учителя
6630

«Я не только учу ребят, но и учусь у них»

Молодой учитель стал лучшим классным руководителем Бурятии

Фото: соцсети

Совсем недавно в Улан-Удэ прошел конкурс на лучшего классного руководителя республики.  Буянто Дамбаев, учитель Можайской школы, стал обладателем Гран-при. Он рассказал нам, почему решил участвовать в нем и что ему это дало. 

Сомнения и выбор

Буянто Дамбаев - совсем молодой специалист, ему 29 лет. Но вот уже в течение 8 лет он преподает детям физическую культуру. В родную школу он пришел после колледжа и понял, что это его призвание. 

- На первых двух курсах еще особо не осознаешь себя как преподавателя. Признаюсь, я пошел туда просто так. У меня не было какой-то высокой цели или установки, все пришло со временем. Уже на последнем курсе появилось чувство ответственности. Мы даем нынешнему поколению не только знания, но и внедряем определенную модель поведения. Я решил связать свою жизнь с этой профессией после того, как отслужил в армии. Пришел и понял, что это мое. Теперь работаю не покладая рук, стараюсь быть активным и заинтересованным. Участвую где только возможно, например, я состою в народном фольклорном ансамбле «Ленхобо». Чтобы не стоять на месте как учитель, нужно стараться развиваться в разных направлениях. Это дает второе дыхание в моей работе. До этого я принимал участие в конкурсе «Учитель года» и других республиканских мероприятиях такого плана, но формат «Классного руководителя года» отличался от того, что я делал раньше. 

Стремление к новому

Хороший классный руководитель должен обладать определенным набором качеств, признается Буянто Дамбаев. Он ведет классное руководство уже в течение 4 лет. Именно поэтому сразу согласился испытать свои силы и принять участие в конкурсе. 

- Он состоял из нескольких этапов, и на каждом я был не один. Визитную карточку мне помогали делать дети, для них это тоже опыт. Их участие во многом сыграло роль в том, что я получил Гран-при. Мы подошли к этому креативно и с интересом, работа шла быстро и весело. Сменили много локаций, рассказали о том, чем занимаемся, и больше ничего. Этого было вполне достаточно, если каждый день наполняешь чем-то, то обязательно будет о чем рассказать. На втором этапе представил свою программу. В работе я стараюсь опираться на духовные ценности своего народа, приобщать к культуре свой класс и учеников школы в целом.  Человек, который знает свой язык, свою культуру, никогда не будет пренебрегать культурой другого народа. Это часть воспитательного процесса. Я стараюсь сделать так, чтобы мои ученики стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа. Каждый педагог должен выявить и использовать в своей профессиональной деятельности народную мудрость, которая повысит этнокультурную осведомленность учащихся, поможет воспитать терпимость, миролюбие и уважение к людям всех национальностей. Чем больше ты знаешь о собственной культуре, тем интереснее для тебя становится культура другого народа — на контрасте и отличительных чертах. Многие из моих учеников по моему примеру пришли в ансамбль «Ленхобо». Мы принимаем активное участие во всех театрализованных постановках, концертах, конкурсах «Гэсэр и Дангина». Они с удовольствием участвуют в традиционных народных праздниках — Масленица, Сагаалган, Сурхарбаан. Вместе мы вносим вклад в экологию нашего района, делаем на эту тему проекты, выращиваем рассаду цветов для озеленения территории школы. Субботники, веселые старты и прочее - все это осталось и никуда не уходило. Многие называют современное поколение потерянным, но я осознаю, что между нами практически 15 лет разницы и они ничем не отличаются от нас. Разве только тем, что могут в любой момент найти интересующую их информацию. У нас не было такой возможности. Но это никакой не минус, скорее плюс. Если ваш ребенок часто проводит время в телефоне, то это лишь потому, что вы не сумели его заинтересовать. В современных детях действительно трудно возбудить интерес к чему-либо, но если он возникнет, то вкладываться в дело они будут с огромным усердием. 

Любимый класс

В этом году у Буянто Дамбаева выпускается его 9-й класс. Он старается поддержать своих учеников перед грядущими экзаменами. 

- Быть классным руководителем - это интересная работа. Если ребенок без опоздания и с удовольствием приходит в школу - это уже результат. Каждый из моих 10 ребят - личность со своими плюсами и минусами, убеждениями и принципами, характером. Несмотря на все это, мы единое целое. Вот уже четвертый год я вместе с ними. Я не только учу ребят, но и учусь у них. Дети ждут от меня того, чего им не хватает в семье, в кругу друзей. Каждый момент времени мы вместе учимся. Вместе мы переходим из класса в класс, вместе решаем большие и маленькие проблемы. Я знаю, что мы переживем все трудности и снова двинемся вперед. Мне кажется, что залог успеха в том, чтобы не относиться к ним как к детям. Не пытаться что-то навязывать и переделывать их. Когда ты общаешься с учеником как со взрослым человеком, он постепенно начинает чувствовать ответственность за себя и свои поступки. Это и значит быть взрослым. Я хочу дать им осознание того, что за каждый свой шаг в будущем они будут отвечать прежде всего перед собой. И на самом деле это сложно, ведь ты должен объяснить это не как друг, член семьи, а как преподаватель. Сейчас я только учусь этому и очень часто прислушиваюсь к детям, узнаю, о чем они думают, чем увлекаются, какие спорные мысли есть у них в голове. Если придерживаться этой простой модели, дети в ответ будут прислушиваться к вам и процесс воспитания принесет свои результаты. 

Важно не забывать и о роли родителя. На мой взгляд, она гораздо больше, чем у преподавателя. Я стараюсь дать им много, порой даже больше, чем знаю сам. И поддержка важна не только ребенку, но и педагогу. Родители моих учеников всегда бывают в курсе всех событий школьной жизни своего ребенка. Совместные мероприятия - это прекрасная возможность проявить свои творческие способности, личностные качества, узнать друг друга лучше. 

Работа классного руководителя непроста: в школе знают, что он ответственен за всё, и потому должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому я постоянно повышаю свой профессиональный уровень, уделяю внимание самообразованию. В современных реалиях использование социальных сетей становится востребованным средством воспитательной работы. И я полноценно использую их потенциал. Я счастлив, что мой труд находит признание у детей и их родителей. Встречаться каждый день со своими учениками, открывать вместе с ними что-то новое - это состояние моей души. Многие верят, что лишь огромными усилиями можно воспитать настоящего человека. Но мне открылось другое. Я понял, что в таком деле помогают простые действия, обыденные дела. Обыкновенные любовь и доброта.

Автор: Ольга Назимова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях