«Вы хотели бы заглянуть за грань мира? «Ухнуть» в пространственный карман с возможным кладезем артефактов или, выйдя на улицу, восхититься фантастическим пилотажем НЛО. Выйти на телепатический контакт с пришельцем, а если «это уже слишком», то с домовым. А как насчет общения с пугающими нас сущностями потустороннего мира? Ведь даже буйный полтергейст иной раз начинает отвечать на вопросы или оставлять надписи. Пусть корявые, но со смыслом...»
Серия «Тайны Бурятии и Байкала» пополнилась новой книгой «Бурятия и Байкал: явления иномирья. Полтергейст, призраки, НЛО, пространственно-временные аномалии» (12+). Автор — исследователь Борис Машкович. Книга будет интересна всем, желающим расширить границы своего понимания реальности. Ознакомиться с книгой, а также оставить отзыв можно по ссылке: ridero.ru.
Хозяева местности
В Бурятии много сакральных мест. Только на изданной в 2012 году карте таковых обозначено 422. Они связаны с различными объектами, в основном природного происхождения. От одинокого дерева причудливой формы до священной горы.
Чаще всего такие места имеют свое обоо — пирамида из камней, нередко с установленным сэргэ (коновязь). Последнее является признаком наличия у данной местности духа-хозяина. В зависимости от веры поклоняющихся его называют: шаманисты — эзэн или эжин, буддисты-ламаисты — сабдак. По мере того как ламами хозяева местности — эжины — посвящаются в Учение Будды и связываются обетами не причинять вреда другим существам, они переименовываются в сабдаков. Тогда рядом с обоо вырастают субурганы.
14 июня 2019 года, 18:57. В этот день в Улан-Удэ горели здания на проспекте Автомобилистов и цех старого мясокомбината. Пожар тушили с вертолета, который периодически пролетал мимо нашего дома. Бадьей, висящей на тросе, он набирал из реки Уды воду.
Я хотел снять видео этого пролета, для чего вышел на балкон, но камера дважды отказалась сделать запись. Получилось лишь два снимка. Поскольку на них не было вертолета, первый я удалил не глядя, а второй что-то подсказало мне рассмотреть с увеличением. При увеличении кадра, к моему удивлению, в дыму обнаружилось изображение головы в шлеме странной конструкции.
Этот снимок полностью исключил бывшие ранее сомнения в том, что некоторым удавалось увидеть духа местности. Теперь я воспринимаю хозяина местности как энергоинформационную матрицу, способную проявляться в нашей реальности. Истории о таких наблюдениях имеют под собой реальную основу.
Божество — мать с ребёнком
Бурятия — край с мощными выходами энергий. Поэтому так много здесь сакральных мест и «мест силы», привлекающих эзотериков. Продолжением Байкальского рифта является Тункинская долина. Конусы древних вулканов, всевозможные минеральные источники, в том числе радоновые и геотермальные, частые и необычайно сильные грозы — все это признаки множественных тектонических разломов. В этой части Бурятии люди часто видят проявления призрачных явлений.
Эта история произошла в Хуухэйн–Хада — священном месте долины Шумак в Окинском районе. По-другому его называют Горой-Ребенком или Детским дацаном. Конгломератовые столбы Хуухэйн–Хада находятся на левом берегу реки Шумак. До них шесть километров от источников (бур. — Шумаагай аршаан) вверх по течению.
В этом месте установлена табличка, на которой написано: «Это священное место наших предков, где обитает дух-хранитель этой земли. Здесь особым образом сочетаются материя и энергия. Многие поколения предков, почитая это место, оставили здесь свою положительную энергию мысли и чувств…» Шаманы считают Хуухэйн-Хада порталом в нижний мир.
Сама история: «Однажды мой дядя Дугар возвращался от шумакского источника в лагерь. Был солнечный день. Вдруг он услышал шум и чьи-то голоса. Оглядевшись, он увидел двух женщин из соседнего улуса, которые несколько лет безуспешно лечились у врачей от бесплодия. Сейчас женщины стояли у источника рядом со скалой, напоминающей своими очертаниями женщину с ребенком. Именно здесь было священное место, где бездетные женщины, как это ни странно, обретали счастье материнства.
Женщины взволнованно что-то говорили и показывали рукой вдаль. Действительно, недалеко от них мерцала большая звезда, значительно крупнее ночных звезд. Она зависла над священной скалой, затем переросла в белое светящееся продолговатое облако, которое на глазах превратилось в женщину, одетую во все белое. Лицо и голову ее окружал слабо светящийся ореол. Даже можно было разглядеть прекрасные черты ее лица. Она улыбалась, а на руках держала ребенка.
Постепенно чарующее видение божества — матери с ребенком — стало меркнуть, пока совсем не исчезло. Кроме дяди Дугара и двух женщин еще несколько человек видели это необычное явление и тоже были поражены.
Вечером, собравшись в лагере, все обсуждали эту сенсацию. Развели костер. Дядя Дугар по бурятскому обычаю побрызгал молочной водкой архи, вознес молитвы местным бурханам, эженам — хозяевам здешних гор, тайги, реки, поблагодарил земных и небесных духов».
Облако или женщина?
Еще одна встреча на Шумакских источниках: «Дело было в 1990-х годах, когда я приехала в Бурятию впервые. Это произошло, когда мы поехали на аршаны, священное место со святыми лечебными источниками. Кругом леса, сопки и много источников от различных болезней. Люди ночуют в палатках несколько дней. Вот и мы компанией ночевали там.
Ночью, как водится, — костры, песни, истории. И вот, когда совсем стемнело, мне захотелось в туалет. Естественно, справлялись где придется. Мы с моей руководительницей, приехавшей поддержать меня на экзаменах, пошли искать укромные места. Перешли небольшой овраг, впереди была сопка. Шли, о чем-то беседуя и смеясь. И тут обе встали как вкопанные, задрав голову. Как после выяснилось, увидели одну и ту же картину.
Между деревьев слегка над землей плыл дымчатый силуэт женщины. Ее руки как бы задевали деревья, волосы развевались. Это длилось несколько мгновений и исчезло. Может, это было облако, дымка или еще что, но на тот момент это было очень жутко. Смущало одно: то, что оно длилось несколько мгновений, резко появилось и так же внезапно исчезло».
Встреча с Yндэр Баабаем
В июне 2009 года состоялась поездка бурятских писателей по Закаменскому и Джидинскому районам. На границе этих районов писатели остановились сделать подношение хозяину местности — Yндэр баабай (бур. — высокий отец).
— Я увидела его, — рассказывает Анна Виноградова. — Он был высокий, рыжеватый и не очень старый человек. Около 60 лет. Призрак как-то иронично посмеивался. Я сказала о том, что вижу его, Галине Хандуевне Дашеевой, народному поэту Бурятии, редактору газеты «Буряад унэн».
Галина Хандуевна подтвердила рассказ коллеги, хотя сама призрака не видела:
— Действительно, все так и было. Я сама из Закаменского района и знаю, что, по преданиям, Yндэр Баабай так и выглядит. Таким его видит большинство других людей — ясновидцев, обладающих даром видения тонкого мира. Но это еще не все. Мы побрызгали водку Хозяину, а вот поделиться с ним закуской забыли. И, представьте, уезжая, забыли сумку с едой! Хотя в группе было столько женщин! Тут-то мы и вспомнили Анино видение — его ироничную усмешку! Вот так подшутил! На обратном пути, конечно, мы забрали сумку, она стояла нетронутая. Кто же тронет чужое в святом месте? Но на этот раз мы не забыли угостить едой Yндэр Баабая.
Когда изредка Ундэр Баабай показывается людям, он предстаёт в облике высокого русского рыжеволосого мужчины в казачьей форме, верхом на вороном коне или на тройке лошадей, а рядом жена-монголка. Легенда объясняет это тем, что духом местности стал обычный казак, которого вместе с женой убили в этом месте.
От эжинов до асуров
Историй, подобных Ундэр Баабаю, много. В них эжином местности чаще всего становятся души людей, чья смерть или иное событие связано с этим местом. Даже у Священного Байкала хозяйкой стала девочка Аба-хатан.
Байкал имеет личное божество, представляющее само олицетворенное озеро или море; такое указание подтверждается фактом, что ольхонские буряты приносят жертвы особой богине — хозяйке моря Аба-хатан, а также некоторыми сведениями об особой богине — дочери моря. Несмотря на своё имя — дочь моря — эта богиня земная, от неё зависят люди или, по крайней мере, женщины.
Согласно буддийским канонам, сабдаками становятся не только заслужившие это, умершие шаманы или обычные люди, но и тенгрии из сферы богов или полубоги (демоны) асуры. Отдельной категорией враждебных человеку сабдаков считают голодных духов, на санскрите называемых preta — «ушедший», или бродящие неупокоенные души. Фактически это привязанные к месту призраки. Немаловажная деталь: сабдак у тибетцев описывается часто как антропоморфный образ старухи.
Смертельные попутчики
Видимо, к этой категории духов семейские относят ночников. Днем ночники прячутся в полумраке придорожного леса, а ночью выходят к дороге, принимая разные обличья: бабушек, девушек, детей. Ночники питаются жизненной энергией людей, поэтому принимают столь безобидные образы. Согласившиеся их подвезти часто попадают в смертельные аварии.
Один молодой бизнесмен со своим другом на трассе М55 вылетели в кювет где-то возле улуса Нуган в Тункинском районе, подробности аварии не уточнялись. Бизнесмен разбился, а друг, который сидел рядом, выжил. Когда приехали МЧС и скорая, друга привели в чувство. Он начал спрашивать про какую-то бабушку: «Помогите лучше бабушке, со мной все в порядке».
Те, кто были рядом, ему объясняли, что они были вдвоем. И тут мужчина начал рассказывать, что за несколько километров до этого места на дороге голосовала бабушка. Они ее посадили, ехали втроем, а потом разбились. Он даже не понял, почему улетели на прямой трассе.
Подобная авария случилась и в 1990-х годах, тогда погибли двое мужчин, а третий выживший после реанимации также начал спрашивать про бабушку, выжила ли она, утверждая, что посадили ее недалеко от места аварии.
Другой информатор рассказывает: «Этот случай произошел с моими родителями очень давно, лет 30 назад, но до сих пор вызывает у нас неимоверное чувство страха. Тогда родители были молодыми, возвращались домой из поездки (не буду указывать местность), на улице было уже темно. Когда они проезжали через мост, то в свете фар на дороге увидели нечто. Подъехав ближе, поняли, что это была женщина в бурятском дэгэле (верхняя одежда в виде халата с широким поясом).
Странно, но не было видно ее ног, а только длинные черные волосы. Моя мама рассказывала, что в то время они почему-то не испугались, подумали, что женщина идет пешком до нашей деревни, хотели ее посадить в машину, но она никак не реагировала на возгласы и просьбу сесть. Они проехали, и папа посмотрел в зеркало, но сзади ее не оказалось.
Спустя какое-то время родители опять возвращались ночью домой. На этом же месте увидели ту же женщину, только на этот раз она шла прямо посередине дороги и не уступала им проезд. Когда они начали сигналить, она резко повернулась и, похлопав нашу машину по правому крылу, исчезла.
Проехав некоторое расстояние, они попали в аварию. Позже люди также рассказывали, что видели там женщину и что она похлопала по машине. После с ними что-то обязательно случалось. До сих пор мы гадаем, была ли это хозяйка местности или же просто фантом. С тех пор, когда проезжаем именно тот участок дороги, мы все время подносим эжинам».
«До сих пор гадаем, что это было...»
Довелось встретиться с аналогичным проявлением Федору Баргуеву: «Работаю экспедитором. Для тех, кто не в теме: что-то вроде грузчика, который сам развозит товар. Часто езжу по районам. Этим летом возвращался вместе с напарником из Кяхты. Вечером, почти ночью, остановились побрызгать в районе Убиенки (гора Убиенная — перевал возле Гусиного озера в Селенгинском районе).
Уже сели обратно в машину, когда увидели прямо перед капотом пожилую женщину. Возникла она резко, будто из ниоткуда. Стало даже как-то не по себе. Уж больно неожиданным оказалось ее появление. Но, воззвав к здравому смыслу, я подумал, что она просится подвезти, и начал знаками показывать, чтобы садилась в машину. Она кивнула и вроде как пошла в сторону задней двери. Но так и не села. Я открыл окно и позвал ее, но в ответ была тишина. Забеспокоились мы с другом, выскочили из автомобиля и… никого не увидели. Бабушка будто в воду канула. Сказать, что мы струхнули, ничего не сказать. Оба были готовы поклясться, что женщина была! А потом она возьми и исчезни. До сих пор гадаем, кто или что это было».
Виталий Хан: «Было мне 14-15 лет. Возвращался с тренировки в сумерках. Все, наверное, знают Батарейную гору, место основания города. Так вот, иду я со стороны улан-удэнского Центрального рынка по направлению к территории бывшего острога (с правой стороны от Бурятского колледжа технологий и лесопользования. — Прим. авт.).
Приближаюсь к кресту (Поклонный Крест казакам — основателям города). Смотрю: со стороны реки Уды по горе поднимается фигура. Думаю, спортсмен какой-то. Иду дальше. Но «спортсмен» поднимается уж очень динамично и по почти отвесной скальной насыпи. Быть такого не может. Что странно, страха я тогда не испытывал. Просто шел в сторону этой фигуры и наблюдал. Наконец, «спортсмен» забрался на гору и пошел/поплыл в сторону жилого сектора. Я шел за ним примерно в 30 метрах. Тут навстречу из переулка выходит толпа в 4-5 человек. Взрослые. Пьяные. Фигура буквально прошла сквозь них. Мне пришлось обойти, уступив дорогу.
Нужно добавить: фигура эта была выше на голову самых высоких из тех прохожих. А они были примерно одного со мной роста, в районе 1,8-1,85 метра. Одет он был в темный балахон до пят. Дойдя до перекрестка, «спортсмен» растворился в воздухе.
Через несколько дней шел в то же время по той же дороге. Вспомнил о странном спутнике, и стало жутко. Я резко повернул и дал большой крюк на пути к дому. Что это было — гадать не берусь. Острог — место древнее, мрачное. Наверняка таит множество трагедий».
Продолжение следует...
Текст и фото из книги Б. Машковича «Бурятия и Байкал: явления иномирья. Полтергейст, призраки, НЛО, пространственно-временные аномалии»