интервью
5463

«Мне хочется, чтобы люди чувствовали свет»

О художнице, которая через иллюстрации помогает увидеть красоту повседневности и сохранить память о родном крае

Фото из личного архива Саяны Хомоновой

Тонкая, искренняя и внимательная к деталям — именно такой предстает в своих работах и в разговоре Саяна Хомонова. Иллюстратор, художник, автор визуальных проектов, вдохновленных природой, архитектурой, культурой Бурятии и чувственными переживаниями. В этом интервью мы говорим с ней о пути художника, о личном взгляде на Улан-Удэ, о значении цветения и иллюстрированной книге как способе сохранить красоту мира.

«Я хочу, чтобы мои иллюстрации помогали чувствовать добро»

— Саяна, как бы вы сами сегодня определили, кто вы?

— Наверное, всё-таки художник и иллюстратор. Это то, что для меня сейчас важно. Через иллюстрацию я исследую и выражаю то, что ощущаю — природу, культуру, эмоции. Мне близки темы наблюдения за окружающими людьми, за внутренним светом, за изменениями в природе, за бликами на листве — такие вещи помогают замедляться и погружаться в то, что мы часто упускаем в повседневной суете.

— Как это отражается в вашем творчестве?

— Я стараюсь делать такие работы, которые помогли бы людям почувствовать доброту, ясность, внутреннее спокойствие. Мне хочется, чтобы человек, глядя на мою иллюстрацию, чувствовал, что мир может быть светлым. Это не про наивность, скорее про веру в то, что в каждом из нас есть что-то хорошее, и мы можем это поддерживать.

В списке лучших

Одна из значимых работ Саяны — книга «Иркутск. Город сам по себе», вошедшая в список ста самых красивых книг, изданных в России за последнее десятилетие.

— Как вы стали её частью?

— Меня пригласила редактор издательства «Настя и Никита» Алина Дальская по рекомендации моих друзей из иркутского книжного магазина «Кукуля» Марии Бызовой и Анны Масленниковой. У нас с ними дружеские отношения — я бывала на их фестивалях, мы сотрудничали. И когда началась работа над книгой про Иркутск, они предложили мне присоединиться.

— Что для вас значила эта работа?

— Очень много. Иркутск — город, где училась моя мама. Для меня поездка туда — как будто бы свидание с её прошлым. Я гуляю по улицам и представляю: вот она шла здесь студенткой. Работа над книгой стала путешествием: я изучала архитектуру, читала о гербе города, декабристах, экспедициях из Иркутска. Каждая иллюстрация как признание в любви к этому месту.

— Входит ли теперь в ваши планы что-то подобное про Улан-Удэ?

— Да, я очень этого хочу. Мне нравится формат тонких книг — их удобно взять с собой в дорогу. Хочется сделать небольшую книгу-прогулку по Улан-Удэ: через старые здания, важные места, любимые уголки. Чтобы ребёнок, открыв её, мог сказать: «О, это буузы! Я их люблю!» Или увидеть знакомую арку, театр и почувствовать — это мой город.

Цветение как образ памяти, красоты и перемен

В своих социальных сетях Саяна часто возвращается к теме цветущего города. Багульник, черёмуха, сирень — это не просто растения, а визуальный и эмоциональный код.

— Откуда этот интерес к цветению?

— Багульник для меня настоящее чудо. В сибирской зелени вдруг появляется что-то ярко-розовое, почти неестественное. Как драгоценность в шкатулке. Каждый раз иду в лес и думаю: зацвел или нет? Это как сюрприз. Или запах сирени — он пробивается даже сквозь маску в пандемию, и ты вдруг снова девчонка, играешь во дворе. Цветение связывает с самыми тёплыми воспоминаниями: каникулы, первая любовь, детство. Это личная поэзия жизни.

Цветение — это ещё и о мимолётности. Замечали ли вы, как быстро распускаются яблоня, багульник, черемуха и как быстро эта красота исчезает? В этом что-то очень трогательное, прекрасное и волнующее. Я восхищаюсь, как японцы относятся к этому явлению: «Опавшие цветы сакуры и те, что остались, тоже упадут». Это не пессимизм, это ясное, светлое принятие перемен. Примерно такие же мысли у меня при наблюдении за весной. «Не жди идеального момента — он уже здесь, и он пройдет». Именно поэтому я решила запечатлеть эти мгновения в своих новых работах — с воодушевлением и очень быстро, будто бы стараясь успеть за самой весной.

Улан-Удэ глазами художника

— Какие места в нашем городе вас особенно вдохновляют?

— Очень люблю гулять по центру. Например, здание Буркоопсоюза с атлантами. Когда-то я его не замечала, а потом вдруг увидела — и влюбилась. Люблю Бурдрам, особенно настенную роспись Аллы Цыбиковой. Оперный театр. Старые арки, балконы, детали. Несколько лет назад заметила арку на Свердлова, 10, которую недавно отреставрировали — раньше я проходила мимо не глядя. А потом остановилась, сфотографировала, нарисовала. Город — это постоянное открытие.

— А если бы вам предложили визуализировать Улан-Удэ как образ?

— Представляю его как большого тёплого персонажа, что-то вроде Тоторо: доброго, уютного, на живот которого можно прилечь  и отдохнуть. Город, который тебя обнимает.

Природа как вдохновение и благодарность

— Какие пейзажи и места в природе для вас родные?

— Байкал, конечно. В детстве я не понимала — вода и песок. А потом вдруг поняла — в этом и есть волшебство. Простота, тишина, бесконечность. Ещё я очень люблю Аршан, Тунку, горы, водопады. Они дают ощущение масштаба и благодарности. Мамай открыл мне зиму — раньше я её не любила, а там вдруг увидела, какая она красивая. У нас удивительная природа. Шаг — и ты в степи, шаг — и уже у водопада.

Изучение культуры — путь ученика

— Насколько важно для вас включение бурятской культуры в творчество?

— Это очень важно. Но я скорее ученик. Мне интересно изучать, не просто показывать. Я начала заново вглядываться в быт, в юрты, в костюмы. В разных районах Бурятии — разные детали. И каждая — это история. Также интересуюсь модой, семейскими традициями, фольклором. Иллюстрация помогает мне погружаться и узнавать больше.

Рабочие будни и мечты

— Как вы строите свой день?

— День начинается с обычного — дочка, собака, зарядка. Потом сажусь работать. Работаю до обеда, потом снова после. Главное — дисциплина. Все думают, что художник работает только по вдохновению. Нет. Это тоже труд. Просто важно себя радовать: прогулка, тренировка — и снова за дело.

— А когда вдохновения нет?

— Тогда — упорство. 90 % работы — это дисциплина. Но помогает и любопытство. Я легко переключаюсь: сегодня — девушка с цветами, завтра — йогуртовая банка, потом — старый дом. Это помогает найти новый источник радости.

— О чем мечтаете сейчас?

— Хочу попробовать себя в абстрактном искусстве. Не хочется зацикливаться на одном. Интересно идти в новые стороны, не быть актёром одной роли.

— Есть ли у вас творческие ритуалы?

— Я люблю включать музыку. Иногда — просто звуки природы: дождь, лес, костёр. Это помогает настроиться. Ещё у меня всегда рядом бумага, карандаш и обязательно чистый стол.

— Над чем сейчас работаете?

— Я готовлю серию работ о Бурятии — через детали. Это будут не пейзажи, а скорее фрагменты: дверь юрты, расшитый воротник, узор на посуде. Хочется собрать визуальный словарь нашего края, где каждое изображение как пазл большого культурного полотна.

Связь с аудиторией

— У вас есть телеграм-канал. Это часть вашей творческой жизни?

— Да. Сейчас соцсети важны. Я всегда думала, что интроверт, но оказалось — люблю общаться. Канал помогает делиться мыслями, иллюстрациями, просто чем-то хорошим. Это как дневник художника и одновременно способ поговорить с людьми. Иногда там публикую иллюстрации как обои на телефон — чтобы делиться своими работами.

— Вы также участвуете в социальных проектах. Можете рассказать о последнем?

— Сейчас я горжусь тем, что участвую в запуске платформы помощи пожилым людям Бурятии — «Аэлита». Несколько лет назад я нарисовала бабушек, которые теперь украшают сайт проекта. Мы познакомились с организаторами зимой, и, когда я услышала, о чём это, сразу захотелось поддержать. Это очень важное дело. На платформе можно прочитать истории стариков и оформить пожертвования. Наверное, эти бабушки — одна из моих самых узнаваемых работ.

— Что бы вы хотели сказать в завершение?

— Пусть будет больше красоты. Пусть люди чаще смотрят на небо, замечают, как пахнет сирень, слушают, как поют птицы. Я верю, что мы живём в очень красивом мире. И если мои работы помогут это почувствовать, значит, я всё делаю правильно.

И пусть у нас будет чуть больше внимания друг к другу. Я искренне верю: доброе слово, добрый взгляд могут многое изменить. И, может быть, мои иллюстрации — это тоже способ тихо сказать: «Ты не один».

Автор: Артем Алхунсаев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях