Наши герои
8885

«Мне просто важно видеть их живыми, пусть даже они не помнят меня»

Участник СВО рассказал, как под обстрелами спасал раненых бойцов

Фото: личный архив П. Афанасьева

34-летний Павел Афанасьев попал на специальную военную операцию ровно год назад, с самого её начала. Тогда он проходил службу в 11-й десантно-штурмовой бригаде старшим санитаром медицинского взвода. Павел рассказал, почему без колебаний отправился на СВО, как вместе с товарищами под обстрелами вывозил с поля боя 13 раненых за один день, и почему не считает себя героем. 

За прошедший год мы рассказывали немало историй о героических подвигах наших бойцов в зоне проведения специальной военной операции, о врученных им наградах за проявленные в бою мужество и отвагу. Но кто задумывается о тех, благодаря кому многие из них с ранениями, но всё-таки вернулись домой живыми? 

Командировка в Чечню помогла в подготовке

Павел Афанасьев родом из Улан-Удэ, здесь он прожил всю жизнь. С 2016 года служил по контракту в 11-й ДШБ в должности старшего санитара медицинского взвода. В феврале 2022 года Павла направили на специальную военную операцию, где они вместе с водителем и врачом под грохот взрывов и свист пуль спасали раненых товарищей. 

К тому, что ему предстоит на СВО, Павел отнёсся спокойно. Он знал: это его долг. Конечно, полностью быть готовым к такому нельзя, говорит мужчина, ведь реальность от учений многим отличается. 

- Да, сначала у нас были учения. Ещё мне очень помогло то, что ранее у меня была командировка в Чечню, где проводили занятия и по тактике, и по огневой подготовке, и по медицинской части - много знаний дали, - рассказывает Павел. - Мы совершили пять выходов по горам, в общей сложности пробыли там три месяца. Когда попали на СВО, конечно, поначалу было тяжеловато, потому что ничего не понятно. Например, первые обстрелы - как себя вести, что делать? 

С опытом понимание пришло, а страх развеялся. Сначала Павел занимался перегрузкой раненых, после того как его товарищи выносили их с поля боя, - забирал, отвозил в больницу. Позже, ближе к лету, он сам попал на передовую с этой задачей - передавать бойцов в медроту. 

- Самое тяжёлое, помню, было наступление ВСУ на наше подразделение с трёх сторон. Приходилось прямо во время боя людей выносить, - вспоминает мужчина. - Были обстрелы, нас и птурили, и что только ни делали. ПТУР - это противотанковая управляемая ракета, которая обычно применяется против тяжёлой боевой техники - боевых машин пехоты и танков. А мы передвигались на специальном медицинском автомобиле, он совсем немного бронированный. Поначалу было не по себе видеть тяжелые ранения, мучения товарищей. У одного кишки наружу, у другого нога рядом лежит, у третьего полголовы нет. Со временем привыкаешь ко всему. Когда я видел разрушения, раненых людей, я представлял, что такое, возможно, случилось бы и в нашей стране, если бы не СВО. Особенно тревожно было, когда узнал про «грязную бомбу», которую власти Украины хотели сделать и бить по территории России. 

За всё время спецоперации Павел стрелял всего несколько раз, так как его основной задачей была помощь раненым и вывоз погибших. Но в каждый свой выезд они с товарищами всегда были готовы к бою, поскольку на маршруте эвакуации, по которому они передвигались, иногда работали украинские военные. 

13 спасённых за день

Один из дней на СВО Павел запомнил навсегда. Раненых было много. Кто легко - шел до машины сам, кого зацепило серьезно - выносили с поля боя на руках и носилках. Главное было действовать быстро, чтобы самому не поймать пулю или осколок. 

- В первый раз мы забрали четверых раненых, потом ещё девять человек, - рассказывает Павел. - Всё везде взрывалось, пули летели мимо наших голов, ничего не было понятно. С одним парнем мы тащили раненого, рядом вдруг что-то взорвалось и задело моего напарника. И его тоже потом тащили уже с другим. К счастью, он не сильно пострадал, лёгкое осколочное получил. Потом ещё не раз мы вывозили раненых, в том числе из леса, но тот день, когда мы вынесли 13 человек, был самым трудным. Таскать столько людей за один день, к тому же в тяжёлой экипировке, мягко говоря, непросто. За тобой летают вражеские коптеры. Надо всё делать максимально быстро, оказывая помощь. Нет времени беречь спину, думать о себе. Я тогда надорвался, потом пришлось делать несколько операций. Но ничего, главное - жив! 

В экипаже помимо нашего героя были водитель и доктор, который тут же оказывал помощь военнослужащим. Павел помогал доктору - где осмотр провести, где жгут и бинты подать. Сначала они старались отъехать на безопасное расстояние, прежде чем начать оказывать первую помощь, но постепенно врач стал выполнять свою работу прямо во время движения, так как в некоторых случаях каждая секунда на счету. 

- Одного мы не довезли. По пути у него сердце несколько раз останавливалось, мы откачивали. Но не спасли, - говорит Павел. 

«Мирные жители просили нас не уходить»

В одном из населённых пунктов, где некоторое время жили наши бойцы, Павел, его товарищи и врач помогали мирному населению. Люди попадали к ним кто с ранениями, кто с обычными проблемами со здоровьем. 

- Были прилёты от ВСУ, они же стреляют без разбора, в том числе по гражданским, по своим. Одному мирному жителю стопу оторвало. Нам потом командир бригады благодарность выразил за помощь мирным жителям. Одна бабушка жила у нас: из-за постоянных обстрелов у неё давление то и дело поднималось. Оказывали и медицинскую, и гуманитарную помощь. На 9 Мая наши повара раздавали людям полевую кашу, как это обычно бывает в День Победы. Устроили для них небольшой праздник. Помню, ко мне подходили местные жители, спрашивали, надолго ли мы тут, и просили не уходить - боялись, что вернутся ВСУшники. 

Приятными моментами были весточки из России в виде гуманитарной помощи, говорит Павел. 

- Приятно было, когда нам приходила гуманитарка, в том числе из родного Улан-Удэ. На коробках были надписи, от кого посылка - от такой-то школы, например, - с улыбкой рассказывает мужчина. - Связь со своими семьями мы всем взводом поддерживали через мой телефон. Я купил украинскую симку через местного человека. Со связью там проблема, не всегда и не везде ловит. В основном телефон в авиарежиме держали, мало ли что. Выбирали день, парни все по очереди писали сообщения своим родным, потом мы с напарником шли искать место, где ловит связь, чтобы включить интернет и отправить все сообщения. 

Домой Павел вернулся в ноябре и получил орден Мужества. По словам мужчины, единственное, что его расстроило - это то, как от сильных переживаний постарела мама. 

«Ребята делали свою работу, мы - свою»

Как говорит Павел, о своей работе на СВО он редко кому рассказывает и героической её не считает - каждый выполнял свой долг. 

- За новостями слежу каждый день. По состоянию здоровья вернуться на СВО не могу, к сожалению. Буду служить, - говорит Павел. - Многие дома - что друзья, что родственники - называют нас героями. Себя героем не считаю. Особо не рассказываю никому, только когда спрашивают. Я видел в бригаде тех раненых ребят, которых мы вывозили. И мне просто важно видеть их здоровыми и живыми, пусть даже они не помнят меня. Ребята делали свою работу, мы - свою.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях