медицина
4226
1

Кадры что-то решают?

Куда и почему медсёстры бегут из профессии

Фото: нейросети

В Бурятии каждая третья медсестра увольняется, не проработав и года. О причинах столь печальной статистики «Информ Полису» рассказали сами сотрудницы лечебных учреждений республики с разным опытом и стажем работы. 

Во время конференции «Кадры для современного здравоохранения. Стратегия по снижению дефицита кадров» заместитель министра здравоохранения России Татьяна Семёнова заявила, что 21 % медсестёр в России увольняются из больниц, не проработав там и года. Но 21 % - это лишь усредненный показатель по всей стране. В свою очередь, худшие результаты среди регионов наблюдаются у: Тывы (42 %), Алтая (41 %), Калмыкии (34 %), Бурятии (33 %) и Курганской области (32 %). 

- Из 69 тысяч почти 15 тысяч медицинских сестёр проработали меньше года и уволились. Это 21 % от пришедших изначально на работу в течение первого года, - сообщает Татьяна Семёнова. 

Правая рука врача

В любом медучреждении медицинские сёстры являются правой рукой врача и его важнейшими помощниками. В больницах они следят за порядком в палатах, организуют режим больных, направляют пациентов на назначенные доктором обследования, выдают лекарства, ставят капельницы, делают уколы и собирают анализы, проводят все необходимые процедуры. Медсёстры составляют самую многочисленную категорию работников здравоохранения. Но, как видим, в последнее время статистика подаёт тревожные сигналы. 

Считается, что работать медсестрами должны люди, способные и желающие бескорыстно помогать другим. Но много ли таких среди нас? Тех, кто готов трудиться не только бескорыстно, но и с улыбкой. При этом молчать о проблемах, с которыми сталкиваются на службе. 

Имена героев изменены на основании требования законодательства РФ. 

«Один с сошкой, семеро с ложкой»

Ольга Болдырева, врач, стаж 40 лет:

- Почему уходят врачи и медсёстры? Ответ простой: большая нагрузка и маленькая зарплата. К тому же требования постоянно растут. Молодых специалистов некому обучать и поддерживать, у них нет времени на себя и семью, поэтому наступает раннее профессиональное выгорание. Многие уходят либо из профессии вовсе, либо переходят в частные клиники. Из-за нехватки кадров медсёстры вынуждены сидеть на двух-трёх приёмах. Если раньше они могли что-то доделать вечером, то теперь им нужно сесть за компьютер и заносить в него отчёты. А когда работать на своём участке? А приёмы по пять часов при норме 10–12 минут на одного пациента – это вообще реально? Вот и получается: «один с сошкой, семеро с ложкой». Зато менеджеров, которые непонятно чем занимаются, у нас много...

На мой взгляд, есть конкретные меры, которые могли бы решить кадровый вопрос. Первое - обязать выпускников, окончивших медицинские учебные заведения, отработать хотя бы один год - раньше было требование три года. Второе - возобновить наставничество и доплачивать за него. Третье – усилить правовую защиту медицинских работников от пациентского экстремизма и хамства. Четвёртое - максимально разгрузить врачей и медицинских сестёр от работы на компьютерах и отчётов. Также сократить число бесконечных, порой дублирующих друг друга проверок из министерств и других контролирующих органов. Пора уже понять, что всё решают кадры, а не количество новых поликлиник и ФАПов, в которых некому работать. 

«Молодых в нашу профессию не привлечь»

Ирина, медицинская сестра, стаж 6 лет:

- Диплом я получила уже в возрасте. Поэтому никаких иллюзий вроде «буду спасать жизни» я не питала. Надеялась на стабильность, планировала долго работать в одном учреждении. Но сегодня, спустя почти шесть лет, я уже на грани и готова написать заявление. Единственное, что держит, это семейные обстоятельства. Когда я только устроилась на работу, отношение со стороны начальства показалось очень плохим и несправедливым - никакой поддержки и постоянное моральное давление.

Училась методом проб и ошибок, без наставника. Обязанности вполне приемлемые, но тебя постоянно винят. На приёме родители маленьких пациентов начинают скандалить? Ты виновата. Написали жалобу? Ты довела. Хотя твоей вины может и не быть. Тебе около 50, а тебя отчитывают, как девочку. Стоишь, оправдываешься.

Также у медсестёр много компьютерной работы. Программа, в которой мы работаем, постоянно меняется, и тебе нужно учиться по-новой. Это дополнительный стресс. В отделе IT остались единицы, и они тоже не справляются, на них тоже со всех сторон рушится негатив.

На приём одного пациента даётся 7 минут. Раньше в день на это выделялось 2–3 часа, теперь пять часов. С этой программой, которая регулярно обновляется и постоянно зависает, ты едва успеваешь ввести персональные данные пациента, как положенные минуты проходят. Выходит, что важно количество, а не качество?

У руководства нет заинтересованности в кадрах – как привлечь, как удержать. Буквально на прошлой неделе я ходила на собеседование в другую поликлинику, там, начиная с телефонного разговора со специалистами отдела кадров, прямо чувствуется, что они в тебе заинтересованы. Старшая медсестра и заведующие говорят с тобой так, будто вы сто лет знакомы. Предлагают хорошие условия. У нас же такого нет.

Права слова у нас тоже нет. Чтобы выразить своё мнение на планёрке - вы что! Сразу враг номер один. Поэтому психологическая обстановка в коллективе настолько напряжённая, что уже невыносимо работать. Этика и деонтология - пустые слова. Зарплаты низкие. У меня, например, она стала меньше, всего одна ставка. Возможность подработать дают только любимчикам. Как и новые мониторы.

Во многих медучреждениях начальство просто засиделось, его нужно менять. Они не заинтересованы в своих людях, даже выдавливают неугодных. Город у нас небольшой, и слухи расходятся быстро, поэтому я знаю, что те, кто увольняется, обычно говорят: «Пока там этот руководитель, не вернусь». Даже если живут рядом и больше некуда устроиться. Сегодня основной наш костяк - возрастные, молодых в нашу профессию не привлечь. 

«Зарплата – больной вопрос»

Сэсэгма, медицинская сестра, стаж 40 лет:

- Работать медсестрой сегодня сложнее. Отчёты нужно делать здесь и сейчас. Тебе некогда даже выдохнуть, сидишь как зомби над этими бумагами с утра до вечера. Иногда отчёты приходится брать на дом, в том числе по субботам. И это не оплачивается. «Вы обязаны», - говорят.

Жалобы разные бывают, много необоснованных, на эмоциях. Есть ситуации, которые вообще от нас, медсестёр, не зависят. Но ты всегда получаешь первой. Иногда думаешь: всё, устала! Работаешь, работаешь, а зарплату получаешь, как все, хотя они так не вкалывают. Недавно нас «посадили» на интенсивность - это дополнительная нагрузка за помощь, помимо твоей основной ставки. Оплата 1000–2000 рублей всего. При этом по времени ты можешь отработать как на ставке.

А ещё, почему мы должны заниматься бумажной работой одновременно с приёмом пациентов? Человека надо успеть в отведённые 7–10 минут выслушать, записать, в некоторых случаях раздеть и осмотреть. Естественно, люди недовольны, когда ты их не осматриваешь, а бесконечно пишешь.

Что касается новичков, у нас не хватает людей, которые могли бы выступать в роли наставников. На это просто нет времени. Для меня, к примеру, это лишняя нагрузка. Да и не педагог я, чтобы кому-то что-то объяснять. Просто хорошо делаю свою работу. В советское время, конечно, наставничество было обязательным, а сейчас самой бы успеть выполнить задачу. Тем более, это не поощряется.

Кроме того, у наших пациентов нет терпимости и понимания к медикам. Все говорят о медицинских услугах, никто - о помощи. Но самый для нас больной вопрос - это низкая зарплата. Я медсестра высшей категории, моя зарплата 30–32 тысячи. Однажды нам вроде бы прибавили её, но убрали стаж, уравняв с новичками, не проработавшими и года. Это не дело. 

«Хотят колоть губы или уйти в декрет»

Аюна, выпускница Байкальского базового медицинского колледжа:

- Я проходила практику в одной из больниц Бурятии и поняла, что медсестёр там практически ни во что не ставят. Ты больше «принеси, подай, уйди, не мешай». При маленькой зарплате у нас много работы, потому что не хватает младшего медицинского персонала - санитарок, младших медсестёр по уходу за больными. В итоге мы сами всё это делаем, без каких-либо стимулирующих доплат за переработку.

Также мы работаем сутками. Если в отделении три постовые медсестры, которые работают сутки через двое, и одна вдруг уходит в отпуск, то двум оставшимся надо работать через сутки. Это очень сложно. Сейчас я трудоустраиваюсь и не знаю, как справлюсь с этой нагрузкой. Хотелось бы, чтобы на медсестёр снизили нагрузку - сделали не суточный график, а день - ночь. Если ты медсестра, ты в ответе за всё отделение в течение суток. Да, днём в отделении работает дежурный врач, а ночью он в приёмном покое, и ты остаёшься одна. Случись что - ты должна бежать за ним. На одну медсестру должно быть около 10 пациентов, а у тебя их 40 (!) Если ты неопытный человек, тебе будет сложно без напарника.

Большинство моих друзей-выпускников также жалеют о своём выборе. Многие поступают после колледжа в вуз, даже на коммерцию, как я. Хотят совмещать учёбу и работу. Но, проработав в поликлинике с 8 утра до 5 вечера, так устаёшь, что уже никуда не хочешь идти.

Впервые устраиваешься на работу, а на тебя сваливается всё сразу: «Ты должен, ты обязан». А ты выпускник, у тебя опыта ноль. Спрашиваешь: «Могли бы вы мне показать, как?» А тебе отвечают: «Вы должны были это учить». Базовые знания и теория - это одно, реальность - совершенно другое. Нужно, чтобы у выпускников медицинских ссузов и вузов хотя бы первые две недели был наставник.

Примерно половина наших выпускников после колледжа решила получить высшее медицинское образование. Вторая половина планирует отработать целевое и уйти из профессии. Кто в декрет, кто открыть своё дело. Когда я только поступила, многие из однокурсниц говорили, что просто хотят «колоть губы», стать косметологами. Кто-то выгорает, только получив медицинское образование.

Я поступила в вуз на платное, потому что бюджетных мест очень мало. Хочу совмещать учёбу с работой, чтобы помогать маме и папе. Я сама выбирала профессию, хотя многих моих знакомых вынудили родители. Теперь эти выпускники хотят отработать целевой договор и уйти. 

За сухими цифрами всегда стоят человеческие судьбы. За изменёнными именами - проблемы, говорить о которых открыто - значит рисковать. Рисковать своей пенсией, отношениями в коллективе, возможностями. Наши героини уверены: медсестра по-прежнему правая рука врача, и система здравоохранения без неё просто не выживет. 

Анастасия Телешова, психолог:

- Профессиональное выгорание зачастую испытывают медицинские работники. Состояние психического, эмоционального, а порой и физического истощения происходит из-за длительного стресса, связанного с профессиональной деятельностью. Выгорание сопровождается хронической усталостью, снижением мотивации, потерей интереса к работе и окружающим людям, а также чувством безразличия и цинизма. Профессиональное выгорание опасно не только для здоровья, но и может привести к таким поведенческим проявлениям, как избегание общения с коллегами и пациентами, формальное выполнение обязанностей без желания вкладываться в работу, увеличение количества ошибок и профессиональных неудач. Особенно уязвимы молодые специалисты. Отсутствие опыта вызывает дополнительный стресс и чувство неуверенности. Высокая нагрузка приводит к физическому и эмоциональному истощению. Недостаточная поддержка усиливает чувство одиночества и перегруженности. Кроме того, общество предъявляет высокие требования к медработникам, ожидая от них безупречного исполнения своих обязанностей. У молодых специалистов могут возникнуть трудности с адаптацией к новой роли и ответственности, что увеличивает риск развития тревожных расстройств и депрессии. Всё это в совокупности приводит к серьёзным последствиям как для личного самочувствия, так и для профессиональной эффективности специалиста.

 

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях