Буддисты в Бурятии, как и в других регионах, придерживаются общих этических принципов буддизма, которые определённо осуждают коррупцию. На чём основаны моральные ориентиры, предлагаемые буддизмом, и как он относится к коррупции, «Информ Полис» узнал у настоятеля курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» Олега Намжилова.
Власть должна действовать во благо народа
Можно ли быть одновременно успешным и глубоко нравственным, одной рукой брать взятку, а другой делать подношение храму? Как буддийская традиция в целом относится к таким понятиям, как честность, справедливость и власть, и в чём видит искупление?
По словам Олега Намжилова, в буддизме существуют 18 коренных обетов Бодхисаттвы. Это обязательства, которые дают те, кто стремится к просветлению и освобождению всех существ. Обеты Бодхисаттвы относятся не только к буддистам, но и к людям, облечённым властью, которые, по сути, должны действовать во благо народа. Нарушение обета Бодхисаттвы может привести к очень серьёзным последствиям, вплоть до перерождения в сфере адов и иных низших мирах, говорит лама, ссылаясь на наставления досточтимого геше Тубдэн Агвана.
– Буду говорить от себя, потому что я не Будда и не могу сказать, что в совершенстве познал буддизм, – говорит настоятель. – Конечно же, честность и справедливость – не только про любого порядочного человека, это обязательное требование для всякого буддиста. Что касается власти – без неё никак нельзя, это неотъемлемая часть общества. Я, например, распространяю обеты Бодхисаттвы не только на буддистов, желающих прийти к просветлению, но и на людей, наделённых властью, которые призваны служить людям и не делать ничего во вред им. Нарушая обеты, влиятельные люди также несут кармические последствия, как и ламы. Я считаю, что такая параллель абсолютно верна. Таково моё понимание буддизма.
Коррупция, по словам Олега Намжилова, является проявлением жадности (алчности), поэтому также трактуется как нарушение обета. Если алчущий наделён властью и обладает контролем над большим потоком денег, то он ворует не у кого-то одного, а у целого народа. А значит, это уже огромные последствия для кармы.
– Человек берёт на себя этот грех, даже если он «винтик» в системе и вынужден подчиняться, – объясняет настоятель. – Но больший грех всё-таки берёт руководитель, который всем распоряжается. Если человек совершает коррупционное преступление, например, в масштабах региона, то негативные последствия его поступка отразятся на всём регионе.
Приходят, когда уже совершено
Люди, наделённые властью и одновременно с этим гибкой моралью, приходят в дацан лишь после совершения греха, говорит Олег-лама. Никто не обращается с терзаниями совести на этапе сомнений.
– Не только чиновники и бизнесмены, но и ламы, хувараки и вообще все миряне совершают примерно одинаковые поступки. Буддизм, конечно, может влиять на этику людей, но опять же всё индивидуально и зависит от того, насколько человек позволил буддизму проникнуть в его сердце, насколько он осознан и понимает кармические последствия, – говорит настоятель буддийского храма.
– Если у человека нет боязни и понимания, если он живёт одним днём, то вряд ли что-то удержит его от соблазна. Кроме страха перед законом, и то не всегда. Что касается мук совести, чаще всего к ламам обращаются обычные люди. Люди власти и денег приходят, как правило, когда всё уже случилось, когда их уже преследуют по закону. Что я могу сказать такому человеку? Он уже взрослый, со своим пониманием жизни. Говорить с ним о совести большого смысла нет. Чаще всего в таких случаях искупить свою вину уже нельзя. Придётся отрабатывать.
Быть одновременно состоятельным, успешным и нравственным, по мнению ламы, можно.
– Опять же, смотря какой бизнес. Если это дело по производству оружия, тут вряд ли можно говорить о нравственности. Очень много деятельности, занимаясь которой можно действительно служить людям.
– А если речь идёт об оружии для борьбы с нацизмом? – спрашиваем мы собеседника.
– В этом случае можно сделать исключение, я думаю, – говорит Олег-лама. – Есть притча о прошлых перерождениях Будды Шакьямуни. Он обладал сверхъестественными способностями – читал мысли. Однажды, когда он плыл на корабле, командир которого вдруг задумал убить всех 50 пассажиров, Будда Шакьямуни (в его перерождении) прочитал мысли командира и, улучив момент, подошёл к нему сзади и убил. Да, он совершил грех, но отнял одну жизнь ради спасения 50 жизней. В буддизме гораздо важнее мотивация, чем сам поступок. Например, злость матери на непослушного ребёнка, её крик – поступок сам по себе плохой. Но мотивация – хорошая. Другой пример – когда твоей стране угрожает опасность, надо вставать на защиту.
Украсть и допустить кражу – где грань?
Буддизм – это про ненасилие и непротивление. Но где разница между терпением и попустительством злу? Можно ли закрыть глаза на чужое злодеяние и считаться невиновным? По мнению настоятеля, важно оценить свои возможности повлиять на ситуацию.
– Если я знаю, что действительно могу это остановить, тогда я подключаюсь. Но если понимаю, что действуют «сильные мира сего», то мои меры положения не исправят. Я просто пытаюсь действовать на своём уровне, где моё влияние имеет силу. Всё зависит от ситуации. Но главное – не участвовать в той же коррупции – как минимум, конечно же. Что значит участие? Приведу простой пример.
Однажды к нам в Курумканский дацан приезжал молодой человек, который до этого четыре года обучался буддизму в китайском монастыре, изучал боевые искусства. Он рассказал историю, которая произвела на меня сильное впечатление. Приехали, говорит, российские бандиты. Хотели сделать подношение их монастырю – большой пакет с долларами. Но их не впустили в храм. Тогда эти молодцы поставили этот пакет у ворот и сказали передать настоятелю. Когда настоятель узнал об этом «подношении», велел своему помощнику поехать в город с этим пакетом и оставить его на дороге. Зная, от кого эти деньги, настоятель отказался их принимать, так как не хотел быть соучастником бандитов. Для меня это стало ярким примером того, как истинные буддисты даже в таком плане держат обет, – рассказывает Олег-лама.
Можно ли «почистить» карму?
В Курумканском дацане регулярно проходят молебны покаяния, куда стекаются жители республики. И чтобы «почистить» свою карму, одного такого молебна недостаточно.
– Мы молимся перед 35 Буддами покаяния, раскаиваемся во всех своих злодеяниях, которые совершили в этой жизни и во множестве прошлых перерождений. Раскаиваясь, мы, с одной стороны, смягчаем карму, с другой – закладываем обязательства впредь всего этого не совершать. Ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках, – объясняет священнослужитель. – Конечно, это очень трудно.
Недостаточно просто помолиться, ведь современный человек накопил очень много плохой кармы из прошлого и настоящего. У нас очень много привычек и зависимостей – таких желаний, как жажда богатства, дорогих машин и квартир, красивых женщин и мужчин, красивых одежд и вкусной еды. Уже на уровне мыслей это грех. Ради всего этого мы готовы идти дальше – совершать страшные поступки, предавать, лгать, воровать.
Побочный эффект благих действий
Можно ли быть благотворителем, примерным семьянином и деятельным чиновником с достойной биографией, а потом сесть за взятку? Как показал опыт, вполне. Но можно ли, с точки зрения буддизма, «покрыть» одно своё тёмное деяние десятью добрыми поступками? Например, жертвовать крупные суммы детским домам.
– Думаю, можно, – отвечает настоятель, уточняя, что всё зависит от тяжести нарушения.
– Что бы вы сказали молодому человеку, мечтающему разбогатеть, стать влиятельным и не желающему потерять душу? – спрашиваем мы ламу.
– Выбирай что-то среднее, чтобы не отягощать карму. Не обязательно жить в бедности, чтобы быть «чистым». Будда говорил, что те, кто занимается буддийской практикой искренне и по-настоящему помогает людям, обретают истинное счастье, в том числе материальный достаток. Он, скорее, как побочный эффект благих действий и помыслов, – заключает настоятель.