звёзды
12692

Даниил Спиваковский: «В Бурятии очень хороший зритель»

В республике с гастролями побывал заслуженный артист России

Фото: О. Тютрина, premierasib.ru

В рамках реализации проекта «Пушкинская карта»​ в Бурятию прибыл заслуженный артист России Даниил Спиваковский. За два дня актёр выступил на нескольких площадках в Улан-Удэ с моноспектаклем «Мёртвые души»​ по произведению Гоголя. 

Между спектаклями артист нашёл время и побеседовать с нашим журналистом. Мы узнали у Даниила Спиваковского, в чём разница между московскими и улан-удэнскими зрителями, как познакомить детей с произведениями классиков, если они отказываются читать книги, и услышим ли мы в его исполнении бурятские произведения. 

Даниил Иванович, в Бурятию вы приехали в рамках проекта «Пушкинская карта». Расскажите немного о самом проекте и о том, почему для моноспектакля выбраны именно «Мёртвые души»​ Гоголя. 

– Проект появился более десяти лет назад. Я ангажирован Московским Домом музыки, где есть мой личный абонемент, который называется «Классика с Даниилом Спиваковским»​. И за эти годы я прочитал больше 20 произведений прежде всего русской классики, и мировой в том числе. Я сам пишу все сценарии, инсценировки, работаю с разными коллективами – симфоническими оркестрами, народными, джазовыми, сольными музыкантами и так далее. 

Когда возникло это замечательное начинание правительства России и Министерства культуры – «Пушкинская карта»​, ко мне обратились, чтобы я ездил по стране и для школьников читал русскую классику. Естественно, мы отобрали те произведения, которые актуальны для детей, которые они проходят в школе. Я читаю «Метель»​ Пушкина, «Мёртвые души»​, «Ревизор» и «Ночь перед Рождеством»​ Гоголя, «Левша»​ Лескова. Даже читаю сатирическое произведение Леонида Филатова «Сказ про Федота Стрельца». Эти произведения востребованы, на них с удовольствием ходят дети и подростки, приходят родители. Прежде всего по «Пушкинской карте»​.

Чем данный проект полезен для современных школьников? 

– Я адаптировал всё для них. Каждое произведение идёт в одном действии по часу. Поскольку в маленький город трудно вывезти музыкальный коллектив, я езжу один с музыкой, которая у меня на флешке. Музыка даёт серьёзное насыщение, и всё превращается в моноспектакль, где я перевоплощаюсь в разных персонажей. И ребята с удовольствием это слушают. 

Я и по своим детям знаю, как это трудно – заставить читать книгу. А тут дети хотя бы услышат из уст артиста это великое русское классическое слово. Так что это некая такая просветительская функция моей актёрской деятельности, она имеет место, и это приятно. 

Сегодня гаджеты составили серьёзную конкуренцию бумажным книгам. Как, на ваш взгляд, с этим бороться? 

– В определённой степени гаджеты вытесняют книги. Раньше дети как проводили досуг? Они могли брать книги или играли во дворе. Теперь они сидят в гаджетах, телефонах, планшетах и так далее. Я даже по своим детям это сужу. Но тут задача уже в том, чтобы родители в семье и учителя в школе как-то направляли ребят в нужное русло. Ну что делать? Либо приходите на мои моноспектакли, чтецкие программы и хотя бы услышьте эти произведения. 

А какие ещё у вас есть программы и есть ли шанс у жителей Бурятии увидеть их? 

– Сейчас мы получаем приглашение приехать ещё. Возможно, мы приедем сюда с другими произведениями уже в новом году, когда школьники получат новую «Пушкинскую карту»​. Может быть, привезём Пушкина, Гоголя или Филатова. 

У меня есть ещё программа «А нам нужна одна Победа», которую я сделал к 9 Мая, но оказалось, что она актуальна в любые времена. Там я рассказываю о величии Российской армии во все времена, о победе в Великой Отечественной войне, вспоминаю героизм наших солдат в войне 1812 года. Там ребята услышат военные стихи, песни и отрывки из произведений писателей-фронтовиков. Такая очень яркая и нужная на сегодняшний день программа. С ней тоже приеду. 

Нет ли у вас желания поработать с произведениями бурятских авторов? 

– Вчера (19 сентября. - Прим. авт.) я выступал в БГУ, мы разговаривали с ректором и преподавателем истории об этом вопросе. Например, я много сотрудничаю с Башкирией. Они как раз заказали мне башкирского национального автора ХХ века, и я читаю его произведения. И мы стали думать, в каких регионах страны ценят свою национальную культуру. Мне пообещали, что посоветуют бурятского автора и того, кто переведёт всё на русский язык. Я это адаптирую, сделаю инсценировку, музыку подберём. И, возможно, приеду в следующем году уже с такой национальной бурятской историей.

Есть ли какая-то разница между столичными театральными зрителями и улан-удэнскими? 

– В Улан-Удэ я далеко не в первый раз. Мы, артисты, оцениваем каждый город с точки зрения его зрителя. Я должен сказать, что в Бурятии очень хороший зритель, с удовольствием смотрит спектакли. Надо добавить, что в последние годы стёрлась грань между столичным зрителем и провинциальным. Уже нет никакой разницы. Конечно, благодаря развитию научно-технического прогресса мы все в одном поле существуем, поэтому и нет никакой разницы. Наоборот, в регионах зрители более открыты, с бóльшим удовольствием воспринимают то, что происходит на сцене, нежели искушённые столичные зрители. Зритель здесь замечательный, открытый, гостеприимный. 

Расскажите немного о своей семье.  

– Меня воспитывали мама, бабушка и дедушка. Дедушка был военным лётчиком. Они с бабушкой прожили долгую жизнь, оба в 94 года ушли из жизни. Мама – профессор Московского университета, доктор наук, известный психолог. 

Меня воспитывали в любви и привили этот навык. Мы теперь с женой также воспитываем наших четверых детей, чтобы они умели любить ближнего человека, а это определённый навык, который воспитывается в семье. 

Если ваши дети захотят или, наоборот, не захотят пойти по вашим актерским стопам, будете ли вы, как отец, влиять на их выбор? 

– Я видел просто искалеченные судьбы, когда родители в силу своего эгоизма тянули детей по своим стопам. Хотели, чтобы это была какая-то династия, потомственность поколений в этой профессии, к которой дети были совершенно не приспособлены – они хотели заниматься другим. Речь не только про актёрскую профессию. Я ни в коем случае не хочу этого делать, пускай мои дети сами выбирают свой путь. Если я увижу, что у них есть какие-то способности к актёрскому мастерству, я им помогу, но специально тянуть не буду. 

- Если не ошибаюсь, вы хотели стать психологом. Но как так получилось, что стали актёром? 

– Да, был такой период. Я стал актёром в определенной степени случайно, но с детства занимался в театральной студии. Когда я поступил в университет, играл в студенческом театре МГУ в конце 80-х – начале 90-х годов того столетия, и там были задействованы профессиональные артисты, которые сказали: «По-моему, у тебя есть какие-то актёрские способности»​. И я за компанию с друзьями держал экзамен в театральный вуз и поступил к великому мастеру Андрею Александровичу Гончарову, который всегда напоминал мне моего деда – такой же бескомпромиссный, фронтовик, прошедший Великую Отечественную войну. Поэтому все мои победы и успехи – его заслуга. 

- В качестве педагога по актёрскому мастерству как вы можете оценить подрастающее поколение актёров? Видна ли достойная смена уходящим кумирам? 

– Это нормальный процесс – кто-то уходит, кто-то рождается, происходит преемственность поколений. Во все времена были замечательные актёры – когда-то и они были молодыми и стали прославленными звёздами. Когда-то и я получал первые роли, а теперь делюсь своим жизненным опытом. Так устроена жизнь. 

С кем из прославленных известных советских актёров вам удалось поработать? 

– Я поработал с огромным количеством наших артистов, как с прославленными мастерами, так и с молодыми ребятами. Скажем так, мне жаль, что я не успел поработать с Евгением Евстигнеевым и мало поработал с Натальей Гундаревой. Я был тогда молодым артистом, а сейчас, когда я уже опытный профессионал, я с ними с удовольствием бы схлестнулся, но увы… 

А кто ваш любимый актёр? 

– Не то что любимые, но есть два актёра, с которыми по стилю игры и существования на сцене или в кадре чем-то мы похожи. Это Юрий Владимирович Никулин – особенно в драматических произведениях. Известно, что это был великий клоун, но помимо комедийных у него есть целый ряд драматических ролей, например, в фильме «Когда деревья были большими»​. 

И американский актер Джек Леммон, который известен комедийной работой по фильму «В джазе только девушки»​. Стиль актерской подачи, актёрской игры этих двух артистов мне близок.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях