Алексей Цыденов
3201
2

Алексей Цыденов объяснил ситуацию с очистными в Бурятии

Глава подвел итоги выездных совещаний в Улан-Удэ, Северобайкальск и Выдрино

Фото: egov-buryatia

На днях с рабочим визитом в Бурятии побывали заместитель министра строительства и ЖКХ России Алексей Ересько, депутаты Госдумы Жанна Рябцева и Вячеслав Дамдинцурунов. В рамках парламентского контроля они посетили очистные, строящиеся в Улан-Удэ и Северобайкальске, а также действующие в Выдрино. Итоги проверки в своем телеграм-канале подвел глава Бурятии Алексей Цыденов. 

По байкальским нормативам

Проверка показала: сейчас строительство очистных в Улан-Удэ и Северобайкальске отстает от графика. К назначенному сроку они работать не начнут. И на это есть несколько объективных причин. Их в своем тг-канале перечислил глава Бурятии. 

Во-первых, очистные в республике строят по особым требованиям. Стоки оттуда стекаются прямо в Байкал, поэтому нужен мощный фильтр, который очистит их до экологических требований. Нормативы Минприроды к их чистоте очень жесткие: стоки должны быть едва ли не как питьевая вода. Соответственно, на очистных в Бурятии нужно дополнительное оборудование и технологические процессы. 

– Не нами эти нормативы установлены, но они есть, и мы вынуждены по ним жить. Все проектные решения и технологические процессы очистных перед утверждением проходят согласование в Научно-техническом совете Минстроя России, который состоит из представителей науки, общественных представителей, производственников и других федеральных экспертов. И по очистным Северобайкальска, и по очистным Улан-Удэ все проектные решения, технология очистки и применяемое оборудование предварительно рассматривались на этом научно-техническом совете и были одобрены. Альтернативных решений предложено не было, – пишет Алексей Цыденов.

Так, на очистных в Улан-Удэ в технологию был заложен дополнительный цикл озонирования стоков. Процедура обеззараживает стоки и качество очистки становится значительно выше. Такого озонирования на сегодня нет ни на одних очистных России: оно необходимо конкретно для байкальских параметров. Соответственно, встал вопрос с покупкой озонаторов. В России их не производят. В проект заложили французские, но санкции внесли свои коррективы. Заменили на китайские – все равно дорого. 

Энергозатраты 

Мощные технологии очистки стоков – это большие энергозатраты. Как отметил глава Бурятии, улан-удэнские очистные почти в 4 раза больше требуют электричества, чем действующие. И из этого вытекает еще одна сложность  – необходимость новой подстанции. Ее в Улан-Удэ построят только к концу 2025 года, поэтому чтобы очистные заработали, пришлось бы поднять тариф для жителей.

– Безусловно, повышенное потребление электроэнергии, да и весь технологический процесс работы новых очистных Улан-Удэ приводят к росту расходов и, соответственно, к росту тарифов на водоотведение для жителей города. Чтобы снизить нагрузку на жителей, а также исключить затраты на строительство очистных еще и на левом берегу Селенги, включили в мастер-план города строительство дюкера с левого берега на правый к строящимся очистным. Это позволит повысить объём переработки и соответственно снизить себестоимость, приходящуюся на один куб перерабатываемых стоков. И, как следствие, меньше повышать тариф для людей. Такое решение потребовало внесения изменений в проект. Смогли эти технические решения в проект внести без увеличения общей стоимости строительства очистных, – поясняет глава. 

По байкальским нормативам живет и Северобайкальск. Объемы там не такие большие как в Улан-Удэ, соответственно, и технические решения применяют другие. Вместо озонатора в проект заложена дополнительная мембранная очистка. Нужные мембраны приобрели в Японии, но тут снова вмешались санкции. Их срок службы шесть лет, остается только надеяться, что за это время в России или на худой конец в Китае начнут производить мембраны такого же качества. 

– Надо еще раз отметить, что проектные решения, технологический процесс и оборудование прошли рассмотрение и получили согласование на НТС Минстроя России. И там эксперты не предложили альтернативных, более дешевых и простых решений, позволяющих добиться очистки стоков до байкальских параметров, – подчеркивает Алексей Цыденов.

Вопрос денег

Отдельной проблемой стала стоимость строительства очистных сооружений. Депутат Госдумы Жанна Рябцева задалась вопросом – почему очистные в Нижегородской области стоили 345 млн, а в Северобайкальске – 3,2 млрд. Такая стоимость объясняется не только дополнительным оборудованием, заложенным в технологию, но и привозными материалами. Даже песок и щебень – и те привозные. Дело в том, что новые карьеры в границах центральной экологической запрещены. 

Мало того, что материалы привозные, так еще и нужно их больше обычного. Очистные должны быть сейсмоустойчивыми – расходы от этого растут. 

– Также при проектировании в строительные конструкции закладываются параметры прочности, исходя из утвержденной для данной местности сейсмики в 9 баллов. В улан-удэнских очистных тоже параметр сейсмоустойчивости заложен 9 баллов. А это значительное увеличение расхода и металла, и цемента, и всего остального, – отмечает глава.

И все же стоимость очистных в Северобайкальске еще будут детально изучать. Конечно, проект прошел Государственную экспертизу и получил положительное заключение. Но разница в стоимости слишком большая. Поэтому будет проведена построчная сверка. 

Подрядчик от государства

Есть мнение, что правительству Бурятии нужно было тщательнее подходить к выбору подрядчика, который построит очистные. Выбрали бы надежных – и процесс пошел бы по графику. Но и тут все не так просто. Подрядную организацию, которая займется строительством очистных в Улан-Удэ и Северобайкальске, выбирало государство.

При этом, выбрали не “абы кого”. РосКапстрой - стопроцентная государственная компания, которая определена как центр компетенции по строительству очистных в России.

– Он и ведет работы, и отвечает за качество и сроки строительства. Считаю правильным определение государственной компании ответственной за строительство очистных в целом по стране. Поскольку последние тридцать лет в стране очень мало строилось современных очистных, то нарабатывать компетенцию и концентрировать, в итоге, специалистов необходимо в государственной структуре, – отмечает Алексей Цыденов.

Одни очистные на два поселка

Очистные сооружения в Выдрино были запущены в работу еще в 2022 году. Сейчас там объективно немало проблем: не работает блок механической очистки, лопасти смесителя, насос. Причина проста – очистные в Выдрино работают еще и на поселок Танхой, где консистенция стоков и жидких отходов совсем другая.

Так, сооружения были изначально рассчитаны на стоки в жидком разбавленном виде. Но из Танхоя идут другие, необработанные. В итоге в очистные попадает “густая жижа” – через решетку ее не пропустить, а насос попросту не вытягивает. Вот и получается, что техпроцесс идет не так, как предполагалось. 

А предполагалось, что в Танхое тоже будут очистные. Но построить их не могут из-за действующего законодательства. Дело в том, что единственная река в Танхое находится в границах лесного фонда. По закону об охране озера Байкал перевод земель из одной категории в другую запрещен. Так что строить очистные там нельзя. 

– Уже не первый год стараемся актуализировать нормы законодательства, чтоб была возможность перевода земель в центральной экологической зоне под строительство очистных. Без этого построить все необходимые очистные на Байкале и выполнить поручение Президента в принципе невозможно. Также к очистным требуется строительство линий электропередач, подъездной дороги, коллектора. А для этого надо срубить какое-то количество деревьев. И тут также начинаются проблемы: можно рубить или нельзя. Надзорные органы трактуют рубку деревьев для строительства объектов инфраструктуры как сплошную рубку. А такая рубка на Байкале также запрещена, – подытоживает Алексей Цыденов. 

Словом, пока не решится вопрос с законодательством, очистных в Танхое не будет. Правовая коллизия снова затягивается: поправки в закон приняли лишь в первом чтении, а потом начались неконструктивные дискуссии. 

Однако, это не значит, что в Бурятии про это дело забудут и очистные в Выдрино продолжат забиваться стоками. Там собираются строить дополнительную емкость, чтобы разбавлять стоки водой. Так они будут доведены до нужной консистенции и качество очистки повысится. Деньги на это уже есть: президиум Правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока выделит 25,4 млн рублей на поставку и монтаж сливной станции и приемных накопительных резервуаров. 

В корне это вопрос не решит. Очевидно, что пока не изменится действующее законодательство, Бурятия не сможет развивать инфраструктуру и решать текущие вопросы. Дело ведь не только в очистных. Помимо этого нужно создавать противопожарные разрывы, оформлять земельные участки в собственность людей, ремонтировать мосты и дороги.

В заключении Алексей Цыденов добавил, что строительство очистных действительно идет непросто. Но они обязательно будут построены и заработают. Причин отставаний от графика много, но главное, что деньги на это есть и ведутся работы теперь под удвоенным вниманием. После визита федеральных чиновников Глава Бурятии отправился в Нижегородскую область. Там он знакомился с работой очистных сооружений города Ворсма мощностью 5 000 куб.м сточных вод в сутки. Именно их Бурятии привели в пример как рабочий и менее затратный проект. Итоги поездки Алексей Цыденов также рассказает в своем телеграм-канале. 

Автор: Александра Муромцева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях