные?

– Очень много запросов к нам поступает из МВД, например, из проектных институтов, кому мы предоставляем самую разнообразную информацию по климату. Допустим, произошло ДТП, и полиции важно знать, какая была ситуация на дороге: были ли снежные накаты, какая была температура, ветер, видимость. Вот всё это мы описываем и предоставляем такую информацию.

Основным результатом нашей работы является выпуск ежемесячников, ежегодников, климатических справочников, которые используются почти во всех отраслях. Например, к нам обращаются, когда дорогу строят, мосты ремонтируют, дома возводят. В основном температура воздуха интересует, количество осадков, число дней с осадками. Строители железных дорог запрашивают сведения о метелевых ветрах – сколько снега переносится в том или ином районе.

Необычные явления

 Как составляется прогноз погоды на неделю вперед? Насколько далеко можно, скажем так, заглянуть в будущее по изменению климата?

– Существуют краткосрочные прогнозы – от одного-трёх дней до недели и долгосрочные – на месяц вперёд. А какие-то центры могут даже на полгода вперёд передавать погоду. Между прочим у наших синоптиков оправдываемость очень высокая. Особенно хорошо прогнозируют температуру и явления.

Для долгосрочных прогнозов со всего мира собираются данные наблюдений метеостанций, в том числе наших. Вся эта информация стекается в мировые центры данных, и на основе них строятся синоптические карты. Синоптик должен понять, куда эта воздушная масса будет перемещаться, как холодная и тёплая массы будут между собой взаимодействовать. С циклонами всегда связаны фронты, надо знать, куда этот фронт пойдёт, когда циклон заполнится и когда, наоборот, прекратит своё существование. Синоптики должны видеть всю эту картину. Они должны понять, куда эта масса пойдет. Всё анализируется, и синоптики составляют прогнозы для каждой территории. Бывают и ошибочные, конечно. Человек же не компьютер.

Среди жителей республики часто можно услышать такие фразы, как «климат изменился», «лето сместилось» и так далее. Это действительно так?

– «Климат изменился» – так, конечно, говорить нельзя. Мы сравнивали нормы – это осреднённые данные, которые каждые 30 лет пересчитываются. Когда эти периоды сравниваем, видим, что температура воздуха сейчас стала выше, скорость ветра стала меньше. 

По нашим наблюдениям сдвиги бывают, но опять-таки не ежегодно. Весна, например, связана с датой перехода через 0 градусов. Каждый год агрометеорологи оценивают, насколько весна пришла раньше или позже в сравнении с выведенной многолетней датой. При этом общей картины нет.

В целом значительных изменений за последние 30 лет нет. Даже если бы глобальное потепление наблюдалось, то это не означает, что у нас станет жарко, как в Африке.

 В конце мая этого года было такое явление, когда днём жара достигла +33 градусов, а уже на следующий день температура опустилась до -2 и пошёл снег. Насколько такое резкое понижение температуры нормально? 

– Для нашего резко континентального климата это нормально. У нас был случай, когда 19 июня был снег в Улан-Удэ и 19 сентября выпал снег с образованием снежного покрова. В последние годы такая тенденция, что зимой чуть выше нормы температура. Вот в начале 2000-х стояли такие морозы, когда каждый день было минус 40 градусов. Это была аномально холодная погода, когда среднесуточные температуры воздуха были ниже нормы на 7, 11, даже 18 градусов. Вот это достаточно редкое явление. А предыдущей зимой и в декабре, а потом ещё в конце января – начале февраля температура была ближе к нулю. Тем не менее средние температуры оказались в пределах нормы.

Полюсы жары и холода

Случались ли у нас другие температурные рекорды? И вообще где в Бурятии самая холодная и самая жаркая точка? 

– У нас самое холодное место, как мы говорим, полюс холода – это метеостанция «Ую» в Баунтовском районе. Там температура опускалась ниже 50 градусов. Сама станция «Ую» относится к труднодоступной – туда дорога только по зимнику. Там сейчас работают два человека, и обеспечить их продуктами, бензином, соляркой – это большие расходы. Мы обращались в наши вышестоящие инстанции с просьбой её закрыть, но нам отказали только по той причине, что эта станция, как я сказала, полюс холода.  

Самые жаркие точки -– это у нас Кяхтинский район, Улан-Удэ и пригород, где температура поднималась выше 40 градусов. В этом году лето сухое – опасное агрометеорологическое явление, захватившее много районов.

 С чем это может быть связано?

– Было мало осадков, суховейные явления, которых в мае-июне было очень много, когда дефицит влажности был высокий. Всё это привело к тому, что развилась почвенная засуха – когда в почве нет влаги. Зимой снега мало было, учитывая, что он не впитывается же в почву, а больше испаряется, стекает. Вот поэтому такая ситуация сложилась.

И последний вопрос: чем метеорология уникальна?

– Работа метеоролога вообще интересна. Не бывает таких ситуаций, чтобы каждый день одно и то же повторялось. Погода меняется ежечасно, ежеминутно. Особенно в горных районах – там вообще не успеваешь за ней следить. И у нас работают люди, преданные метеорологии. А так специализация такая узкая, нас, специалистов, мало.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях