экономика
3871
1

Чего нам ждать от экономики во второй половине 2023-го?

На этот вопрос мы попросили ответить экс-министра экономики Бурятии

Фото: freepik.com

Жители Бурятии давно наблюдают рост цен на товары и резкое повышение стоимости топлива. А в некоторых регионах России начали исчезать бензин и дизель. Почему это происходит и чего ждать от экономики страны во второй половине 2023 года? Подробнее об этом читайте в материале «Информ Полиса». 

Бензина не будет?

На этой неделе на заправках в российских регионах начали исчезать бензин и дизель. Об отсутствии топлива на АЗС заявили Астраханская, Саратовская, Рязанская, Новосибирская и Волгоградская области, а также республики Крым и Калмыкия, сообщает газета «Известия». Проблему с исчезновением топлива на АЗС также подтвердили в Самарской и Ростовской областях и в Хабаровском крае. В Бурятии дефицита топлива не наблюдается. 

По словам генерального директора ООО «Мосрегионгаз» Германа Колотова, нехватка бензина на заправках юга России сложилась из-за увеличения сроков доставки грузов. 

- Поезда из Центральной России с нефтепродуктами задерживаются на несколько недель, из-за чего в моменте образуется дефицит. Причиной стала перегрузка железнодорожной сети в результате переориентации экспорта угля с западных направлений на восток, - объясняет он. 

Помимо задержек грузов, перевозимых по железным дорогам, к дефициту привели ремонты на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), добавил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Так, нехватка бензина в Волгоградской и Астраханской областях вызвана ремонтом на Астраханском газоперерабатывающем комплексе. 

Проблему с поставками топлива на юг России признали в Минэнерго РФ, передает РИА Новости. В ведомстве рекомендовали нефтяным компаниям самостоятельно найти возможности поставок и сдерживания мелкооптовых цен на дизельное топливо в сельскохозяйственных регионах страны. 

Со своей стороны Минэнерго и Минсельхоз также пытаются решить проблему обеспечения топливом сельхозтоваропроизводителей на региональных нефтебазах. В частности, с РЖД и нефтяными компаниями были достигнуты договоренности по точечному решению проблем, приоритетом были названы снабжение топливом аграриев в период уборки урожая и сева озимых зерновых культур. 

- На южном направлении отмечается длительный простой цистерн в ожидании слива грузополучателями. Это затрудняет ситуацию на станциях и сдерживает рост объемов перевозок. По отдельным терминалам в Ростовской области, Краснодарском крае и других регионах ЮФО наличие цистерн превышает среднюю выгрузку более чем в 10 раз, - сообщают в РЖД. 

В компании напомнили, что РЖД держат на особом контроле доставку топлива для регионов. 

- Внутрироссийские перевозки имеют приоритет в приеме к перевозке. Компания принимает все объемы, которые предъявляются нефтяными компаниями. В установленные сроки доставляется почти 100% всей продукции, - заверяет перевозчик. 

РЖД находятся в контакте с нефтяными компаниями, готовы предлагать варианты повышения эффективности доставки и решать все возникающие проблемы в режиме реального времени. 

В последние месяцы в России резко растут биржевые цены на топливо, исторические рекорды на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) устанавливались длительное время. Комментируя ситуацию, власти указывали, что торги на бирже не отражаются на розничных ценах. В настоящее время профильные ведомства ищут способы сбавить давление на цены, в том числе речь идет об ограничении экспорта нефтепродуктов. 

«Развитие или стагнация»

Председатель Общественной палаты РБ Татьяна Думнова говорит, что итоги семи месяцев 2023 года и ситуация с дефицитом бюджета дают основания прогнозировать, что на смену экономическому оживлению в Россию приходит замедление потребления, кредитования и производства. Есть разные прогнозы по поведению экономики во втором полугодии 2023 года. 

- Самые отъявленные пессимисты прогнозируют в обозримом будущем ситуацию, подобную той, что была в лихих 90-х: повальную безработицу и нищету. Но при этом отмечается и позитивный настрой у граждан, - отмечает она. – Некоторые экономисты считают, что в ближайшие месяцы нашу экономику ожидают сразу три негативные перемены: резкий спад бюджетных расходов, ожидаемое повышение ключевой ставки ЦБ, а также снижение потребления и рост инфляции из-за девальвации рубля. Наша экономика будет получать меньше средств из бюджета. А поскольку бюджетное финансирование пока было основным драйвером для экономики, то незначительный спад экономической активности (да еще и на фоне ускоряющейся инфляции) весьма вероятен. 

Другие эксперты считают, что оснований для негативных прогнозов нет. Для достижения позитивных результатов в стране была перестроена логистика поставок сырья, материалов, готовой продукции, были найдены новые рынки сбыта. 

- Кроме того, при сокращении импорта россияне переориентировались на отечественную продукцию. Также нужно отметить значительную роль предпринимателей, которые использовали верные управленческие решения, что привело к росту производительности труда. По данным Росстата, за второй квартал текущего года экономика РФ выросла на 4,9% в годовом выражении. Это стало первым за год увеличением ВВП за три месяца, - подчеркивает Татьяна Гавриловна. - Несмотря на мрачные прогнозы, экономика России на удивление малой кровью перенесла санкционный шок, а поворот к росту наметился уже в марте 2023 года. Мы перебороли острую фазу, но до окончательного выздоровления экономики еще далеко. 

Как отмечают официальные ведомства, возобновление роста ВВП России в этом году - наиболее вероятный сценарий развития событий. Минэкономики прогнозирует рост ВВП в 2023 году на 1,2%, ЦБ - в диапазоне 0,5–2%. 

- Можно предположить, что в этом году падение не будет драматическим - 1,5–2%, благодаря инерции и идущей трансформации экономики. Дальше важную роль будут играть и внешняя конъюнктура, и то, каким образом будет проводиться монетарная и бюджетная политика, - высказывает свою точку зрения экс-министр экономики РБ. - Устойчивость нынешнего восстановления экономики обеспечивают строительство (в том числе восстановление разрушенной инфраструктуры Донбасса), рост гособоронзаказа, бюджетное финансирование потребления малообеспеченных (пособия семьям с детьми и выплаты мобилизованным). 

Однако из-за дефицита бюджета потенциал этих факторов иссякает, добавляет эксперт. Экономисты и аналитики сейчас говорят о тревожных сигналах, а также о необходимости стратегий, которыми может и должна пойти Россия в данной экономической ситуации, осложнённой санкциями. 

- Ведь многие из этих санкций покажут своё негативное для страны действие ещё в будущем. Что будет дальше - развитие или стагнация, зависит от того, как удастся разрешить несколько критически важных «узлов напряженности»: дисбаланс во внешней торговле и привлечение инвестиций, дефицит бюджета и ситуация с инфляцией. Это будет зависеть также от ключевой ставки, динамики рынка ОФЗ. В условиях СВО понятно, какие у государства будут приоритеты. При этом ясно, что необходимо работать с внутренним потребительском рынком и локальной экономикой, они драйверы развития ВВП. Особенно это важно для регионов, - резюмирует Татьяна Думнова.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях