Сохраняя традиции
5871

Предприниматель из Бурятии вручную создает буддийские алтари и продает по всей России

Мастерству он научился у своего отца, а начинал свое дело в темном гараже на коленках

Фото: Евгений Старковский; личный архив С. Батонимаева

Индивидуальный предприниматель Самбу Батонимаев уже шесть лет изготавливает традиционные буддийские алтари – гунгарбаа. В 2021 году он открыл собственную мастерскую. Батонимаев делает алтари, сундуки, бурятскую национальную мебель из натурального дерева. Мастер работает над маленькими и масштабными проектами по заказу жителей России и дацанов. Мы побывали в мастерской, где работает Самбу со своей командой, и узнали, как он пришел к успеху. 

– С чего начинался ваш путь к собственному бизнесу? Как и почему вы выбрали именно эту нишу? 

– Сам лично занимаюсь этим шесть лет. Мой отец Дугар-Нима Будаевич (его не стало в прошлом году) всю жизнь занимался деревом, работал учителем труда, черчения. Он ветеран труда. Когда жили в деревне в Агинском округе, он делал в своей маленькой мастерской сундуки для приданого невесте, алтари, конечно, не так масштабно. А я постоянно рядом был. До сих пор у меня есть его старинные трафареты, чемодан с красками. «Научись чему-нибудь одному, тогда будешь мастером своего дела», –  часто говорил мне отец, когда я еще и не думал, что когда-то пойду по его стопам, буду творить и работать с деревом. Думаю, теперь дело моего отца продолжается во мне. И да, я буду стараться стать мастером своего дела. 

Вообще по образованию я учитель географии, у нас в семье все хорошо рисуют. Во время учебы и работы о дереве у меня даже мыслей не было. Уже в Улан-Удэ знакомые заказали отцу изделие, и я подключился к этому процессу. Выложил фото готового в соцсети, оттуда интерес пошел. Начал получать два-три заказа в месяц. Работал в темном гараже чуть ли не на коленках. Этому нигде не учился. 

Потом из Москвы меня нашел российский интернет-магазин, они заказали большую партию: несколько алтарей, шкатулки, как говорят, хендмейд. И сумма тогда была в районе 15–20 тысяч рублей. Я подумал: «Ничего себе, так можно». На эти деньги купил первый станок, пилу. Радости было выше крыши, все, что можно, перепилил! Когда понял, что буду этим заниматься, построил мастерскую, потихоньку оборудование закупил. 

Так больше и больше заказов пошло. Сначала они были совсем простые, потом сложнее, с резьбой. Два года назад пошли заказы, с которыми я бы один не справился. Принял решение расширяться. Привлек резчиков, столяров, художников. В Читинском дацане сделали на всю стену алтарь (в длину 10 м, в ширину 5 м). Также делали алтари в других дацанах. Это большие проекты, на три-четыре месяца. Все с головой туда уходим и с утра до ночи работаем. Ручная работа очень трудоемкая. Втроем это можно сделать, но за полгода, а нужно как можно быстрее.

Агинский дацан

Аргадинский дуган

Баргузинский дацан

Чесанский дацан в Кижингинском районе

Забайкальский дацан

– Кто ваши основные покупатели? Есть спрос в Бурятии и России? 

– В основном в буддийском направлении работаю, с дацанами. Покупатели из буддийских регионов: Бурятии, Забайкальского края. Бывает, заказывают алтари, шкатулки в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Хабаровске, находят в интернете.

– Как происходит процесс создания большого алтаря? 

– Стараюсь выехать в дацан, настоятель рассказывает размеры стены, размеры божества. В основном дизайн придумываю сам, наблюдаю на месте, что можно сделать, образы в голове возникают. 

В Бурятии хорошо, что много дацанов, где есть работы старых мастеров. Смотришь, вдохновляешься, пытаешься что-то современное добавить. Есть каноны буддийских рисунков, символов, все имеет свое значение. Нужно грань выдерживать, чтобы это было красиво и по канону. Строгих элементов я не касаюсь, таких как рисование божеств. С алтарями больше свободы мысли, творчества. 

Сначала черновой вариант на бумажке нарисуешь, потом каждый элемент отдельно обрисовывается, подгоняется масштаб. И когда общая картина готова, а это 50 % работы, запускаешь техническую часть. Резьба, станки, краска. Обычно с материалами, станками едем всей командой в дацан. Там работаем, ни на что не отвлекаемся.

– Что вас отличает от других? Вашу продукцию? 

– Мы не работаем с ДСП, у нас только дерево. Изделия отличаются еще и тем, что все узоры делаются вручную. Многие спрашивают, почему я не перейду, как все, на ЧПУ (числовое программное управление. – Прим. авт.), которое все программирует и вытачивает. Но когда вручную вырезаешь такие большие изделия, можешь форму придать, что-то подрезать. Совсем другая работа получается, это ценится. 

– Какие материалы вы используете и где их покупаете? 

– Материалы все местные. В основном сосна, береза, а вся резьба выполняется из кедра. Дерево хорошего качества надо найти, привезти и высушить. 

– Какую еще продукцию вы создаете? Есть новинки? 

– Производим сундуки, алтари, бурятскую национальную мебель. Например, в юрте на территории Иволгинского дацана установлены наши стол, стулья, сундуки, алтари. Такая продукция требует много времени и сил, отсюда и высокая цена. Не каждый такое купит, поэтому только индивидуальные заказы берем, учитываем пожелания.

– Сколько человек в вашей команде? Есть ли нехватка кадров? 

– Сегодня здесь нас мало, трое. Когда работаем над большим проектом, то нужно около 12 резчиков, столяров, художников. 

Моя супруга, Елена, кандидат наук, преподает в БГУ тибетский язык. Ей стало интересно это дело, и она научилась с художницами красить, цвета подбирать и теперь работает со мной. 

Людей в принципе достаточно. Да, бывает кто-то временно приходит, потому что нужны усидчивость, терпение. Но это надо пробовать. Если кому-то интересно поработать в этой сфере, то можно прийти, научиться с нуля. На старте зарплата 35 тысяч рублей. Если человек показывает результат, то получает как все, 50–60 тысяч рублей. 

– Пандемия и санкции как-то осложнили вам жизнь? 

– Не сказал бы, что в пандемию мы просели, наоборот, расширились, переехали в этот цех. Санкции тоже не сказались, мы же маленькое предприятие. Станки у нас импортные, но с ремонтом, заменой комплектующих проблем нет. На лес цены скачут, когда Китай границы открывает или закрывает, только в этом влияние. 

– Сколько в год вы производите продукции? 

– Каждый год увеличивается количество произведенного товара, они становятся объемнее, сложнее. Последние два-три года идет так: зимой делаем алтари, мебель, а летом работаем над большими проектами. Да, алтари – это сезонный продукт. Покупают в основном к Сагаалгану, в декабре, январе, феврале. Тогда мы действительно с утра до вечера работаем, в месяц за сто штук переваливает. В обычные месяцы около 40 алтарей продаем.

– Примерный годовой доход вашей компании? 

– В среднем в месяц доход цеха около 500 тысяч рублей без учета затрат. С затратами выходит плюс-минус 200 тысяч рублей. 

– Какие у вас планы развития? 

– Следующий этап – это открытие мебельной фабрики, в виде мелкосерийного производства. Чтобы отдельно были столярное производство, склад, художественное производство, офис, выставочный зал. 

Этим летом хочу не брать крупные заказы и заняться разработкой практичной мебели. У нее будет современный дизайн, минимум узоров, чтобы в любой квартире вписалась. Главное, доступная, чтобы каждый мог себе позволить. 

– Успехов! 

– Спасибо!

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях