Семья Дмитрия Цыдыпова из Улан-Удэ добивается пересмотра дела о наезде, утверждая, что юноша пересекал пешеходный переход, спешившись с самоката. Но версии следствия и СМИ иные.
12 мая в районе кольцевой развязки под Удинским мостом в Улан-Удэ произошло ДТП, которое до сих пор вызывает множество вопросов. Под колеса автомобиля попал 17-летний Дмитрий Цыдыпов. Родители подростка уверены: в тот момент их сын не нарушал правил, он спешился с самоката и переходил дорогу по зебре. Однако официальные комментарии и ранние сообщения в СМИ ссылаются на то, что Дмитрий якобы ехал на самокате и не уступил дорогу.
Эти разночтения могут оказаться решающими: 18 июня в Улан-Удэ пройдет судебное заседание, где семья Цыдыповых надеется добиться объективного рассмотрения дела. Сегодня отец Дмитрия, Баир Цыдыпов, делится своей версией событий и просит помощи: семье необходим опытный адвокат, который сможет отстоять правду.
«Он отлетел на 15 метров. Но был не на самокате»
Баир Цыдыпов говорит, что с первых минут после аварии столкнулся с давлением.
— Когда мы приехали на место, Дима лежал на проезжей части. Скорая помощь еще не увезла его, — вспоминает отец.
По словам отца, очевидцы и сам Дмитрий утверждали: юноша спешился с электросамоката, прошел два метра и, убедившись, что машины останавливаются, начал переход. В этот момент и случился удар.
— Самокат принял на себя силу удара — толстая алюминиевая рама сыграла роль щита. Это и спасло сына, — считает Баир Цыдыпов.
Отец говорит, что сын отлетел на 15 метров от пешеходного перехода. Точные координаты, по его словам, фиксируются GPS-треком, снятым с арендованного самоката. Эти данные, утверждает он, могут доказать, что в момент удара Дмитрий уже находился на зебре и шел пешком.
В чате телеграм-канала одной крупной новостной компании писал свидетель, который утверждал, что видел, как Дмитрий спешился с самоката. Баир Цыдыпов написал сообщение этому человеку, тот сначала прочитал сообщение от Баира, а затем не отвечал на его последующие сообщения и заблокировал его.
Позиция сервиса проката самокатов: официально подтверждено снижение скорости
В распоряжении семьи — официальный ответ от компании Whoosh, предоставившей Дмитрию самокат.
В письме указано: «Исходя из данных о трафике скорости, перед пешеходным переходом скорость СИМ снизилась и самокат двигался со скоростью пешехода. Однако мы не можем гарантировать, что пользователь спешился, так как на самокате можно ехать и с такой скоростью».
Компания подтверждает, что система фиксирует данные каждые 10 секунд, и предоставила скриншоты с графиком перемещения самоката.
Также в письме сказано, что ограничения скорости для несовершеннолетних пользователей установлены на уровне 16 км/ч, что соответствует действующему регламенту прокатной платформы.
Спор из-за возраста
Важной частью спора стал возраст Дмитрия. По данным компании Whoosh, пользователи 16–17 лет умеют ездить на СИМ аккуратно. Аварийность их поездок не отличается от аварийности среди совершеннолетних пользователей. Ранее поездки на самокатах Whoosh были доступны только совершеннолетним. Новая оферта разрешает ездить подросткам 16–17 лет, но с условием: максимальная скорость будет на четверть ниже, чем у совершеннолетних пользователей. По словам отца, сервис проката самокатов официально разрешает аренду с 16 лет. Дмитрий зарегистрировался через Сбербанк ID, и его скорость была ограничена до 16 км/ч.
— Да, на некоторых участках трек показывает скорость до 18 км/ч, но это было на спуске. Участок перед переходом — это ровная дорога. И он там шел пешком, — отмечает Баир.
Из ответа же МВД по РБ и Управления ГИБДД следует, что «…с 28 апреля 2025 года штрафы за использование средств индивидуальной мобильности (СИМ) несовершеннолетними составляют 30 тысяч рублей (вместо 10 тысяч).
При этом штраф за допуск ребёнка к управлению электросамокатом выпишут родителю. А также лишат аккаунта в кикшеринговом сервисе, если он имеется.
Решение повысить штрафы операторы кикшеринга приняли, исходя из собственной статистики: дети до 16 лет — наиболее аварийная категория. В 2025–2026 годах операторы собираются ввести идентификацию пользователей через «Госуслуги», что оградит детей от пользования прокатными СИМ». Если следовать такой логике, то родители Дмитрия в любом случае получат штраф, независимо от разрешений прокатной компании.
Адвокат отказался — семье срочно нужна помощь
— Мы заключили договор с адвокатом, все оформили нотариально. Но накануне суда он отказался. Сказал, что доказательств недостаточно, — рассказывает Баир Цыдыпов. Семье придется идти в суд без квалифицированной юридической поддержки. Теперь им срочно нужен адвокат, способный доказать, что Дмитрий не нарушал правил и шел пешком.
Вопросы к ГИБДД
У семьи Цыдыповых много вопросов к действиям сотрудников ГИБДД, прибывших на место. По словам Баира, представитель ГИБДД озвучил обвинения в адрес несовершеннолетнего подростка, не имея доказательств.
Баир утверждает, что сотрудники ГАИ дали два противоречивых штрафа: один — водителю автомобиля за то, что не уступил пешеходу, другой — Дмитрию, за то, что якобы ехал по переходу.
— Так он был пешеходом или нет? Вы же сами себе противоречите, — недоумевает отец.
Он также обращает внимание на то, что место, где лежал пострадавший, не было зафиксировано на схеме ДТП.
— Это главная точка в деле. Но ни один инспектор даже не спросил, где он лежал. А ведь именно это и может показать, где был удар, — говорит он.
После аварии Дмитрий получил множественные травмы различной степени тяжести. Из ДРКБ его выписали со следующими диагнозами: сотрясение головного мозга без открытой внутричерепной раны, закрытая черепно-мозговая травма, цефалгический и цереброастенический синдромы, ушибы грудной клетки, левого коленного сустава, ссадина левого предплечья. По словам родителей, Дима до сих пор жалуется на сильные головные боли и тошноту. Ходит с тросточкой.
Баир Цыдыпов рассказывает, что после аварии женщина-водитель начала звонить семье: «Звонила каждый день. Спрашивала про здоровье Димы. Но я знал, что разговоры пишутся. Отвечал уклончиво. Нам не нужны были подставы». По его словам, ни один из этих звонков не содержал извинений или попытки урегулировать конфликт по-человечески.
Семья не сдается. Нужен адвокат
Баир Цыдыпов передал суду треки самоката и свидетельства медиков. Но без квалифицированной юридической поддержки в суде семье будет сложно.
Суд назначен на 18 июня. Семья ищет опытного адвоката, который сможет грамотно и убедительно представить доказательства, что Дмитрий Цыдыпов пересекал дорогу как пешеход, соблюдая правила.
Если вы автоюрист, имеющий опыт работы с делами о ДТП, или знаете профессионала, готового помочь, свяжитесь с семьей. Это дело не только об одном подростке, это вопрос справедливости и ответственности, которую должно нести общество перед своими детьми.
Госавтоинспекция напоминает, что нарушение ПДД в процессе вождения электросамоката, а также создание помех дорожному движению влекут административную ответственность. Чтобы перейти дорогу, нужно сойти со средства индивидуальной мобильности (СИМ), взять его в руки (или везти рядом с собой) и перейти дорогу по пешеходному переходу. Переезжать по пешеходному переходу на СИМ запрещено.
На пешеходных переходах пользователи СИМ могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) только после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет безопасен.
В 2025 году в России предусмотрены следующие штрафы для пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ):
800 рублей (ч. 2 ст. 12.29 КоАП) — за езду на электросамокате с превышением скорости или выездом в место, где запрещено ездить СИМ. Аналогичный штраф назначают за езду вдвоём на электросамокате;
1000 рублей (ч. 1 ст. 12.30 КоАП) — за выезд на дорогу с ограничением скорости 60 км/ч;
1000–1500 рублей (ч. 3 ст. 12.29 КоАП) — за пьяную езду на электросамокате;
1000–1500 рублей (ч. 2 ст. 12.30 КоАП) — за причинение вреда здоровью человека лёгкой или средней тяжести по неосторожности;
1500–2500 рублей (ст. 12.18 КоАП) — за непредоставление преимущества пешеходу.
В первые 30 суток штрафы можно оплатить со скидкой 25 %, по истечении этого срока — полностью.