буддизм
915

Живём один раз?

Бурятский лама – о перерождении, карме и тайне нетленного тела Итигэлова

Фото: Курумканский дацан «Гандан Ше Дувлин», нейросети, infpol.ru

Что такое перерождение с точки зрения буддизма, может ли человек осознанно выбрать свою следующую жизнь и почему богатство не спасёт душу после смерти? На эти и другие вопросы отвечает настоятель курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» Олег Намжилов. 

Настоятель объясняет, как душа продолжает свой путь сквозь жизни, как определяется, что ребёнок - перерождённый лама, и почему феномен Хамбо ламы Итигэлова до сих пор остаётся загадкой и предметом научного интереса. 

Таких зовут «перерожденцами»

- Олег лама, что значит перерождение с точки зрения буддизма? Как душа продолжает свой путь сквозь жизни?

- Душа - это нематериальная субстанция. Когда тело стареет и разрушается, душа его покидает и ищет следующее перерождение. Если при жизни у человека преобладали позитивные эмоции и мысли, которые чаще всего происходят от хороших деяний, не приносящих вред, тогда его ждёт хорошее перерождение. А если человек был злым, приносил вред, то его ждёт худший путь. Он может стать кем угодно, начиная от существа ада и заканчивая животным, и будет страдать. Всё зависит от кармы человека.

- Кто такие хувараки? Как определяется, что ребёнок - перерождение конкретного ламы? Это интуиция или есть конкретные признаки? Какая у этого ребёнка задача?

- Хуварак - это человек, который проходит буддийское обучение, получая знания от опытного ламы, учителя, при образовательном заведении или при дацане. По большому счёту все мы, священнослужители, - хувараки. Потому что обучаемся буддизму всю жизнь.

Также все мы являемся перерожденцами. Все мы были кем-то в прошлых перерождениях. Людей, которые много жизней занимались буддийской практикой и достигли определённых больших реализаций, с малых лет тянет к буддизму. Как правило, они на лету схватывают учение. О таких говорят: «Перерожденец».

В тибетской традиции узаконена система перерожденцев. Следуя ей, монахи целенаправленно ищут человека, который всю жизнь был большим реализованным учителем и приносил много пользы людям. При жизни его просят переродиться в этом же месте, чтобы он снова приносил благо. Так вот, если человек достиг высокого уровня реализации, он может переродиться осознанно, выбрать своих будущих родителей и даже помнить свою прошлую жизнь. Уходя, он либо сам, либо ясновидящие, либо высочайшего уровня астрологи, либо ламы указывают или же делают записи о том, в какой стороне он переродится. Например, самый великий перерожденец – это Далай-лама. Есть записи, где он указывает признаки своего перерождения, вплоть до своего имени. И другой лама должен будет его искать. В Тибете таких детей ищут и проводят что-то вроде отбора. Ламы предлагают ребёнку выбрать ритуальные предметы, и он должен узнать именно свои.

Бывает, что человек перерождается в своём же роду. Я в этом вижу именно привязанность. Он очень привязан к этим людям, к местности, где проживал прошлую жизнь, поэтому пришёл к ним снова. 

Метка на теле усопшего

- Как почувствовать в себе присутствие прошлой жизни? Как бурятская семья воспринимает известие, что их ребёнок — перерождённый лама? Это почётно, обременительно или ответственно?

- В принципе, вся наша жизнь полностью обусловлена деяниями прошлой жизни. Все наши наклонности, определённые заболевания, здоровье в целом - всё это является следствием нашей кармы, накопленной в прошлых перерождениях. Большинство из нас этого не осознаёт, думая, что так получилось и так должно быть.

В буддийской традиции после смерти человека на его теле делают отметину кусочком угля. Лама указывает, где именно её поставить. Спустя 49 дней после смерти, либо в течение года, либо двух лет лама говорит, где именно, в какой стране, в какой семье переродится усопший. Как правило, всё совпадает. И на том месте, где ставилась метка, обнаруживается родинка. Обычно лет до пяти-семи родители отмечают в ребёнке сходство с человеком, из которого он переродился. Малыш может быть копией, например, своего прадеда, иметь его повадки, взгляд, характер и привычки. Когда он становится взрослее, отпечатки прошлой жизни ослабевают. Его новое тело развивается, всё новое начинает преобладать.

В Бурятии системы перерожденцев нет. И я думаю, так лучше. Потому что в Тибете, где она узаконена, к этому подключаются влиятельные люди, целые кланы. Каждый раз, когда умирает кто-то знатный, вмешивается китайское правительство либо местные богатые тибетские семьи, и каждый пытается «заполучить» душу усопшего. Ведь он придёт и будет продолжать «гнуть свою линию».

Перестал нуждаться в дыхании

- В чём феномен Хамбо ламы Итигэлова, тело которого до сих пор остаётся нетленным после смерти? Как вы понимаете его пребывание в «глубокой медитации» спустя десятилетия?

- То, что Хамбо лама Итигэлов живой, я думаю, не подлежит сомнению. Этот факт уже подтвердила современная наука. Его тело не разлагается, основной признак этого заключается в дыхании. Дыхание обеспечивает тело кислородом и поддерживает обмен веществ в организме.

В 2015 году на международной конференции по феномену Итигэлова я зачитывал доклад, в котором рассуждал о том, каким образом он дышит. В буддийской тантре есть понятие тонкой анатомии, согласно которой человеческое тело зарождается, живёт и умирает по тому же принципу, что и всё живое в природе. В тонкой анатомии тело представляется как система каналов и чакр (психоэнергетических центров), через которые циркулирует жизненная энергия. В то время как западная наука считает, что для образования эмбриона нужны только сперматозоиды и яйцеклетка, буддийская тантра утверждает, что необходим ещё и третий компонент - душа. Без души не будет жизни.

Согласно тантре, наше тело состоит не из клеток, а из разного рода уровней вибрации. Энергия всегда должна находиться в движении. Чакры - это своего рода фабрики энергии, которая, двигаясь по каналам, наполняет всё тело. Также существуют случаи, когда в человеке проявляется ветер изначальной мудрости: при зачатии, при смерти, при оргазме и при глубоком сне. Каждый тридцать второй вдох - это вдох ветра изначальной мудрости. В буддийской тантре используются все эти виды йоги, для того чтобы расширить тот самый 32-й вдох. Если мы при жизни осознаём и контролируем появление ветра изначальной мудрости, это называется встречей с Дитём Ясного Света. Тренируясь в течение жизни в осознанном дыхании, мы добиваемся непроизвольного дыхания. В момент смерти происходит встреча вышеупомянутого ребёнка с Матерью Ясного Света. Именно это и называется постижением пустоты или просветлением.

При физическом дыхании мы дышим лёгкими, а при энергетическом - через боковые кармические каналы. Делая упражнение, мы создаём внутри некое пространство, сосуд, внутрь которого попадает энергетическое дыхание. Затем этот сосуд, наполненный кислородом до краёв, «закрывается», сохраняя внутри энергию. Тело больше не нуждается в физическом дыхании. Эта же энергия выводит токсины из организма. По-другому такой способ дыхания называется внутриутробным. Человек изначально обладает способностью дышать - ещё в утробе матери. Но со временем забывает о ней. У всех есть этот сосуд, но, чтобы сделать его активным, нужно очень много работать над этим.

Мои поиски ответа на загадку о дыхании Хамбо ламы Итигэлова привели к выводу о том, что он достиг высочайшего уровня в дыхательной йоге и перестал нуждаться во внешнем дыхании. При этом налицо все признаки жизнедеятельности его организма.

«Запрограммировать» следующую жизнь

- Может ли монах «запрограммировать» свою следующую жизнь - осознанно направить свою душу к следующему рождению? И что даёт такую силу - техника или чистота намерения?

- Да, может. Каким образом? Всё зависит от силы устремления. В принципе, желание любого человека можно исполнить. А то, насколько быстро это будет происходить, зависит от того, насколько технически правильно он к этому подходил, какие совершал поступки, насколько был последователен и так далее. Всё это приближает его к исполнению желания.

Например, человек всю жизнь работал врачом и очень любил лечить людей. Поэтому в каждой новой жизни он рождается и становится целителем. Эта миссия его притягивает, ему нравится помогать другим. Мы можем учиться с ним в одном медицинском университете, но он будет схватывать и впитывать знания на лету, а мне надо будет десять раз повторить одно и то же, чтобы я понял. Это его призвание.

Развивая же в себе чувство гнева на протяжении жизни, мы также берём его с собой в следующее перерождение. У человека может быть враг, которого он терпеть не может и о котором постоянно с ненавистью думает. С таким подходом своего врага он может встретить и в следующей жизни. Он не сможет понять, почему же этот человек ему так не нравится. Между ними только спичку зажги, как вспыхнет конфликт. Или же он может родиться хищником, который, чтобы выжить, должен убивать.

- Что вы чувствуете, когда входите в Иволгинский дацан? Есть ли там особая энергетика?

- Да, конечно. Она есть везде. Обычно, чем чаще посещаешь дацаны, тем быстрее притупляется это чувство. Поэтому я стараюсь его не терять, всякий раз возрождать в себе. Оказавшись в таком святом месте, я хочу совершать как можно больше добродетели, чтобы улучшить свою карму. Вот что я чувствую.

- Какой урок обычному человеку может дать история о перерождении?

- Мне думается, что это основа, то, на чём стоит буддизм и нравственность в целом. Многие рассуждают, мол, живём один раз! Я считаю, это абсолютно безнравственное, потребительское отношение к жизни. Зная и веря в будущую жизнь, мы становимся более сдержанными и стараемся совершать хорошие поступки. Перерождение ждёт каждого из нас, независимо от вероисповедания.

- Если бы у вас была возможность задать один вопрос Хамбо ламе Итигэлову о жизни, смерти или перерождении, что бы вы у него спросили? Когда-нибудь думали об этом?

- Вопросов к нему у меня нет. Я бы попросил только благословения. В своей жизни я определился. У меня есть цели на этот день, на этот год и на остаток этой жизни. Я знаю, что мне делать, знаю свои недостатки и слабые стороны, знаю, как с этим бороться. Мне нужно лишь благословение высокореализованных практиков, чтобы я быстрее прошёл этот путь искоренения своих негативных, слабых сторон.

Кем ты был, тем ты стал

- Говорят, богатство с собой на тот свет не унесёшь. Какое перерождение ждёт тех, кто нажил состояние нечестным путём?

- Страсть и жадность ведёт человека в мир духов, которые испытывают страшную жажду, голод и прочие лишения. Большинство таких людей не верят в следующую жизнь и думают, что безнаказанны, ведь их жизнь удалась. Но на этом она не заканчивается.

Переродиться во что-то неодушевлённое нельзя. Когда мы умираем, маленькая струйка нашего потока сознания со всеми нашими наклонностями и желаниями вытекает и попадает в следующее чрево матери. Она не может попасть в камень. Это бесконечный цикл. У каждого из нас бесконечное количество прошлых жизней, поэтому все живые существа для нас как матери.

Если мы рассматриваем только эту жизнь, то не можем логически объяснить очень многое. А когда мы принимаем учение о перерождении, наша планка повышается, кругозор расширяется, мы уже рассматриваем большое количество перерождений. Всё становится объяснимо. Вот почему один человек с рождения обладает какими-то способностями, а другой нет. Даже если они родились в одной семье, одинаково питались и получали одинаковое образование. Их судьбы могут сложиться совершенно по-разному. Потому что у каждого своя карма.

Подобное притягивается к подобному. Даже если человек был ламой и вёл внешне чистый образ жизни, а внутри лелеял недобрые желания и мысли, то это ему не поможет. В следующем перерождении он может родиться в хорошей семье, но сам будет болеть, страдать зависимостями и прочее.

Если же человек становится на буддийский путь и тянется к чистому, то меняется его окружение. Умирая, он переродится в лучшем обличии и, даже если это произойдёт в плохой семье, сохранит чистоту, рано или поздно найдёт своё.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях