4381

Улан-удэнец поделился рассказом о своих родителях, героях Великой Отечественной войны

Василий Худаков, потомок ламы и участника Великой Отечественной войны, рассказал о том, как его отец дошел до Берлина, а мать была одной из самых уважаемых женщин в родном селе.

О жизненном пути одной семейной пары со слов потомка героев Великой Отечественной войны читайте в нашем материале.

Об отце

Худаков Жимбэ Болотович - отец нашего рассказчика, родом из Джидинского района. Еще ребенком он был отдан в Гагатуйский дацан, где получил знания по учению Будды и выучил тибетский язык. Но его служение людям прервала Октябрьская революция.

- Молитвы, которые он возносил Богу, всегда помогали людям. Октябрьская революция внесла разброд в жизнь и умы людей. Имущество дацана разграбили, служителей расстреляли, арестовали и разогнали. Как служитель дацана отец был ограничен в правах, из-за чего ему не выдали паспорт гражданина СССР, - говорит мужчина.

После трагичных событий, в 1932 году, Жимбэ Болотович был отправлен на принудительные работы на строительство паровозовагонного завода в Верхнеудинске.

В то время все рабочие жили в Свято-Одигитриевском соборе, приспособленном под общежитие. А рядом с собором (на месте нынешней площади им. Банзарова) располагался автогараж Совревкома. В часы работы Жимбэ Болотович заходил в гараж и, помогая шоферам, с большим интересом рассматривал технику.

- Там отец познакомился с первым секретарем Совревкома Ербановым, удивившимся силе молодого бурята, который один мог поднять двигатель автомобиля «Бьюик» (первая легковая машина в Верхнеудинске. – Прим. авт.). По словам отца, Ербанов во многом помог ему. Именно по его совету он пошел учиться на курсы шоферов, организованных при этом же гараже, - говорит Василий Худаков.

В 1934 году республика имела около 700 автомашин, значительная часть которых была занята на перевозке грузов акционерного общества Совмонгтувторг. Жимбэ Болотович стал возить грузы из Закаменска в Верхнеудинск и на север Бурятии.

- Начало войны застало отца за рулем. Призвали его в августе 1941 года. Он служил в 37-й отдельном танковом батальоне, в составе которого механиком-водителем танка он и ушел на фронт. Папа был скуп на воспоминания. Два года он со своим экипажем водил танк в бой. За это время поменял пять боевых машин, - продолжает рассказ Василий Худаков.

В одном из боев танк Худакова был подбит прямым попаданием снаряда. Из всего экипажа он оказался единственным уцелевшим.

- Оглушенный, с тяжелой контузией и ранением обеих ног, он стал водителем военного грузовика. Затем в 1944 году воевал в составе 25-го автополка и закончил войну в составе 42-го автополка. По воспоминаниям отца, после открытия союзниками второго фронта его автополк, в котором он исполнял обязанности помпотеха автомашин (помощника командира полка по технике и обслуживанию), перегонял американские грузовые автомобили марки «Студебеккер». Они были полностью набиты салом, шпиком, тушенкой, галетами и особенно запомнившимися отцу солдатскими полусапогами красного цвета, - говорит наш рассказчик.

О войне

Со временем война продвигалась на запад. Под гусеницами танка и колесами военного грузовика, ведомых рядовым Красной армии Жимбой Болотовичем Худаковым, пролегли дороги Австрии, Чехословакии, Польши, Восточной Пруссии.

- Отец знал все населенные пункты, по которым проезжал, знал даже расстояние между ними. Особенно жестокими были бои за Восточную Пруссию. За последний плацдарм фашисты дрались остервенело. Поэтому отец всегда говорил, что немцы - нехилый народ. А вообще к событиям Великой Отечественной войны он относился философски, считая развязанное массовое смертоубийство большой человеческой глупостью, и, глядя на стол, говорил, что дороги в Германии такие же гладкие и ровные, - рассказывает Василий Худаков.

День Победы Худаков встретил в предместье Берлина в городе Карлсхорст, где немцы подписали акт о безоговорочной капитуляции. После, в составе оккупационных войск совместно с союзниками, американцами и англичанами, его 42-й полк находился в Германии по август 1945 года.

- Были у отца две солдатские медали «За отвагу», я ими играл в детстве. Но в военном билете о наградах, ранениях и контузии почему-то ничего нет. Трудно поверить, что, пройдя всю войну, дойдя до Берлина, отец не был награжден. Повторюсь, он был скуп на рассказы, к почестям и орденам послевоенным относился прохладно. Но в День Победы очень радовался поздравлениям детей, друзей и тех, кто, как и он, прошел эту страшную войну, - говорит потомок воина.

Жимбэ Болотович ушел из жизни в 1992 году.

Мама - надежный тыл

Мать Василия Худакова звали Буянтуева Санже Гомбожаповна. В 12 лет она осталась сиротой и росла под присмотром старшего брата Дамсуруна и сестры Норжимы.

- Она до войны и в военные годы была бригадиром полеводческой бригады в колхозе Улан-Намто. Весной - пахота, посев, летом - сенокос, осенью - уборка урожая. Все это лежало на плечах бригадира, а сверху постоянно давили планом. Четыре зимы подряд была на лесозаготовках. Валила лес двуручной пилой. По нынешним временам это адская работа, но это было ее лептой в приближение Дня Победы, - рассказывает Василий Худаков.

В то время основной тягловой силой были лошади, а приручить коня из табуна мог не каждый мужчина. Но, по воспоминаниям односельчан, Санже Гомбожаповна могла делать любую мужскую работу.

- Санже ахай ловила из табуна дикого необъезженного коня и ставила под седло. Несколько дней укрощала коня своей силой и подчиняла своей воле. После чего отдавала на колхозный двор для сельскохозяйственных работ, - рассказывает сын крестьянки.

Совместную семейную жизнь родители Василия Худакова начали в селе Боргой. Отец работал заведующим гаражом совхоза, мать сидела дома.

- Мама кроме мужской работы умело управлялась и с домашней женской работой. Она рано осталась без родителей, жизнь научила ее шить бурятские дэгэлы, шубы, гутулы, меховые рукавицы, верхонки, - рассказывает Василий Худаков.

Санже Худакова обладала и божеским даром. Она могла удачно принимать роды.

- Началось с того, что в одной семье из Малого Нарына не держались дети, умирали сразу же после родов. Лама сказал, чтобы роды принимала моя мать, и, как говорится, дети пошли, как на лыжах. Принятые ею восемь детей выросли здоровыми и здравствуют поныне. В общем, все, что должна уметь делать женщина, она умела делать в совершенстве, - с улыбкой вспоминает наш рассказчик.

По словам Василия Худакова, мать была крепким тылом для его отца.

- Мама мне говорила: «Из заработанного рубля, который отец отдает мне, я должна сделать два рубля». Вот так должна вести домашнее хозяйство настоящая жена. Оба трудолюбивые, сильные, волевые, прошедшие пекло войны, познавшие подлость и грязь человеческих отношений, но не запятнавшие себя, они всегда были на виду, - с гордостью говорит он.

В 1961 году руководство Джидинского района за хорошую работу даже разрешило им купить автомобиль «Волга М-21». По словам рассказчика, в то время эта покупка была наравне с приобретением частного космического корабля сейчас. 

- Моя мама была очень мудрая женщина, молча переносила человеческую глупость, радовалась успехам молодых, ни об одном человеке не сказала плохого слова, никого не осуждала. В ней не было хитрости, подлости, но была большая мудрость не от прожитых ею 93 лет, а мудрость от Бога. Даже будучи немощной на смертном одре, она оставалась сильной духом и мудрой, не прокляв никого, - завершил свой рассказ Василий Худаков, - Мои родители вырастили и воспитали двоих сыновей, в семьях которых родилось семеро внуков и девять правнуков. Сегодняшний мой рассказ о них - это лишь малая толика уважения и почитания, которые я испытываю к ним. Потому что боль от не до конца исполненного сыновнего долга, наверное, навсегда останется в моем сердце.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях