Сагаалган
7086

Как празднуют Белый месяц в разных регионах России и Монголии

Infpol.ru удивился особенностям местных традиций

Фото: «Историко-архивный путеводитель по Горному Алтаю».

Не за горами наступление Нового года по лунному календарю, и жители Бурятии активно готовятся к этому знаменательному празднику. Начало весны отмечают многие монгольские и некоторые тюркские народы. Если Сагаалган в Забайкальском крае не особенно отличается, то этого нельзя сказать о других регионах России и Монголии. Подробнее об этом читайте в материале «Информ Полиса».

Тыва

В Тыве Новый год по лунному календарю называется Шагаа и отмечается также 10 февраля. Сакральное название «Шагаа» состоит из двух исконно тувинских слов: «шаг» - время, «аа» - сут (молозиво) и тесно связано с понятием «ак» - белый, так как время его наступления с давних пор воспринимается тувинцами как сокровенное рождение новой чистой жизни и как чистое святое молозиво матери. Об этом сообщает ИА «TMG».

- Новогодние празднества представляют собой сложный комплекс обычаев и обрядов, игр и развлечений. В старину в канун бүдүү - Нового года - наводили порядок в жилище, в ограде, заготавливали дрова, выбрасывали ненужные старые вещи, покупали подарки для близких. Затем окуривали благовонными травами членов семьи, дом, скотный двор, все постройки. Также заранее готовили разные угощения: белую пищу (ак чем), лепили пельмени, закалывали барана, поскольку во время праздника запрещалось прерывать жизнь живых существ. Эта традиция у тувинцев называется «үүже», - сообщает агентство.

В ночь перед наступлением Нового года никто не ложится спать, за исключением младенцев и малолетних детей. Тувинцы считали, что в эту ночь повелитель Среднего мира Эжен хаан облетает всю землю и пересчитывает своих подданных: тех, кто заснул в эту ночь, мог принять за умерших, тех, кто находился в состоянии опьянения, - за сумасшедших. Поэтому в ночь перед Шагаа люди старались бодрствовать, алкоголь находился под запретом. Их предки считали араку напитком дьявола - аза суксуну.

Рано утром наступает Новый год - Шагаа бажы чаларады. Этим утром у тувинцев принято, чтобы хозяин дома совершил обряд поклонения духам, хозяевам своей местности. Для этого люди надевали нарядные национальные одежды. В Новый год в трапезе тувинцев преобладали вареная баранина, различные молочные продукты, разнообразная выпечка, каши и супы. Нередко в основе многих кушаний лежала идея магии плодородия. Так, пожелания достатка и богатого урожая выражались через боорзаки - кусочки теста, зажаренные в кипящем масле, их круглая форма символизировала достаток и процветание.

Обряд Сан салыр является важной и особой частью празднования Нового года. На специально сооруженном костре возжигали артыш (можжевельник) и бросали в огонь дээжи - самую почетную и лакомую часть принесенной еды.

- Еда состоит из топленого масла (саржаг), молока, муки из поджаренного пшена (далган), поджаренного просо (тараа), сушёной пенки (ореме), сыра (быштак), сухого творога (ааржы), пресных лепешек (боорзак). Во время этого обряда присутствующие молятся духам, поклоняются восходящему солнцу с приветствиями. Согласно обычаю, у праздника Шагаа есть обязательный атрибут - особое приветствие «чолукшууру». Младший старшему протягивает обе руки ладонями вверх, а старший возлагает на них сверху свои руки ладонями вниз. Таким жестом они выражают уважение друг к другу. И при этом говорят: «Амыргын на, амыргын!» («Мира вам и благополучия!»). Тувинцы в последний день старого года активно посещали буддийский монастырь - хурээ и совершали обряд очищения, - добавляют в TMG.

Калмыкия

Научный сотрудник отдела этнологии Калмыцкого научного центра РАН Татьяна Шараева рассказывает РИА «Калмыкия», что праздник Белого месяца там называется Цаган Сар и отмечается тоже 10 февраля. Согласно лунному календарю калмыков, этот день по традиции приходится на первый день первого весеннего месяца.

- Празднование Цаган Сар происходит в каждом доме, но главные события проходят в первые семь дней. К торжествам готовятся заранее, заготавливая большое количество мясной и молочной пищи. Согласно мировоззренческой картине мира, человек занимает определенное положение в пространстве и времени, поэтому все окружающие его предметы «должны пробудиться» вместе с ним после зимнего периода. Потому у калмыков существует традиция перетряхивания и вывешивания внутри жилища одежды всех домочадцев в первый день праздника, - говорит кандидат исторических наук.

В день наступления праздника на рассвете совершается обряд Зул ɵргх, продолжает Татьяна Шараева. После зажигания лампадки на алтаре и подношения первинок свежеприготовленной еды (дееж) глава семьи совершает кропление молочным чаем духам предков и Белому старцу, переступив одной ногой порог своего дома.

- После этого все члены семьи собираются для утреннего праздничного чаепития. На Цаган Сар калмыки готовят мучные изделия боорцг (лепешки разных форм, поджаренные на масле или жире) разнообразной формы, имеющие свою символику и значение. Например, плоская лепешка хавтха символизирует солнце и землю, а жола - узду всадника-скотовода. Первую порцию боорцг ставят на алтаре: на лепешку выкладывают по одному боорцг каждой формы. Это символизирует пробуждение всего живого и испрашивание благополучия у предков. Из боорцг составляли особые наборы для вручения родным во время праздничных визитов - ик герин и бичкн герин боорцг, - отмечает она.

В дни Цаган Сар этикет предполагает и определенную символику жестов, соответствующую возрастному этикету. Ровесники протягивают друг другу обе руки, обхватывая ими правую руку приветствуемого до локтя с обеих сторон.

- Старший по возрасту подает младшему только правую руку, которую он должен обхватить обеими руками. При этом, согласно традиции, для приветствия рукава спускаются ниже кисти, особенно у женщин. Это связано с легендой о божестве Окон Тенгри, победившей злых мангасов и спасшей людей. Она вернулась в родные кочевья в первый день первого весеннего месяца, но яд, который проник в ее тело во время схватки с мангасами, распространился по телу и стал отравлять все, к чему она прикасалась. Поэтому, чтобы не навредить сородичам, она опустила обшлага рукавов во время приветствия. Так появилась традиция ритуального рукопожатия у калмыков на Цаган Сар, - добавляет Татьяна Шараева.

Алтай

На Алтае Новый год по лунному календарю называется Чагаа-байрам и отмечается 17 февраля. Торжество состоит из нескольких этапов: определение даты и места проведения, подготовка к обрядам, проведение ритуала Сан-салар и ритуала Дерге анданар - очищения, привлечения благодати, сообщает «Историко-архивный путеводитель по Горному Алтаю».

- Место проведения обрядов Чагаа-байрам должно быть ориентировано на восток. Нужно надеть чистую красивую традиционную одежду - кеп-кийим. Коллективное празднование начинается ранним утром с шествия к жертвеннику - тагылу. Впереди идут мужчины, в их числе кам (шаман), неме билер кижи (человек, что-то знающий), лидер народа, которые будут проводить обряды. За ними идут женщины, дети и все приехавшие гости. Рядом с тагылом обозначается центр, где расстилают войлочный ковер, на который выкладывают принесенные продукты, ставят молочный самогон в традиционных бурдюках - тажуурах, также кладут можжевельник - арчын, которым освящаются все принесенные продукты и напитки, - пишет путеводитель.

Мужчины разжигают первый священный огонь нового года. После начинается подготовка ритуальных лент - кыйра/дьалама, традиционными цветами которых являются белый, голубой, зеленый и желтый. Готовые ленты проводят над пламенем для их очищения.

- Повязывают ленты на дьибек, представляющий собой своего рода аркан, сплетенный из белой ткани и натянутый между двумя деревьями или ритуальными коновязями. После этого все участники рассаживаются вокруг большого каменного очага. Расположение участников строго по канону, как в айыле (цилиндрической юрте): с левой стороны садятся мужчины, с правой - женщины. Начинаются моления Мюргюл с обращением к Духу огня (От-Эне). Продукты и можжевельник сжигают в огне. Моления сопровождаются кроплением молоком сторон света. После этого все угощаются едой и празднуют. Заканчивается обрядовая часть Чагаа-байрам ритуалом «Дьерге аҥданар»: участники скатываются перекатом со склона горы, вбирая силу земли, нового года, привлекая благодать и удачу. Также участники соревнуются в дальности переката: чем дальше, тем счастливее предстоит этому человеку прожить предстоящий год, - сообщает путеводитель.

Помимо официального празднования Чагаа-байрам проводится непосредственно в семьях. Так, вся семья с восходом солнца у себя во дворе на каменном алтаре разводит огонь. Считается, что с восходом солнца возвратившийся новый год встречает Дух-хозяин Алтая (Алтайдыҥ ээзи).

- Глава семьи окуривает огонь можжевельником. После этого огню преподносятся угощения из определенных частей туши барана, масло, сырчик-курут, лепёшки, аракы (молочная водка), свежее молоко. Каждое угощение сопровождает определённый алкыш (благодарность). При совершении обряда привязывания кыйра (ленточки) также произносятся благопожелания. Дома люди готовят национальные блюда, ходят в гости к родным и близким, - добавляет «Историко-архивный путеводитель по Горному Алтаю».

Монголия

Смысл и значение Нового года по лунному календарю не отличаются у всех монгольских народов, говорит нам руководитель представительства ИТАР-ТАСС в Монголии Туяна Зондуева. Цагаан Сар также проходит 10 февраля 2024 года.

- Есть небольшие различия в ритуалах, которые в социалистической Монголии сохранили лучше, чем в Бурятии. Например, женщины здесь шьют к празднику новые дээл (национальную одежду) членам семьи. Сейчас в городах предпочитают просто покупать. В Бурятии же хорошо, если человек имеет хотя бы один вариант народного костюма. Поскольку здесь практически все встречают Цагаан Сар в национальном костюме, то старший в семье всегда в головном уборе принимает гостей. Самый младший подает ему хадак, справляется о его благополучии, о том, хорошо ли старший встретил Новый год, - говорит она.

В Бурятии в основном ставят на стол центральным блюдом говяжью грудинку, а в Монголии – большой бараний крестец. Украшением стола в соседней стране является многослойная пирамида из уул боов, вытянутых лепешек, продолжает наша собеседница.

- Их продают к Цагаан Сар везде. В Бурятии же пирамиды делают в дацанах, в моем детстве дедушка с бабушкой привозили из Иволгинского дацана. Таких слоев из уул боов обязательно должно быть нечетное число - минимум пять и больше, может быть и девять, и одиннадцать, в зависимости от возраста главы семьи, - отмечает Туяна Зондуева. - Помню, как меня удивил ритуал Мур гаргах - первые шаги в Новый год. Он проходит на рассвете, в час Тигра, - это между 4 и 5 часами утра. Раньше в газетах, сейчас на сайтах можно найти информацию, в каком направлении человек должен сделать первые шаги при выходе из дома в зависимости от года рождения.

По словам руководителя, в Бурятии также утрачен ритуал обмена нюхательным табаком из своих табакерок, которые передают друг другу обязательно правой рукой. Здесь стараются заказывать красивые табакерки из драгоценных и полудрагоценных камней.

- Богатые люди могут позволить себе заказывать каждый год табакерки из нефрита. Еще меня удивило, что в Монголии на новогодний стол ставят рис с изюмом. У меня это блюдо стойко ассоциируется с поминальной кутьей в России. При всей схожести молочных блюд у нас и в Монголии, здесь не утратили традиции производства сушеного творога аарул. Он бывает на столе самых разных форм и вкусов. Чашей с аарул встречают в Монголии гостей, что, на мой взгляд, намного удобнее, чем подношение молока. Правда, мне очень не хватает в Монголии рассыпчатого творога, его не делают на молокозаводах, - делится Зондуева.

В сельских регионах, где люди живут в юртах, в последний день старого года (бүтүү үдэр) над дверью юрты вешают три кусочка речного льда - это питье для скакуна богини Балдан Лхамо, объясняет она.

- Также на левую сторону выше двери прикрепляют колючки бурьяна, чтобы в дом не могли проникнуть злые духи. Еще заметила, что в Монголии руководители трех ветвей власти (президент, спикер парламента и премьер-министр) в первый день Цагаан Сар участвуют в ритуале поклонения и обряде Золгохо - приветствия со священнослужителями, которые проходят в главном буддийском храме Гандантэгченлин, - добавляет Туяна Зондуева.

Везде, кроме Алтая, праздник Белого месяца отмечают в одно и то же время. При этом названия практически у всех разные. А что касается традиций, то во многом они схожи с Сагаалганом, когда принято встречать весну, обновляться, просить у богов удачи и поздравлять близких. Некоторые обычаи все же отличаются и кому-то могут показаться странными, но наверняка предшественники имели основания для их появления. Главное помнить, что родных по духу народов у нас много и такие праздники позволяют сделать нас ближе.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях