Акция протеста людей с почечной недостаточностью, которую им запретили проводить в апреле, всё-таки состоялась. 24 июня пациенты вышли с плакатами на главную площадь Улан-Удэ, требуя повышения компенсации стоимости проезда к месту проведения гемодиализа и обратно. Утверждённые меры компенсации в размере 2 766 рублей не только не покрывают расходов на самостоятельную транспортировку до места получения жизненно необходимой процедуры и обратно, но и являются просто унизительными, считают пациенты. В соседних Иркутской области и Забайкальском крае компенсация составляет порядка 18 тысяч рублей.
Корреспондент «Информ Полиса» побывал на пикете и выслушал протестующих.
«После процедуры хочется упасть, но надо на автобус»
Сергей Тарасов, 64 года:
- Помимо проблем с почками, у всех нас множество сопутствующих заболеваний. У меня, допустим, страшная полинейропатия - руки и ноги практически не работают, я их не чувствую, хоть и хожу. Испытываю дикие боли при переодевании, например, особенно в зимнее время. С такими проблемами попробуй поездить на диализ с Восточного в Улан-Удэ трижды в неделю. Гемодиализ - это очень тяжелая процедура, после которой у меня поднимается давление, и хочется просто упасть на кровать и отойти в мир иной. Но надо идти на остановку, лезть в полный автобус, где тебе, конечно же, не уступят место, и ехать домой. Сейчас, вот, стою, держу этот плакат, а у самого руки болят. После операции в майские праздники мне приходилось ездить на процедуры на такси. Тысяча рублей сюда, тысяча обратно. Та компенсация трат на проезд, что у нас есть, - это просто ничто.
На уровне прожиточного минимума
Сэсэгма Хандажапова, 66 лет:
- У меня почечная недостаточность и цирроз печени. На дорогу к месту проведения гемодиализа я трачу 1000 рублей в день, таких дней в неделю три. Считаю, что размер компенсации должен быть хотя бы на уровне прожиточного минимума, как в соседних регионах.
«Нам обидно за себя»
Олеся Бурдо, 45 лет:
- Я инвалид III группы с детства, слабовидящая. Мне часто приходится прибегать к услугам такси. Заказывать его надо заранее, а это дороже, иначе утром можно его не дождаться. Или вечером, когда после диализа чувствуешь себя плохо, тебе не до трамвая. Поэтому иногда уходит больше 5–6 тысяч на дорогу. В месяц посещаю 12 диализов. Нам, пациентам Бурятии, обидно за себя, потому что мы знаем: в Иркутске компенсация гораздо выше, как и в Чите. А у нас 2 600 копейками, которые совсем не покрывают вот этот путь.
Сегодня я пришла на пикет поддержать товарищей по несчастью. Потому что чем меньше людей, тем меньше кажется проблема. А когда видят, что люди идут, значит, проблема существует. Кто-то сказал, что если нам повысят эти региональные компенсации, то мы будем лекарства покупать за свой счёт. Это неправда, потому что лекарства оплачиваются из федерального бюджета, а компенсация стоимости проезда должна поступать из регионального бюджета. Те пациенты, которые этого не знают, конечно же, боятся выходить на пикет, считая, что будет только хуже.
Потратил, принёс документы, получил компенсацию
24 июня во время ежегодного отчёта главы Бурятии Алексея Цыденова о результатах деятельности правительства прозвучал вопрос компенсации стоимости проезда пациентам, нуждающимся в гемодиализе. По словам главы, траты на проезд в общественном транспорте компенсируются по факту, всё зависит от наличия подтверждающих документов.
- У нас компенсация проезда в нескольких форматах. Когда ты ездишь на личном транспорте, там компенсируется стоимость топлива. Когда ты на общественном транспорте, то компенсируется по факту. Доходит до 14 тысяч в месяц, и мы компенсируем. Сколько получишь документов, столько получишь компенсацию. Здесь на другие вещи надо посмотреть.
Мы же создаём гемодиализные центры и в районах. Мы открыли в Заиграевском районе центр. Сейчас пациенты поехали туда и не поехали в частные центры. В Улан-Удэ просто больше частных центров. И понятно, что они теряют доходы. Соответственно, коллеги заинтересованы в том, чтобы повысить стоимость компенсации без отчётных документов, а получать, например, 17 тысяч в месяц просто так, при этом используя, в том числе, и коммерческие цены.
Мне кажется, надо исходить из фактов. Потратил на проезд, документы принёс, получил компенсацию. Я понимаю, что на автобусе ездить не очень легко. Это действительно определённая сложность. Но мы продолжаем развивать гемодиализные центры в районах. Ближе к людям. И будем дальше создавать, мы на этом не останавливаемся.
Пациенты выбирают, где им лучше
Как говорит организатор пикета Марина Данзанова, на акции собрались пациенты, каждый из которых испытывает трудности с получением медицинской помощи из-за мизерной компенсации стоимости проезда. Растущие цены усугубляют положение людей.
- Сегодня жизнь с каждым днём всё сложнее и сложнее. С 1 июля коммуналка возрастёт, а людям и без этого денег не хватает, - говорит Марина. - С такими ценами никаких денег на транспортировку к месту проведения гемодиализа не остаётся. Конечно, те пациенты, которые в состоянии передвигаться на общественном транспорте, могут доказать свои траты подтверждающими документами, предоставить их Министерству социальной защиты и получить компенсации. Так же могут поступить владельцы личных машин - путём получения чеков на заправках. Но большинство из нас вынуждены пользоваться услугами такси, хотя траты на такси не принимаются в качестве доказательств для получения компенсации. Кто-то инвалид-колясочник, кто-то инвалид по зрению, у кого-то ухудшается самочувствие после процедуры - как он поедет на автобусе?
Даже если в районах будут строиться новые гемодиализные центры, мы, те пациенты, которые посещают центр «Здоровье», всё равно будем ездить именно сюда, в Улан-Удэ. Почему? Потому что знаем, что тут нам помогут. Я знаю пациентов из районов, которые отказываются посещать ближайшие к ним центры, предпочитая опытную городскую клинику. Они видят и знают, в каком центре смертность меньше, где оборудование и расходники лучше. Поэтому вынуждены тратиться на дорогу. Для нормальной работы диализного центра его должны посещать не менее 20 пациентов. Вы думаете, наши пациенты в районах резко поменяют городской центр, в котором они уверены, у которого многолетний опыт и дорогостоящее оборудование, на новый поближе? Не думаю. Каждый из нас хочет продлить свою жизнь и прожить её в достойных условиях, а не быть заложником своей болезни. Поэтому повышение компенсации проезда нам жизненно необходимо!